В современной юридической литературе такое начало, как взаимность, не только обособляется в виде отдельного принципа, но и недвусмысленно констатируется важность его присутствия в общем строе принципов права ВТО. Так, С.И. Щеголев пишет: "...все регулирование международных отношений в рамках ВТО (система торговых преференций и система санкций) построено на ключевом принципе взаимности. Регулирование осуществляется путем согласования взаимных публичных интересов участников организации..." <1>. В целом это действительно так: система многосторонней торговли в рамках ВТО пронизана стремлением к либерализации торговли, максимально возможным уступкам, снижению барьеров, а следовательно, и доступу на рынки на базе неуклонного осуществления взаимности, возведенной в принцип отношений.
--------------------------------
<1> См.: Щеголев С.И. Применение права Всемирной торговой организации судами участников ВТО: международный и зарубежный опыт // Закон. 2013. N 5. С. 152 - 166.
Концепция взаимности проистекает из обязательственного права, независимо от того, касается оно внутренних или международных отношений. Это одно из известных наследий римского права: do ut des. Международное экономическое право вообще и международное торговое право в частности стали вотчиной этого принципа. Однако и во времена ГАТТ, и в нынешних условиях существования ВТО весьма нелегко измерить взаимность, хотя ввиду основополагающего значения этой конструкции в рамках указанных формирований много внимания уделяется тому, чтобы уточнить основные моменты ее существа. Французские ученые отмечают, что все попытки ГАТТ конкретно (in concreto) оценить ее окончились неудачей. Вместе с тем взаимной, по их мнению, является торговая уступка, которая признается таковой самими договаривающимися государствами, участвующими в переговорах <1>. Таким образом, право ВТО основывается на таком важном критерии взаимности, как баланс уступок. Недаром ГАТС называет именно этот момент краеугольным, непосредственно указав его в преамбуле: "...продвижение интересов всех участников на основе взаимной выгоды и обеспечения общего баланса прав и обязательств".
--------------------------------
<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 82.
В ГАТТ и ГАТС, в том числе в п. 8 ст. XXXVI ГАТТ, взаимность увязана с взаимной выгодой. Так, преамбула ГАТТ гласит: "Правительства... желая содействовать этим целям путем заключения взаимных и взаимовыгодных договоренностей, направленных на существенное снижение тарифов и других барьеров торговле и на устранение дискриминационного режима в международной торговле, договорились через своих представителей о нижеследующем..." А в положениях ГАТС применительно к основам договоренности устанавливается стремление "к скорейшему достижению прогресса в повышении уровня либерализации торговли услугами путем проведения последовательных раундов многосторонних переговоров, направленных на продвижение интересов всех участников на основе взаимной выгоды и обеспечения общего баланса прав и обязательств, уделяя при этом должное внимание целям национальной политики". Кроме того, зафиксированы признание права членов регулировать поставки услуг на своих территориях и вводить новое регулирование для достижения целей национальной политики и, учитывая асимметрию, существующую в отношении степени развития регулирования услуг в различных странах, особые потребности развивающихся стран в реализации этого права. Как свидетельствуют практика и заключения специалистов, ГАТТ закрепило уравнительный принцип взаимности, соединив его с принципом взаимной выгоды <1>. Между тем в реализации принципа взаимности в части установления "баланса прав и обязательств", нахождения "баланса уступок" имеются немалые трудности, связанные с объективно существующим положением дел: отсутствием в ГАТТ и других соглашениях критериев или признаков, дефиниций "баланса уступок". Д. Карро и П. Жюйар вполне обоснованно полагают: "...главные причины таких пробелов состоят в том, что пока нет таких инструментов, чтобы соразмерить уступки. Неполной является таможенная статистика, и, конечно же, как и раньше, государства не желают ограничивать свободу самостоятельной оценки уступок и выгод. Только в одном ГАТТ устанавливает ясное правило, требуя эквивалентности между снижением высоких таможенных пошлин и "замораживанием" не очень высоких пошлин либо беспошлинного режима (ст. XXVIII-bis, п. 2(a))" <2>. Упомянутые ученые считают расплывчатость положений ГАТТ/ВТО скорее позитивным обстоятельством - гибкостью в регулировании, аргументируя это возможностями, открывающимися для каждой договаривающейся стороны на торговых переговорах самостоятельно оценить "равновесность" получаемых и предоставляемых выгод. При этом уступки в нетарифной сфере, также трудно поддающейся количественным сопоставлениям, предлагается рассматривать через призму эквивалентов снижения таможенных пошлин, где проще дать количественную оценку <3>. Несомненно, большая доля самостоятельности и собственного усмотрения в определении того, что выгодно или невыгодно государству во взаимных торговых отношениях, является не просто позитивом, но такой частью международно-правового регулирования, которая вытекает из всей совокупности основных принципов современного международного права, в том числе принципа уважения государственного суверенитета. Однако в условиях функционирования многосторонней торговой системы огромную роль играет сравнение выгод и преимуществ одних участников торговли с сопоставимыми ненарушениями (либо наоборот - нарушениями) норм, установленных правом ГАТТ/ВТО, со стороны других. В этом случае поиск окончательных ответов на вопрос о соблюдении или несоблюдении баланса уступок, их эквивалентности или неэквивалентности будет "идти по кругу", а это означает, что "гибкость" регулирования превратится в непреодолимое для него препятствие.
--------------------------------
<1> Там же. С. 84.
<2> Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 84.
<3> Там же.
У принципа взаимности в праве ВТО есть и еще одна непростая с юридической и фактической точек зрения сторона. Как указывают процитированные ранее французские авторы, "понадобились годы, чтобы перейти к консенсусу по вопросу об ограничении действия принципа с учетом уровня развития государств. В настоящее время взаимность соблюдается только в переговорах между государствами, равными в развитии, а противоположный принцип - принцип невзаимности - в переговорах с развивающимися странами" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 82.
Действительно, п. 8 ст. XXXVI, которая включена в добавленную к ГАТТ в 1966 г. ч. IV, закрепляет, что "развитые Договаривающиеся Стороны не ожидают взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых переговорах о снижении или устранении тарифов и других барьеров для торговли менее развитых Договаривающихся Сторон". Следовательно, в этом случае речь идет о возникновении "невзаимности" как о принципиальном правиле поведения развитых государств в их отношениях с развивающимися странами, и наоборот. С учетом этого действие принципа взаимности в рамках ГАТТ привело к непредсказуемому и парадоксальному результату, а именно к такому положению, когда эволюция торговых отношений между некоторыми группами государств обернулась тем, что, поскольку развивающиеся страны не были в состоянии ответить развитым государствам теми же предоставлениями, уступками и мерами, а следовательно, играть хоть какую-то роль в принятии решений, к управлению международной торговлей и определению ее основ допускаются только развитые страны.
В совокупности приведенных и прочих положений, которые зафиксированы в текстах пакета соглашений ВТО, не только выявляется юридическое содержание принципов взаимности и взаимной выгоды, которые, как было показано выше, в ряде случаев поставлены в праве ВТО на один уровень, хотя и представляют собой различные юридические категории, но и проливается свет на некоторые последствия их прямого и обратного эффекта на регламентируемые отношения.
|