Вторник, 26.11.2024, 18:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Сепаратизм в Индии как источник терроризма в Южной Азии

В основе возникновения сепаратизма в Индии лежат исторические реалии процесса обретения независимости Индией и Пакистаном в 1947 г. Тогда при разделе бывшей южно-азиатской колонии Великобритании три четверти княжества Джамму и Кашмир с преобладающим мусульманским населением отошли к Индии и стали ее штатом. Именно англичане несут львиную долю ответственности за продолжающееся геополитическое противостояние Индии и Пакистана, в котором, прежде всего, и заинтересован западный мир. Для США и Великобритании независимая сильная Индия представляет значительную угрозу, поэтому с самого начала было решено, во-первых, разделить ее на два государства (затем добавилось третье — Бангладеш), а во-вторых — стравить государства Индостана в непрекращающемся противостоянии. Одним из инструментов этого стравливания и является кашмирский конфликт.

В современном индийском штате Джамму и Кашмир этнокон- фессиональная ситуация выглядит следующим образом: большая часть населения — 67 % исповедует ислам, 30 % — индуизм, 2 % — сикхизм и 1 % — буддизм. При этом существуют значительные различия между отдельными территориями штата.

Так, в северной части — Кашмире мусульмане составляют до 97 % населения. На юге штата — в Джамму, наоборот, 65 % населения составляют индуисты, мусульман лишь 31 %, сикхов — 4 %. В Ладакхе 46 % составляют буддисты116. То есть этноконфессио- нальный расклад в штате отличается неравномерностью распределения этнических и конфессиональных групп по его территории, при этом существует очевидное преобладание в численности мусульманского населения.

Что касается этнической картины, то население Кашмира представлено следующими группами:

дардские народы, промежуточные между индийскими и иранскими — кашмирцы, шина, калаши и другие этносы, из которых 92 % — мусульмане, остальные — индуисты;

индоарийские народы — пенджабцы, догры, хиндустанцы и другие этносы, преимущественно населяющие южную часть штата и исповедующие индуизм, сикхизм или ислам;

тибето-бирманские народы — ладакхи, балти, тибетцы — населяют северо-восточную часть штата и исповедуют преимущественно буддизм ламаистского толка, а также тибетскую религию бон (за исключением балти, которые едва ли не единственная тибето-бирманская народность, исповедующая ислам шиитского толка);

буриши, говорящие на языке бурушаски и населяющие область Хунза, в настоящее время контролируемую Пакистаном. Эта народность также исповедует ислам;

пуштуны (афганцы), относящиеся к иранским народам и поддерживающие тесные связи с соплеменниками в Пакистане и Афганистане .

На подконтрольной Пакистану территории Кашмира образованы провинции Северная и Азад Кашмир, тогда как индийская территория входит в состав штата Джамму и Кашмир. Помимо того, примерно 10 % территории Кашмира в 1962 г. было оккупировано китайскими войсками и до сих пор эта территория, носящая название Аксай Чин, входит в состав КНР, как и часть Транс-Каракорум- ского тракта, присоединенная к Китаю в 1963 г. с согласия пакистанской стороны.

Однако раздел территории бывшего княжества между Индией, Пакистаном и КНР не означал прекращения вооруженных конфликтов в регионе. Мусульманские организации, базирующиеся в пакистанском Кашмире, не собираются мириться с тем, что значительная часть их единоверцев остается в составе индийского штата Джамму и Кашмир — в том числе, в районе кашмирской долины. Естественно, что штат Джамму и Кашмир стал постоянной мишенью атак террористов. Поэтому на территории штата базируется значительный по численности индийский военный контингент, призванный обезопасить регион от возможного риска пакистанского или китайского вторжения. Так, в 1990 г. в штате Джамму и Кашмир, ввиду постоянной угрозы террористических атак со стороны радикальных организаций, были расквартированы двадцать индийских дивизий.

В настоящее время ключевыми акторами военно-политической ситуации в Кашмире являются следующие религиозно-политические организации:

«Джамиат уль-улама-и ислам» — Общество исламских богословов. Именно эта пакистанская организация осуществляет вербовку и подготовку боевиков для кашмирских военизированных формирований.

«Лашкар и-Джангви» — Армия Джангви, вторая по значимости религиозно-политическая организация, осуществляющая вербовку и подготовку боевиков для вооруженных формирований и непосредственно руководящая последними.

«Хизб-и муджахидин» — Партия борцов за веру. Является одной из наиболее радикальных исламских организаций региона, выступающих за независимость Кашмира.

Следует отметить, что все перечисленные организации относятся к радикальному крылу ортодоксального суннитского ислама. Это объясняется тем, что именно сунниты в современном мире представляют собой наиболее активную исламскую силу. Пакистан и афганские талибы оказывают поддержку именно суннитским организациям.

В то же время в Кашмире проживает и значительное количество мусульман-шиитов, прежде всего — исмаилиты. Для радикальных суннитов они выступают вторыми после индуистов и буддистов идеологическими врагами. Руководителями суннитских организаций пропагандируется обращение их в суннизм, или «очищение» будущего исламского Кашмира от исмаилитов. Позиции исмаилитов сильны в горных районах, прежде всего среди небольших этнических групп вроде балти и буришей. Своим главой исмаилиты считают имама Ага-хана IV. Этот духовный лидер исмаилитских общин Индии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана и других стран постоянно проживает в Великобритании, но пользуется большим влиянием в регионе.

Таким образом, решение кашмирской проблемы невозможно без учета интересов исмаилитской общины, которая также не удовлетворена растущим влиянием ортодоксальных суннитских организаций, угрожающих самому существованию шиитского ислама в Северо-Западной Индии.

Индо-пакистанские конфликты на этой почве и атаки повстанцев к началу XXI в. унесли жизни не менее чем 30 тыс. военнослужащих и мирных жителей. Пакистанские источники уверяют, что количество погибших в боевых действиях мусульман гораздо выше и достигает 70 тыс. человек. Фактически Джамму и Кашмир является незатихающей горячей точкой, эскалация насилия в которой значительно превосходит другие проблемные индийские штаты, включая и Северо-Восточную Индию, где также действуют сепаратистские вооруженные организации.

Фактически столкновение индийских и пакистанских интересов в Северо-Западной Индии является одним из фронтов общего противостояния мусульманского и немусульманского мира. Поскольку кашмирских мусульман активно поддерживают Пакистан и афганские талибы, с оружием, пропагандистской литературой, организационным обеспечением у них проблем не наблюдается. И это в значительной степени усложняет эффект действий правительственных войск и спецслужб, которым оказывается не под силу преодолеть вооруженное сопротивление в Джамму и Кашмире. Ситуация усугубляется тем, что Индия и Пакистан являются ядерными державами, и в случае обострения положения в регионе Кашмира последствия не только для этих стран, но и для всего человечества, могут быть самыми непредсказуемыми.

Суммарная численность боевиков вооруженных формирований в этом районе оценивается в пределах от 6 до 10 тыс. человек, причем большая их часть имеет существенный опыт боевых действий в горячих точках различных регионов мира. В это число, по данным индийских спецслужб, входит около 3 тыс. иностранных добровольцев из Афганистана, Бангладеш, Судана, Египта, Ливии, Ирана, Казахстана, Чечни, Йемена, Бахрейна, Албании, Боснии и Герцеговины, других государств. Координирует их действия Объединенный совет джихада.

На вооружении боевиков находится стрелковое оружие, гранатометы, минометы, реактивные снаряды, зенитные установки, фугасы, инженерные мины различных образцов, средства связи. Переброска оружия и боеприпасов в распоряжение вооруженных формирований, действующих в назначенных операционных зонах, осуществляется с сопредельной территории Пакистана вьючными караванами. Основная операционная зона действия группировок — Кашмирская долина и прилегающие районы.

К наиболее крупным операциям сепаратистов в Индии можно отнести захват в мае 1999 г. боевиками из Пакистана количеством около 1000 человек ряда высот на индийской стороне. Выбить их оттуда индийской армии удалось только в середине июня. 13 декабря 2001 г. произошло нападение пакистанских боевиков на здание индийского парламента в Нью-Дели. В то время оба государства балансировали на грани войны, а их сухопутные войска были сосредоточены вдоль границы.

26 ноября 2008 г. группа вооруженных автоматами и гранатами боевиков совершила серию дерзких терактов в деловой столице Индии городе Мумбаи, жертвами которых стали не менее 195 человек118. Никаких требований террористы не выдвигали. Целью атаки было — осложнить ситуацию в Индии и «наказать» правительство Индии за тесное сотрудничество с США.

При этом в ходе индо-пакистанского диалога по Кашмиру стороны сохраняют существенные разногласия по этой проблеме. Индия настаивает на том, что, хотя кашмирский вопрос и обсуждается в ходе переговоров с Пакистаном, судьба Джамму и Кашмира решена окончательно и ревизии не подлежит. Министерство внешних сношений Индии время от времени выступает с заявлениями, что индийскими считаются не только Джамму и Кашмир, но и северные территории, контролируемые Пакистаном (вчастности, область Гил- гит-Балтистан). Одновременно Индия, как и ранее, дает понять, что ее удовлетворило бы сохранение статус-кво, то есть нынешний раздел Кашмира по так называемой линии контроля. Официальная позиция Пакистана иная: он не согласен на раздел спорной территории по этой линии и выступает против ее легитимации на постоянной основе и разрешения таким способом существующей проблемы119.

Следует также отметить, что созданию условий для усиления и распространения терроризма в Южной Азии дополнительно способствует и наличие в регионе больших слоев населения, которые относятся к террористам с большим сочувствием, считая их борцами за свободу и справедливость. После оккупации Афганистана и Ирака в мусульманском мире все больше верят в необходимость борьбы с «новым крестовым походом» на них христиан. Даже на уровне правительств некоторых государств, ведущих борьбу с терроризмом, появляются заявления, косвенно поддерживающие это мнение.

К особенностям распространения терроризма в Южной Азии некоторые исследователи относят также социально-экономические причины межэтнических конфликтов, вызванные борьбой за территории и ресурсы между этническими элитами одной и той же страны. Преломление данных факторов через идею национализма актуализирует проблемы, выливается в противостояние одного этноса другому, за которым следует сепаратизм и использование террористических способов борьбы.

Поэтому для предотвращения межэтнических конфликтов, этнического сепаратизма и терроризма необходимо повышать уровень жизни населения, соблюдать баланс развития между регионами по приросту населения, темпам урбанизации, обеспеченности продовольствием и другими материальными благами. Проблема сепаратизма в регионе должна решаться посредством внедрения принципов автономии и федерализма, путем последовательного образования автономных административных единиц преимущественно по языковому или религиозному принципу.

Следует отметить, что в последнее время наметились определенные положительные сдвиги в борьбе с сепаратизмом и терроризмом в регионе. Это, прежде всего, обусловлено следующими обстоятельствами:

государства региона осознали значимость борьбы с терроризмом в современных условиях и приняли соответствующие меры, препятствующие получению террористами финансовых средств, оружия, их свободному перемещению и проживанию;

некоторые сепаратистские организации региона, ранее признаваемые борцами за свободу, хотя и применяющими террористические способы борьбы в качестве средства достижения своих целей, были переведены мировым сообществом в разряд террористических организаций со всеми вытекающими последствиями;

правительства некоторых государств, которые ранее оказывали поддержку сепаратистским террористическим организациям в других странах, получили всеобщее осуждение как пособники терроризма и были вынуждены отказаться от такой поддержки;

ведущие страны мира значительно увеличили финансовую и техническую помощь развивающимся государствам для организации противодействия терроризму на их территориях;

интересы создания условий для экономического развития государств региона поставили перед их властями необходимость обеспечить безопасность бизнеса и иностранных инвестиций, что в свою очередь потребовало от них динамично и эффективно решать «застарелые проблемы мятежных территорий».

После того, как в мае 2014 г. Н. Моди вступил на пост главы правительства Индии, наметилась тенденция разрядки напряженности в двусторонних отношениях, однако на границе между странами то и дело происходят перестрелки.

25 декабря 2015 г. премьер-министр Индии Н. Моди провел встречу с премьер-министром Пакистана Н. Шарифом120. Этот неожиданный визит Моди в Пакистан стал свидетельством наметившейся тенденции смягчения напряженности в двусторонних отношениях. На переговорах стороны договорились продолжать мирный процесс, возобновить всеобъемлющий диалог, совместно бороться с бедностью, укрепить гуманитарные обмены и восстановить переговоры на уровне секретарей по иностранным делам.

В последние годы правительства Индии и Пакистана осознали, что долгосрочная конфронтация вредит обеим сторонам. По мнению аналитиков, существуют три аспекта смягчения отношений между двумя странами.

Во-первых, правительство Пакистана продвигает строительство экономического коридора Китай—Пакистан для достижения национального процветания, а правительство Индии надеется на сохранение быстрых темпов роста экономики. Экономическое развитие требует стабильной внешней обстановки, поэтому правительства двух стран рассматривают диалог в качестве единственного эффективного пути к смягчению двусторонних противоречий.

Во-вторых, Н. Моди принял приглашение присутствовать на саммите Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии, который пройдет в 2016 г. в Исламабаде, и теперь обе стороны пытаются создать благоприятную атмосферу для успешного проведения данного мероприятия.

В-третьих, в июле ШОС запустила процедуру по принятию в свой состав Индии и Пакистана, что заложило новую платформу сотрудничества между двумя странами и выдвинуло новые требования

121

к обеспечению мира и стабильности в регионе .

В заключение приведем общие черты деятельности сепаратистских и экстремистских движений в Южной Азии.

Первое. Экстремистские и сепаратистские организации распространяют радикальные идеи, отрицают легальность местных властей, тем самым провоцируя людей на свержение власти и расшатывание общественных устоев государства.

Второе. Экстремистские и сепаратистские организации нарушают законы, совершают теракты, нападают на государственные структуры. Кроме того, для финансового обеспечения своей деятельности они активно занимаются наркобизнесом, торговлей оружием, нелегальной миграцией, что подрывает стабильность государства.

Третье. Для ведения борьбы с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом правительства государств Южной Азии вынуждены использовать большие политические, экономические и культурные ресурсы, что препятствует развитию экономики. Экстремистские организации выступают также против глобализации и модернизации, препятствуют притоку иностранных инвестиций, что также задерживает экономическое развитие. Теракты, которые применяют экстремисты и сепаратисты для достижения своих целей, наносят значительный материальный ущерб.

Четвертое. Деятельность экстремистских и сепаратистских организаций наносит значительный ущерб двусторонним отношениям между государствами. Такое положение наблюдается в отношениях между Индией и Пакистаном, Пакистаном и Афганистаном, Афганистаном и Ираном, Афганистаном и центрально-азиатскими государствами. Таких примеров можно привести множество.

Таким образом, экстремизм и сепаратизм наносят огромный вред безопасности государств Южной Азии и стабильности региона в целом. Поэтому в целях повышения эффективности борьбы с этими явлениями все страны должны тесно сотрудничать, вместе защищать мир, безопасность и стабильность региона.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (05.04.2017)
Просмотров: 563 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%