Главным потенциальным источником распространения терроризма в государствах Южной и Центральной Азии в настоящее время является Афганистан. Это обусловлено тем, что за время своего пребывания в Афганистане США и их союзники не смогли создать ни армии, ни эффективных сил безопасности, способных противостоять исламским экстремистам, ни создать экономическую основу политической стабильности в стране.
В соответствии с докладом Пентагона «во второй половине 2015 года общая ситуация в области безопасности в Афганистане ухудшилась. Правительству Афганистана с большим трудом удается отражать широкомасштабные наступательные действия движения «Талибан» и сдерживать экстремистов, связанных с группировкой «Исламское государство»102.
Вашингтон был вынужден пересмотреть свои планы относительно вывода войск, и в октябре 2015 г. Обама объявил о решении замедлить вывод войск из Афганистана, чтобы сохранить там в течение всего 2016 г. контингент численностью 9,8 тыс. человек. К концу следующего года этот показатель сократится до 5,5 тыс. военнослужащих, которые будут находиться в Кабуле, а также на трех базах на территории страны.
«Этот вынужденный шаг является еще одним красноречивым свидетельством полного провала 14-летней военной кампании Вашингтона и его союзников в Афганистане, — констатировали в МИД Российской Федерации. — За столь длительный срок, как мы неоднократно отмечали ранее, США не удалось искоренить терроризм и наркоугрозу, подготовить боеспособные национальные вооруженные силы, обеспечить безопасность и стабильность в Афгани- 103
стане» .
В настоящее время основными процессами, определяющими внутриполитическую обстановку в Афганистане, являются:
продолжение внутреннего противостояния проправительственных политических сил и сил оппозиции по ключевым вопросам развития государства, финансово-экономическим проблемам и проблемам безопасности Афганистана;
активизация подготовки движения «Талибан» к широкомасштабному наступлению на правительственные учреждения в основных городах, уездах и провинциях, на военные гарнизоны правительственных сил, военные базы и другие объекты вооруженных сил США на всей территории страны;
расширение присутствия различных террористических и экстремистских группировок на территории страны, в том числе группировок, ориентирующихся на сотрудничество с ИГИЛ.
В настоящее время в Афганистане можно выделить три этнические группы, которые находятся друг с другом в конфликтных отношениях. Первая группа — это пуштуны. Именно пуштунов считают ответственными за создание и деятельность движения Талибан.
Вторая группа — таджики, которые когда-то были правящей группой в Афганистане. Затем, несмотря на победу «Северного альянса» в 2001 г., с приходом к власти пуштунского правительства Х. Карзая вместо прежней таджикской администрации Б. Раббани они потеряли власть. Естественно, это порождает у них опасение перед пуштунами, а также вызывает естественное желание отделиться или наоборот взять реванш в афганском руководстве.
Третья группа — это этнические узбеки, которые всегда чувствовали себя ущемленными, как со стороны пуштунов, так и таджиков.
Таким образом, сегодня внутреннеполитическая обстановка в Афганистане характеризуется как крайне напряженная, нестабильная, малоконтролируемая, и перспективы ее кардинального улучшения в ближайшее время не просматриваются. Не исключено, что дальнейшее развитие ситуации в стране может пойти по «иракскому» или ливийскому сценариям. В этом случае возможны два варианта развития ситуации — приход к власти движения «Талибан» с последующим созданием радикального исламского государства, или распад Афганистана с большим количеством междоусобных войн, как на территории современного Афганистана, так и прилегающих к нему территориях.
Более того, обстановка осложняется расширением масштабов присутствия и противостояния различных террористических и экстремистских группировок на территории страны и, прежде всего, «Исламского Государства Хоросан» — фактически филиала ИГИЛ на территориях Афганистана и Пакистана, которое пребывает в силовом противостоянии как с армией и силами безопасности страны, так и отрядами боевиков движения «Талибан».
Однако, кроме внутренних факторов, определяющих развитие ситуации в Афганистане, не меньшую значимость для нее имеет влияние внешних факторов, из них некоторые способны серьезно повлиять на дальнейший ход событий. О попытках США решить афганскую проблему и результатах их деятельности уже было сказано выше. Кроме того, необходимо также учитывать и то, что проамериканское правительство А. Гани будет следовать в первую очередь в русле американской политики в этом регионе. Афганистан, конечно, заинтересован сейчас в экономическом взаимодействии со странами ШОС. Но в то же время соглашения Афганистана о стратегическом партнерстве с США и Великобританией — это свершившийся факт и руководство Афганистана будет строить свою политику в соответствии с этими соглашениями.
Вторым по значимости международным актором, оказывающим существенное влияние на ситуацию в Афганистане, в настоящее время является Пакистан. Интересы Пакистана в отношении Афганистана проявляются по двум направлениям.
С одной стороны, есть желание стабилизировать обстановку в Вазиристане (о чем будет сказано ниже). Пакистанское руководство опасается талибов, которые еще в 2004 г. фактически создали свое квазигосударство в Вазиристане. Этот вопрос так и остался нерешенным. Исламабад до сих пор не восстановил контроль над так называемой «зоной племен», граничащей с Афганистаном. Для решения этой проблемы пакистанской армии необходимо перенести военные действия на территорию соседнего Афганистана, что по сути означает полномасштабную войну между двумя государствами.
Кроме того, в Пакистане имеются также сторонники усиления контроля над всем Афганистаном, а возможно, если удастся, и пересмотра «линии Дюранда». Эта линия разделила территорию, где проживают пуштуны, примерно на две равные части. При этом ни одно афганское правительство не признает эту границу даже под давлением США. В Пакистане же есть достаточно серьезный сегмент элиты, который нацелен на присоединение «пуштунских земель» Афганистана или, по крайней мере, части этих земель к Пакистану.
Положительное влияние на развитие ситуации в Афганистане оказывает Индия, у которой с ним заключено соглашение о стратегическом партнерстве. Индия заинтересована в реализации своих коммуникационных и энергетических проектов в северном векторе своей внешней политики, но это возможно только при условии стабилизации Афганистана. Индия заинтересована также в строительстве газопровода ТАПИ (Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия). Сближению двух государств способствует также борьба против религиозного экстремизма, терроризма и наркотрафика. Кроме того, Индия заинтересована в снижении влияния Пакистана на афганскую ситуацию.
Необходимо отметить также, что в афганском вопросе Индия скорее действует в интересах США, чем России и стран Центральной Азии. Так, в 2012 г. Индия сорвала планируемую встречу в формате «Душанбинская четверка» (Россия, Таджикистан, Афганистан и Пакистан), которая имела неплохие перспективы в плане стабили
зации обстановки в Афганистане. Именно позиция Индии, которая
всеми способами стремится помешать возвышению Пакистана, по-
104
мешала реализации этого проекта .
Кроме того, Индия является одним из крупнейших региональных доноров Афганистана. Она направила в эту страну только гуманитарной помощи на 550 млн долл. Индия занимает сегодня шестое место в мире по объему инвестиций в экономику Афганистана (2,1 млрд долл.). В настоящее время в Афганистане находится более 4 тыс. граждан Индии, участвующих в различных проектах по восстановлению Афганистана (подготовка афганских полицейских, помощь в области образования, здравоохранения, энергетики и сфере телекоммуникаций). Открыты и успешно работают, помимо посольства в Кабуле, 4 индийских консульства в Герате, Мазари-Шерифе, Джелалабаде и Кандагаре. С 2011 г. Индия приступила к поставкам оружия Афганистану, что положило начало оборонному взаимодействию двух стран105.
Иран в силу многих общих цивилизационных основ исторически тесно связан с Афганистаном и имеет большое влияние в этой стране. Иран тесно работает с национальными, религиозными, политическими и военными группировками Афганистана, что явно свидетельствует об его намерениях играть важную роль в стране в стратегической перспективе.
Интересы Ирана в Афганистане, прежде всего, связаны с укреплением влияния в западных провинциях страны, которые исторически относились к Персидской империи. В списке стран, инвестирующих в последние годы средства в экономику Афганистана, Иран прочно входит в первую пятерку. В настоящее время Иран является одним из ведущих торговых партнеров Афганистана, заметно потеснив соседний Пакистан.
Большую озабоченность у соседних с Афганистаном государств, кроме террористической угрозы, вызывает также афганская наркоэкспансия, которая грозит привести к политической нестабильности в некоторых государствах Центральной Азии. Так, за последние 14 лет посевные площади опийного мака в Афганистане увеличились почти на треть. Как отмечают международные эксперты, сего-
дня маковые плантации в Афганистане занимают 224 тыс. га. В результате наркокартели стали в большем объеме получать сырье для производства героина.
Рост наркопроизводства в Афганистане способствует также развитию сети доставки опиатов до конечных потребителей. Через страны Центральной Азии проходит так называемый «северный маршрут» афганского наркотрафика. Он идет из Афганистана в страны ЦАР, а оттуда — в города России и Европу. Практически во всех центрально-азиатских государствах последние годы наблюдается резкий рост наркозависимых, что не добавляет оптимизма руководству этих стран.
Следует также учитывать, что опий кормит не только афганских крестьян и наркоторговцев. Полученные от его продажи средства используются движением «Талибан» и экстремистскими организациями в государствах ЦАР для поддержания боеспособности своих вооруженных формирований.
|