Вторник, 26.11.2024, 18:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Институт правового регулирования национального денежного обращения. Наличное и безналичное обращение национальной валюты в РФ

Деньги - многоаспектное явление, изучаемое на стыке юридической и экономической наук. Более того, даже в рамках правовой науки в разных отраслях сущность, значение и функции денег оцениваются по-разному. Так, для гражданского права деньги - это в первую очередь средство обращения, для финансового же права - это средство платежа. Оставляя за скобками первый подход, обратимся к финансово-правовой теории денег.

Еще в конце 80-х гг. XIX в. В.А. Лебедев отмечал, что главная функция денег заключается не в "их товарном значении, а в санкции, даваемой им законом. В силу этого... закон может уполномочить к обращению деньги даже и худого качества" <1>. Основываясь на данном постулате, государственная, или, как ее еще называют, номиналистическая, теория денег исходит из того, что основной (а для некоторых единственной) функцией денег является функция средства платежа. В то же время подобный подход, на наш взгляд, сильно сужает понимание денег как категории финансового права. Представляется, что с финансово-правовой точки зрения деньги выполняют следующие функции:

1) функция средства платежа. С экономической точки зрения данная функция позволяет преодолеть временной разрыв между моментом оплаты и передачи товаров. Для финансового же права важна возможность осуществления платежей, не предполагающих получение встречного предоставления, например для уплаты налогов, таможенных пошлин и т.д.;

2) функция средства обращения. Традиционно считается, что деньги как финансово-правовая категория не выполняют функцию средства обращения - в таком качестве деньги участвуют в гражданском обороте, опосредуя процесс товарообмена (по схеме "товар - деньги - товар"). Но так ли это на самом деле? Например, И.И. Кучеров отмечает, что функция средства обращения "непосредственно проявляется в том, что использование денег позволяет осуществлять продажу и покупку товаров, работ и услуг, тем самым обеспечивая их обращение" <2>. Применительно к рассматриваемой проблеме наибольший интерес представляет вопрос об обращении работ и услуг. Очевидно, что данный процесс происходит по схеме "деньги - работа" или соответственно "деньги - услуга". Применительно к работам в дальнейшем будет происходить оборот их овеществленного результата, т.е. товара. Услуги же вообще не подлежат дальнейшему обороту, поскольку полностью потребляются в процессе их оказания. В данном случае термин "обращение" предполагает передачу товаров, оказание услуг, выполнение работ одним лицом в пользу другого лица. Оборот в таком случае может происходить несколько раз, а может иметь и один цикл. Следовательно, функция средства обращения предполагает наличие встречного предоставления (как имущественного (товар), так и неимущественного (услуга)) в счет уплаченных или подлежащих уплате денег.

--------------------------------

<1> Цит. по: Лебедев В.А. Финансовое право: Учебник. М., 2000. С. 410.

<2> Кучеров И.И. Деньги, денежные обязательства и денежные взыскания: Монография. М., 2012. С. 40.

Государство и муниципальные образования со своей стороны вправе совершать в отношении заинтересованных лиц юридически значимые действия, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Право на совершение таких действий обусловлено наличием у данных субъектов властных полномочий (ни одно другое лицо не вправе совершать указанные юридически значимые действия под страхом наказания). Реализация публичных услуг происходит вне рамок гражданского оборота. Совершаются юридически значимые действия за плату, которая зачисляется в качестве налогового дохода (государственная пошлина) или неналогового дохода (плата за использование лесов, водных объектов) соответствующего бюджета бюджетной системы. Исходя из этого можно заключить, что деньги как категория финансового права все-таки выполняют функцию средства обращения, поскольку в данном случае, во-первых, отношения между плательщиком и публичным субъектом возникают за рамками гражданского оборота, а во-вторых, заинтересованное лицо в счет уплаты денежного взноса получает встречное предоставление в виде совершения в отношении его юридически значимого действия;

3) функция средства учета. Данная функция непосредственно вытекает из экономической функции меры стоимости, выполняя которую деньги используются для измерения стоимости различных товаров. С точки зрения бухгалтерского учета деньги представляют собой актив, т.е. имущество организации. Такое понимание основывается на экономической теории денег, и оно справедливо лишь в отношении денежных средств, находящихся в кассе, на расчетных и прочих счетах организации. Однако, помимо этого, деньги выступают в качестве универсального измерителя объектов бухгалтерского учета. Так, в соответствии с п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации. Ведение учета на синтетических счетах возможно только в денежной форме, на аналитических счетах допускается отражение информации как в денежном выражении, так и в натуральных показателях. Помимо бухгалтерского учета, в денежном выражении также ведется налоговый и бюджетный учет. В связи с этим можно сказать, что деньги - универсальный измеритель, используемый для ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного, статистического и других видов учета;

4) функция средства формирования и накопления фондов денежных средств. Деньги - это материальное выражение фондов денежных средств государства, муниципальных образований и других субъектов финансовых правоотношений. Именно совокупность указанных фондов образует финансовую систему государства, которая, как известно, обусловливает систему отрасли финансового права. По своей сути фонд - это совокупность денег <1>. Фонды позволяют накапливать денежные средства для того, чтобы в дальнейшем государство и муниципальные образования могли использовать их в ходе своей деятельности. Кроме того, в процессе финансовой деятельности публично-правовые образования формируют различные резервы (например, золотовалютные), которые используются для проведения денежно-кредитной политики, а также покрытия непредвиденных нужд. Фонд - это инструмент сохранения и накопления денежных средств. Порядок же создания, распределения (перераспределения) и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и муниципальных образований закрепляется в нормативных правовых актах различной юридической силы;

5) информационная (контрольная) функция. Деньги - это также и носитель информации, инструмент обратной связи, который позволяет оценивать эффективность государственной политики.

--------------------------------

<1> Такой подход к рассмотрению фондов является слишком ограниченным, что в полной мере осознается авторами.

Подчеркнем, что деньги выполняют все вышеперечисленные функции именно на основе норм финансового права. Например, налоговое законодательство предусматривает только денежную форму исполнения налоговых обязательств (функция средства платежа), а также то, что юридически значимые действия совершаются только при условии уплаты соответствующего взноса (функция средства обращения). Исходя из положений ст. 6 БК РФ можно сделать вывод, что бюджет может существовать только в денежной форме (функция средства формирования и накопления фондов денежных средств), а уже упоминавшийся Закон о бухгалтерском учете предусматривает оценку объектов бухучета и отражение показателей бухгалтерской отчетности в денежной форме (информационная функция и функция средства учета).

Не следует сводить функции денег исключительно к функции средства платежа. Действительно, государство придает деньгам законную платежную силу, но это означает лишь то, что оно делает деньги обязательными для приема на всей своей территории. Помимо этого, государство использует деньги также как инструмент учета, формирования централизованных фондов и т.д., официально закрепляя указанные функции за деньгами на законодательном уровне.

Говоря о деньгах как о финансово-правовой категории, необходимо раскрыть содержание признаков, выявляющих их юридическую природу <1>. К таким признакам относятся следующие.

--------------------------------

<1> Об этом см.: Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8. С. 6.

Во-первых, деньги являются особыми знаками, выраженными в форме, установленной законом. Государство посредством правового регулирования определяет, какие знаки являются законным платежным средством на его территории. Кроме того, оно закрепляет наименование национальной денежной единицы. Такие наименования складываются в процессе долгого исторического развития видов и форм денег в каждом конкретном государстве и являются частью его национальной культурной традиции. Между тем именно государство закрепляет эти наименования в качестве официальных.

Во-вторых, государство устанавливает платежную силу денежных знаков. Платежная сила товарных денег в большей степени определялась стоимостью использовавшегося для их изготовления драгоценного металла, т.е. это было их внутреннее свойство. Современные деньги, утратив свою товарную природу, более не обладают внутренней платежной силой. Она, с одной стороны, гарантируется государством, которое ручается за платежеспособность национальной валюты, а с другой - закрепляется (обозначается) им на денежных знаках. Поскольку современные деньги не обладают внутренней стоимостью, обязательность их приема в качестве средства платежа гарантируется государственным властным велением.

Платежная сила обозначается в количестве национальных денежных единиц, которые в данном случае выполняют функцию счетной единицы. С помощью денежной единицы можно легко и быстро измерить стоимость любого товара или услуги, т.е. узнать их цену. Для того чтобы количественно сравнить цены различных по своей природе товаров, работ, услуг, цены должны быть выражены в одинаковых денежных единицах. Это же предопределяет выполнение деньгами функции универсального средства учета.

Кроме того, государство устанавливает внутреннее строение денежной единицы. Это выражается в том, что законодатель вводит более мелкую денежную единицу, определенное число которой составляет основную денежную единицу. Например, в Российской Федерации денежной единицей является рубль, который состоит из 100 копеек <1>.

--------------------------------

<1> Стоит отметить, что впервые именно в России в 1704 г. начали чеканить медную монету в пропорции 1/100 (1 руб. = 100 коп.).

Государство также выбирает масштаб деления денежной единицы. В большинстве стран существует десятичная система деления. Так, 1 доллар США состоит из 100 центов, 1 евро равняется 100 евроцентам. Однако в истории имеются случаи, когда деление происходило более сложным путем. Например, до 1971 г. 1 английский фунт стерлингов состоял из 20 шиллингов, 1 шиллинг, в свою очередь, равнялся 12 пенсам, 2 шиллинга составляли флорин, а монета в 5 шиллингов - крону. В настоящее время 1 фунт стерлингов равен 100 пенсам.

В-третьих, важным признаком, характеризующим деньги как правовую категорию, является монопольное право государства на эмиссию денежных знаков.

В-четвертых, деньги реализуют свои функции только с помощью юридических и в первую очередь финансово-правовых норм. Исходя из этого можно заключить, что вне права современные деньги не способны выполнять свои экономические функции.

С точки зрения финансового права деньги могут быть определены как особые знаки, чье наименование закреплено в нормативных правовых актах, в соответствии с которыми таким знакам придается платежная сила, выраженная в количестве денежных единиц, а также определяется порядок эмиссии и обращения, с тем чтобы они служили законным платежным средством на всей территории данного государства.

Исключительное право на эмиссию национальной валюты и регулирование порядка обращения денежных знаков - неотъемлемая часть государственного суверенитета. Денежный (валютный) суверенитет проявляется в верховенстве и независимости государства в решении вопросов организации обращения национальной и иностранной валюты в наличной и безналичной форме на своей территории.

В силу объективных обстоятельств валюты одних государств обладают более устойчивым и высоким курсом в сравнении с валютами других стран. В связи с этим граждане и юридические лица с большим желанием приобретают иностранную валюту, которую можно в дальнейшем использовать для сохранения капитала и осуществления расчетов. Все это приводит к вытеснению национальной валюты из обращения, что неприемлемо для любого государства, заинтересованного в проведении самостоятельной политики. В то же время, по справедливому замечанию И.В. Хаменушко, "конкурирующие государства - эмитенты денег не могут (или почти не могут) правовыми средствами воздействовать друг на друга, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе. А значит, им приходится воздействовать на своих резидентов, прибегая к протекционистским мерам, чтобы защитить собственную валюту от конкуренции со стороны иностранных валют" <1>.

--------------------------------

<1> Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учеб.-практ. пособие. М., 2013. С. 11.

Валютный протекционизм проявляется в установлении правил, закрепляющих приоритет национальной валюты в денежном обращении страны. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ введение и эмиссия других денег, помимо рубля, на территории Российской Федерации не допускается. Согласно п. 1 ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Заметим, что положения данной нормы не определяют рубль как единственное законное платежное средство. В свою очередь, абз. 2 ст. 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> закрепляет за банкнотами (банковскими билетами) и монетой Банка России статус единственного законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Далее также - Закон о Банке России.

В силу приведенной нормы ст. 140 ГК РФ получатель денег не может отказаться от приема законного платежного средства. На практике это означает, что продавец не может отказать в приеме 100 рублей 10-копеечными монетами. В связи с этим интересно отметить, что раздел 102 Закона США о чеканке монет 1965 г. (Coinage Act 1965 <1>) определяет, что все монеты и валюта Соединенных Штатов (включая банкноты Федерального резервного банка и находящиеся в обращении банкноты банков и национальных банковских ассоциаций, входящих в Федеральную резервную систему) вне зависимости от того, когда они были отчеканены или эмитированы, считаются законным платежным средством (legal tender) для всех долговых обязательств, государственных и частных, публичных требований, налогов, пошлин и сборов. В США банкноты и монеты обязательны к приему только в отношении долговых обязательств и обязательных платежей, частные лица вправе отказаться от приема наличности в определенных ими случаях (если иное не предусмотрено законом штата). Например, компании могут отказаться от приема оплаты монетами или однодолларовыми банкнотами или же, наоборот, не принимать платежи банкнотами выше определенного достоинства.

--------------------------------

<1> Section 31 U.S.C. 5103.

Положения ст. 140 ГК РФ имеют и другое последствие: в случае если субъекты гражданского оборота договорились о производстве платежей по контракту в иностранной валюте и такой платеж должен быть осуществлен на территории Российской Федерации, плательщик может в одностороннем порядке заменить валюту платежа на российские рубли, а получатель не вправе отказаться от их принятия. Как отмечает В.А. Белов, "ущемления прав кредитора здесь не происходит, ибо никто не лишает его возможности приобрести за полученную рублевую сумму необходимый ему валютный эквивалент. Вопрос о реальной возможности такого приобретения - это лишь вопрос о курсе пересчета иностранной валюты в российские рубли, т.е. вопрос технический" <1>. На наш взгляд, в данной ситуации ущемление прав получателя денежных средств все же происходит. Он может обменять полученные деньги на иностранную валюту, но это потребует определенного времени, в течение которого валютный курс может значительным образом поменяться (справедливости ради надо отметить, что он может поменяться и в пользу получателя). Действия плательщика в данном случае можно рассматривать как злоупотребление правом.

--------------------------------

<1> Белов В.А. Денежные обязательства: Учеб. пособие. М., 2007. С. 30.

Национальная валюта одного государства может использоваться как законное (и зачастую как единственное) платежное средство на территории другого государства. Например, в течение непродолжительного отрезка времени (начиная с 1992 г. и до середины 90-х гг. XX в.) российский рубль использовался в качестве официальной денежной единицы на территории Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии и ряда других стран бывшего СССР <1>. Со всеми этими государствами были заключены соглашения о взаимных обязательствах и требованиях, связанных с использованием рубля - валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства на территории данных государств. В настоящее время российский рубль находится в обращении на территории Южной Осетии и Абхазии. Единственным правовым основанием признания российской валюты в качестве законного платежного средства в указанных Республиках является однотипная для договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи <2> норма ст. 16, согласно которой Российская Федерация будет принимать эффективные меры для поддержания и функционирования финансовой и банковской систем Республик Абхазия и Южная Осетия, исходя из того, что платежным средством на территории данных Республик является российский рубль. В качестве другого примера можно привести договоренность между ФРГ и Черногорией об использовании последней национальной валюты Германии в качестве законного платежного средства. Начиная с 1999 г. немецкая марка обращалась в Черногории наравне с ее собственной валютой (динаром), а с ноября 2000 г. стала единственным законным платежным средством. Когда же в 2002 г. на смену немецкой марке пришел евро, Германия продолжила поставлять Черногории валюту. Это объясняет тот факт, что на территории Черногории, не входящей в еврозону, единственным законным платежным средством является евро.

--------------------------------

<1> См., например: Соглашение от 14 сентября 1993 г. о взаимных обязательствах и требованиях, связанных с прекращением использования рубля в качестве средства обращения на территории Республики Грузия и введением Республикой Грузия национальной валюты // Бюллетень международных договоров. 1994. N 6; Соглашение от 20 июля 1993 г. о взаимных обязательствах и требованиях, связанных с использованием рубля - валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства на территории Республики Таджикистан // Бюллетень международных договоров. 1994. N 5; Соглашение от 30 июня 1993 г. о взаимных обязательствах и требованиях, связанных с использованием рубля - валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства на территории Республики Беларусь // Бюллетень международных договоров. 1994. N 5 и др.

<2> См.: Федеральные законы от 24 ноября 2008 г. N 211-ФЗ "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия" и N 210-ФЗ "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия".

Эмитируемые иностранными государствами валюты могут служить законным платежным средством и без согласия государства-эмитента. Такая ситуация, например, сложилась в период с 1992 по 2008 г. на территории уже упомянутых Республик Южная Осетия и Абхазия. Тем не менее организация национальной денежной системы с опорой на иностранную валюту без согласия государства-эмитента представляется весьма трудной, если вообще разрешимой задачей.

Можно с уверенностью утверждать, что основным правомочием, составляющим денежный (валютный) суверенитет государства, является исключительное право на осуществление денежной эмиссии - только государство в лице центрального банка обладает правом эмиссии денежных средств. В то же время возникает вопрос об исключительности данного права. Если применительно к наличной эмиссии приведенное выше утверждение не подлежит оспариванию - выпуск банкнот и монет в обращение осуществляется исключительно Центральным банком РФ, то в отношении безналичной эмиссии оно не выглядит настолько бесспорным. Связано это с тем, что безналичная эмиссия происходит через механизм банковского мультипликатора - процесс увеличения денежной массы в результате проведения банками и иными кредитными организациями депозитно-кредитных операций. Функция Центрального банка в данной ситуации сводится к регулированию банковской мультипликации посредством использования инструментов денежно-кредитной политики и контроля за соблюдением кредитными организациями обязательных нормативов. В то же время необходимо понимать, что, проводя депозитно-кредитные операции, банки не преследуют цели осуществления эмиссии - их единственная цель заключается в получении прибыли.

С юридической точки зрения деятельность кредитных организаций, в результате которой происходит увеличение денежной массы государства, нельзя признавать эмиссионной. Возьмем для примера ситуацию, когда российский банк осуществляет кредитование юридического лица в иностранной валюте (например, в долларах США). Признавая деятельность кредитной организации эмиссионной, мы делаем вывод, что российский банк осуществляет эмиссию долларов США. Следовательно, в данном случае российская кредитная организация нарушает американское законодательство и может быть привлечена к ответственности. Еще более серьезные последствия имеет ситуация, когда кредитование в иностранной валюте осуществляет Банк России - получается, что Российская Федерация в лице Банка России вмешивается в юрисдикцию другого государства (США) и нарушает тем самым его денежный (валютный) суверенитет. Подобный вывод, бесспорно, является абсурдным. В то же время нельзя игнорировать то обстоятельство, что кредитные организации все же участвуют в выпуске безналичных денег в обращение. Полагаем, что именно данным фактом объясняется отсутствие в российском законодательстве хотя бы одной статьи, которая определяла бы порядок осуществления безналичной эмиссии.

Эмиссию следует рассматривать не просто как процесс выпуска денежных средств в обращение, приводящий к увеличению денежной массы, но как одно из основных направлений финансовой деятельности государства, которое обладает рядом особенностей.

Во-первых, эмиссия первична по отношению к другим видам финансовой деятельности. Выступая в качестве одного из направлений финансовой деятельности государства наряду с аккумуляцией, распределением (перераспределением) и расходованием денежных средств, а также финансовым контролем, эмиссия во многом обусловливает их. Основное отличие эмиссии от других направлений финансовой деятельности государства заключается в том, что она представляет собой процесс создания "новых" денег.

В-вторых, денежная эмиссия обладает свойством единства. Это свойство проявляется в том, что в соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ денежная эмиссия находится в исключительном ведении Российской Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права на выпуск своих денежных знаков.

В-третьих, эмиссия всегда носит законный характер. Проявляется это, в частности, в том, что государство законодательно запретило выпуск денежных суррогатов, подделку и незаконное изготовление банкнот и монет, а также установило запрет на введение ограничений при обмене старых образцов денежных знаков на новые, при обмене ветхих и поврежденных банкнот и другие ограничения.

В-четвертых, обязательным субъектом денежной эмиссии является государство, выступающее в лице Центрального банка РФ (Банка России).

Как уже было отмечено, эмиссия приводит к увеличению общей денежной массы страны, как наличной, так и безналичной. Соотношение между наличной и безналичной составляющей денежной массы в разные периоды времени неодинаково. Так, рост потребительских расходов населения, наблюдающийся в преддверии новогодних праздников и на всем их протяжении, приводит к резкому увеличению наличности в денежной системе страны. Однако в целом доля безналичных денег в общей денежной массе значительно превышает долю наличных денег. Например, на 1 декабря 2014 г. только 22,5% денежной массы Российской Федерации составляли наличные деньги <1>.

--------------------------------

<1> См.: Денежная масса (национальное определение) в 2014 году. Банк России, 2014. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/MS.asp?Year=2014&pid=dkfs&sid=dm.

Поскольку обращение наличных денег чрезвычайно сложно контролировать, государство стремится лимитировать его. Невозможность проследить источник поступления денег делает наличность основным инструментом отмывания денежных средств, полученных преступным путем. Незаконное обналичивание, представляющее собой совокупность действий, направленных на снятие наличных денежных средств с банковских счетов хозяйствующих субъектов с целью их выведения из-под налогообложения посредством совершения фиктивных сделок и иных незаконных операций, само является правонарушением. Для незаконного обналичивания используются как фирмы-однодневки, так и крупные банки, многие из которых лишаются своей лицензии именно в связи с участием в проведении такого рода операций <1>.

--------------------------------

<1> Одним из наиболее ярких примеров является дело Мастер-банка.

Действующие правила ведения кассовых операций обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей хранить свободные денежные средства на счетах, открытых в кредитных организациях. Хранить наличность в кассе допускается только в пределах установленных лимитов (определяемых самими организациями и индивидуальными предпринимателями). Следует заметить, что до недавнего времени данное правило распространялось на всех участников расчетных отношений. Между тем указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У индивидуальным предпринимателям и субъектам малого предпринимательства было предоставлено право не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.

Также Банк России ограничил наличные расчеты исходя из критериев их цели и размеров. По общему правилу участники расчетов (организации и индивидуальные предприниматели) не вправе расходовать поступившие в кассу наличные деньги. Исключение составляют восемь операций, в том числе связанных с осуществлением включенных в фонд заработной платы выплат работникам, выплат социального характера, страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами, выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, и ряда других операций, перечисленных в п. 2 указания Банка России от 7 октября 2013 г N 3073-У. Исключение из данного правила предусмотрено только для кредитных организаций, которые вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей.

Предельный размер расчетов наличными деньгами не может превышать 100 тыс. руб. Аналогичным образом ограничиваются и наличные расчеты в иностранной валюте: их сумма не должна превышать в эквиваленте 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов. Предельный размер наличных расчетов устанавливается в отношении каждого договора по всем обязательствам (прямо установленным и (или) вытекающим из него) как в период действия, так и после окончания срока действия указанного договора. Исключением из данного правила являются расчеты, производимые в целях осуществления выплат работникам, включенных в фонд заработной платы, выплат социального характера, на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, и выдачу работникам денег под отчет.

Не устанавливается предельная сумма в отношении наличных расчетов с участием физических лиц. Между тем в конце 2013 г. Минфин России предложил ограничить расчеты граждан суммой 600 тыс. руб. (с перспективой ее дальнейшего снижения до 300 тыс. руб.) <1>. Заметим, что практика ограничения наличных расчетов физических лиц распространена во многих странах. Например, с декабря 2012 г. в Италии максимальный размер расчетов наличными составляет 999,99 евро. Оплата на сумму, равную или превышающую 1000 евро, осуществляется с использованием дебетовых карт, кредитных карт, непередаваемого чека или банковского платежа. Во Франции лимит расчетов наличными установлен в размере: 3000 евро - для фискальных резидентов, 15 тыс. евро - для нерезидентов, действующих в качестве покупателей, и 3000 евро - для нерезидентов-продавцов. С января 2014 г. оплата налогов, пошлин, штрафов, а также оплата больничных счетов и арендных платежей государственным учреждениям лимитирована суммой 300 евро <2>. В Испании с 19 ноября 2012 г. введен лимит расчетов наличными для резидентов - 2500 евро, для нерезидентов - 15 тыс. евро <3>.

--------------------------------

<1> См.: Кукол Е. "Мерседесы" по карточкам // РГ. 2013. 13 июня.

<2> См.: Articles D112-3 et D112-4 Code monetaire et financier.

<3> См.: Ley 7/2012, de 29 de octubre, de modification de la normativa tributaria y presupuestaria y de adecuacion de la normativa financiera para la intensification de las actuaciones en la prevention y lucha contra el fraude // BOE. Num. 261, de 30 de octubre de 2012, paginas 76259 a 76289 (31 pags.).

Полагаем, что за счет снижения доли наличности в общей денежной массе лимитирование расчетов физических лиц в России благоприятным образом сказалось бы на структуре платежного оборота страны. В то же время введение данной меры совсем не означало бы повышение эффективности борьбы с отмыванием преступных доходов. Дело в том, что на сегодняшний день в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" расчеты физических лиц, превышающие 600 тыс. руб., и так подлежат обязательному контролю. Запрет на проведение наличных расчетов в пределах определенной суммы лишь сузит возможности для маневра лиц, отмывающих преступные доходы, но не покончит с этой практикой окончательно.

Несмотря на то что в настоящее время действует Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", положения данного нормативного правового акта носят весьма ограниченный характер. Во-первых, этот Федеральный закон касается лишь определенной категории субъектов - лиц, замещающих государственные должности. Во-вторых, имеющиеся пробелы в порядке подтверждения соответствия расходов физического лица его доходам нивелируют само значение данного механизма. Так, широко известно, что в целях соответствия предъявляемым требованиям государственные чиновники практикуют расторжение брака со своими супругами (на которых заблаговременно переписывается имущество), заключение фиктивных договоров займа с другими физическими лицами, а также заключение иных фиктивных сделок с лицами, не подпадающими под требования указанного Федерального закона. Кроме того, в сегодняшнем виде данный Закон позволяет легально тратить на порядок больше официально заработанных денежных средств. Разрешение рассматриваемой проблемы возможно только в условиях введения контроля за расходами всех физических лиц, а также закрепления возможности проведения встречных проверок физических лиц - контрагентов.

Весьма странная ситуация сложилась с наличными расчетами индивидуальных предпринимателей: помимо того, что они могут не устанавливать лимиты остатка наличных денег, в случаях, когда такой лимит все-таки установлен, предприниматели вправе брать из кассы любые суммы на личные (потребительские) нужды. Данное правило с неизбежностью будет приводить к злоупотреблениям и станет широко применяться как еще один способ обналичивания денежных средств.

Говоря о наличном денежном обращении, следует отметить, что в настоящее время Банк России осуществляет эмиссию наличных денег в двух формах:

1) банкноты номиналом 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб. <1> (рис. 4 - 6).

--------------------------------

<1> Банком России утверждены также образцы банкнот номиналом 5 и 10 руб., которые на сегодняшний день не выпускаются.

 

Рис. 4. Билет Банка России номиналом 5000 руб., 1995 г.

(до деноминации)

 

Рис. 5. Билет Банка России номиналом 5 руб., 1997 г.

(лицевая сторона, после деноминации, в настоящее время

в расчетах не используется)

 

Рис. 6. Билет Банка России номиналом 5000 руб., 1997 г.

В качестве особой разновидности данного вида денежных знаков можно назвать памятные банкноты (рис. 7, 8);

 

Рис. 7. Памятная банкнота номиналом 100 руб., 2014 г.,

приуроченная к XXII Олимпийским зимним играм в г. Сочи

(лицевая и оборотная сторона)

 

Рис. 8. Памятная банкнота номиналом 100 руб., 2014 г.,

посвященная присоединению Крыма и Севастополя

к Российской Федерации (лицевая и оборотная сторона)

2) монеты:

а) курсовые и разменные монеты, которые используются в повседневной жизни для осуществления наличных расчетов. Такие монеты выпускаются номиналом 10, 50 коп., 1, 2, 5, 10 руб. <1>;

б) памятные монеты, выпуск в обращение которых приурочивается к какой-либо памятной дате или иному событию. Используются для нумизматических целей. Среди памятных монет можно выделить:

- памятные монеты из недрагоценных металлов, которые могут быть подразделены:

на курсовые монеты, номиналы которых выражены в рублях. Ими согласно указанию Банка России от 13 ноября 2006 г. N 1744-У признаются монеты из недрагоценных металлов, являющиеся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации;

на разменные монеты, их номинал выражен в копейках <2>;

- памятные монеты из драгоценных металлов;

в) инвестиционные монеты, которые используются для сбережения капитала.

--------------------------------

<1> Ранее чеканились также монеты достоинством 1 и 5 коп.

<2> Также являются законным средством наличного платежа на территории России.

Разница между памятными и инвестиционными монетами Банка России <1> заключается в том, что:

- памятные монеты могут чеканиться как из драгоценных, так и из недрагоценных металлов, инвестиционные - только из драгоценных металлов;

- памятные монеты включают в себя большое количество выпусков и серий, в число инвестиционных входит ограниченный перечень монет, определяемый Банком России;

- памятные монеты выпускаются в обращение к юбилейным датам, знаменательным событиям истории и современности, другим событиям общественной жизни, инвестиционные - безотносительно к памятной (юбилейной) тематике;

- основная цель приобретения памятных монет - коллекционирование, инвестиционных - вложение денежных средств.

--------------------------------

<1> Оговорка является важной, поскольку памятные монеты, не являющиеся законным платежным средством, могут чеканиться практически всеми.

В некоторых случаях довольно сложно провести грань между инвестиционными и памятными монетами, поскольку памятные монеты из драгоценных металлов также могут использоваться для вложения денежных средств, а инвестиционные - выпускаться применительно к определенным событиям. Например, серебряные (номиналом 3 руб.) и золотые (номиналом 50 и 100 руб.) монеты, введенные в обращение к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в г. Сочи, судя по информации на официальном сайте Банка России, также рассматриваются как инвестиционные <1>.

--------------------------------

<1> См.: Отпускные цены Банка России на инвестиционные монеты. Банк России, 2015. URL: http://www.cbr.ru/bank-notes_coins/?PrtId=cb.

Интересно заметить, что инвестиционные и памятные монеты Банка России, изготовленные из драгоценных металлов, являются законным платежным средством на территории Российской Федерации. В то же время их номинал значительно меньше рыночной стоимости металла, использованного для чеканки. Как определяет п. 1 указания Банка России от 21 июня 2013 г. N 3020-У, в связи с применением сложных дорогостоящих технологий чеканки и художественного оформления, а также возможного использования для их изготовления драгоценных металлов инвестиционные и памятные монеты могут обращаться как в качестве средств наличного платежа по номинальной стоимости, так и в качестве предметов коллекционирования, инвестирования и тезаврации по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости. Таким образом, данные монеты одновременно являются деньгами, т.е. законным платежным средством, и товаром, стоимость которого в гражданском обороте определяется рыночной ценой драгоценного металла. В первом случае правила обращения монет из драгоценных металлов определяются нормами финансового права, во втором - гражданского.

Заметим, что зачастую интерес нумизматов никак не связан с применяемой технологией чеканки. Теоретически любой денежный знак может стать предметом коллекционирования: собирать можно и обыкновенные курсовые и разменные монеты, не являющиеся памятными.

Еще один интересный факт заключается в том, что Банк России признает в качестве инвестиционных монет золотой червонец (10 руб.), выпущенный в обращение Государственным банком СССР в 1975 - 1982 гг., и серебряную монету номиналом 3 руб. с изображением соболя, выпущенную Банком России в 1995 г. <1> (рис. 9, 10). Таким образом, Банк России распространил статус законного платежного средства на денежные знаки, ранее выведенные из оборота.

--------------------------------

<1> См.: указание Банка России от 18 июня 2001 г. N 979-У.

 

Рис. 9. Один золотой червонец, 1975 г.

 

Рис. 10. Серебряная монета с изображением соболя

номиналом 3 руб., 1995 г.

Переходя к характеристике безналичной сферы денежного обращения, следует сказать, что в настоящее время безналичная форма существования денег является основной. Безналичные расчеты гораздо удобнее наличных, поскольку не предполагают физического перемещения денег. Это же свойство обусловливает еще одно преимущество безналичных денег - они не требуют расходов, связанных с их производством, перевозкой, хранением и уничтожением. Кроме того, безналичные расчеты легче контролировать, поскольку их обращение становится возможным лишь при условии использования определенных технических средств.

В то же время безналичные деньги имеют и свои минусы, основным из которых является требование повышенной защищенности технических средств и каналов связи, используемых для осуществления безналичных расчетов.

В правовой науке давно ведется спор относительно природы безналичных денег. Наиболее распространенной на сегодняшний день является теория обязательственной природы безналичных денег, по которой они признаются обязательственными правами требования. Например, И.И. Кучеров отмечает, что "с правовой точки зрения безналичные деньги предлагается рассматривать не как законное платежное средство, но как обязательственное право требования - право на деньги. Передача этого права от одного лица к другому и позволяет осуществлять денежные расчеты в безналичном порядке" <1>. В.А. Белов считает, что безналичных денег как объекта права собственности не только не существует, но и не может существовать вообще <2>. Связано это с тем, что, по мнению автора, право собственности может возникать только в отношении вещей, которыми являются наличные деньги, безналичные деньги вещами не являются и, следовательно, о праве собственности на них рассуждать не приходится. В связи с этим В.А. Белов избегает термина "безналичные деньги", говоря лишь о безналичных расчетах.

--------------------------------

<1> Кучеров И.И. Деньги, денежные обязанности и денежные взыскания. С. 57.

<2> См.: Белов В.А. Указ. соч. С. 123.

Полагаем, что последняя позиция является чрезмерно радикальной. Как отмечает Л.Г. Ефимова, "известно, что ныне примерно 80 - 90 процентов всех расчетов по заключенным сделкам происходит в безналичном порядке. Но тогда следует признать, что подавляющая часть расчетов производится путем перевода обязательств с одних банков на другие. Если же при этом не поддерживать точку зрения о том, что обязательства банков и есть деньги, то сам собой напрашивается следующий вывод: мы являемся обществом без денег. Само собой разумеется, он не верен: товарно-денежные отношения никто не отменял" <1>. Данную мысль можно продолжить. Как известно, в экономической теории существует закон, по которому более дешевые деньги вытесняют из обращения более дорогие. Действие данного закона привело к полному вытеснению полноценных денег, т.е. денег, внутренняя стоимость которых определялась использовавшимся для их производства металлом. Сейчас мы становимся свидетелями, как безналичные деньги постепенно вытесняют из обращения наличные. В отдаленной перспективе в условиях дальнейшего технического и информационного развития общества наличные деньги будут полностью заменены безналичными. Получается, что в таком обществе все будут должны друг другу и никто ничем не будет владеть.

--------------------------------

<1> Ефимова Л.Г. Правовые проблемы безналичных денег // Хозяйство и право. 1997. N 1. С. 30.

Не следует также отождествлять платежную силу денег с той или иной их формой. Может ли получатель денежных средств отказаться от приема на территории Российской Федерации безналичного платежа, выраженного в рублях? Нет, не может. Более того, как мы отметили выше, государство целенаправленно ограничивает обращение наличных денег, устанавливая приоритет безналичных расчетов. Необходимо понимать, что законным платежным средством являются не наличные или безналичные деньги - им является рубль, т.е. национальная денежная единица. Иностранные деньги (например, доллар США) не будут признаваться законным средством платежа вне зависимости от формы их существования (наличной или безналичной). Получается, что безналичные деньги все же являются законным платежным средством.

Говоря о безналичных расчетах, следует заметить, что в настоящее время нормы, регулирующие порядок их осуществления, не систематизированы. Так, на сегодняшний день существует коллизия между нормами гл. 46 ГК РФ и п. 1.1 Положения Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств". Помимо закрепленных в гражданском законодательстве форм безналичных расчетов (платежными поручениями, по аккредитиву, по инкассо, чеками), указанное Положение о правилах осуществления перевода денежных средств предусматривает две дополнительные формы расчетов: расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) и расчеты в форме перевода электронных денежных средств. Интересно, что Положение о правилах осуществления перевода денежных средств последнюю форму расчетов не регламентирует - она осуществляется на основании ст. 7 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <1>. Также выделяют такие виды безналичных расчетов, как расчеты плановыми платежами, расчеты, осуществляемые посредством зачета взаимных требований, расчеты простыми и переводными векселями, расчеты с использованием платежных карт и т.д.

--------------------------------

<1> Закон также закрепляет особенности осуществления перевода денежных средств по требованию получателя.

В науке финансового права существует точка зрения, согласно которой в систему безналичных расчетов включаются расчеты с участием платежных агентов <1>. В то же время более пристальный анализ данной формы безналичных расчетов позволяет сделать вывод об их особой правовой природе.

--------------------------------

<1> См.: Кучеров И.И. Право денежного обращения: Курс лекций. С. 153 - 154.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператором по приему платежей признается юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, а платежным субагентом - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

По сути, платежный агент является посредником между плательщиком и получателем денежных средств - плательщик (физическое лицо) вносит наличные денежные средства платежному агенту в целях исполнения денежного обязательства перед поставщиком (юридическим лицом (за исключением кредитной организации) или индивидуальным предпринимателем), а платежный агент в последующем перечисляет эти деньги поставщику - получателю денежных средств на его банковский счет. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

При приеме денежных средств платежный агент обязан использовать контрольно-кассовую технику, которая может находиться в составе платежного терминала - устройства для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующего в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Для осуществления расчетов платежный агент обязан использовать специальный банковский счет (счета). Также он обязан сдавать всю полученную наличность в кредитные организации для зачисления на указанные специальные счета.

Привлечение платежных агентов для осуществления расчетов позволяет упростить взаимодействие физического лица и поставщика, реализующего товары (выполняющего работы, оказывающего услуги), и значительным образом сократить время исполнения сделки. Особенно это удобно, когда та или иная услуга может быть получена физическим лицом дистанционно или же в случаях оплаты товара, который будет доставлен почтовым отправлением или иным способом в ситуациях, не требующих физического присутствия покупателя в павильоне продавца. Таким образом, оплата товаров, работ, услуг через платежных агентов позволяет избежать издержек, связанных с невозможностью личного контакта плательщика и представителей продавца, например, когда указанные лица находятся в разных регионах страны или даже в разных государствах. Посредничество платежных агентов позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям избежать трудностей, связанных с применением кассовой техники и правил осуществления кассовых операций. Отсюда можно сделать вывод, что институт платежных агентов был введен в том числе для решения проблем, возникающих при осуществлении наличных расчетов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Анализ действующего финансового законодательства позволяет заключить, что сходную деятельность осуществляют и другие лица. Например, кассы местной администрации и организации федеральной почтовой связи в силу п. 4 ст. 58 НК РФ вправе принимать от налогоплательщиков (налоговых агентов), являющихся физическими лицами, наличные денежные средства в счет уплаты налогов в случае отсутствия банка на данной территории. Исходя из этого можно сделать вывод, что вышеперечисленные субъекты фактически выполняют функции платежных агентов по обязательным государственным платежам. Отказаться от выполнения данной функции они не могут.

Необходимо подчеркнуть, что внесение наличных денежных средств физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи для последующего их перечисления в бюджетную систему для уплаты налогов рассматривается в судебной практике <1> как наличный платеж. Так же как и в случае с расчетами, осуществляемыми с привлечением платежных агентов, обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) <2> считается исполненной со дня внесения денежных средств в указанные организации. В связи с этим возникает вопрос: в чем заключается принципиальная разница расчетов, производимых с привлечением платежных агентов (признаваемых безналичными платежами), и расчетов по обязательным платежам в форме переводов денежных средств без открытия банковских счетов (являющихся наличными платежами)? Представляется, что по своей сути они являются одинаковыми.

--------------------------------

<1> См., например: Постановления ФАС Поволжского округа от 9 июня 2006 г. по делу N А55-8786/2005, от 11 марта 2010 г. по делу N А72-10616/2009; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 августа 2008 г. по делу N А42-6789/2007.

<2> Имеется в виду обязанность по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов.

На наш взгляд, указанные виды расчетов нельзя однозначно классифицировать ни как наличные, ни как безналичные (для плательщика они будут наличными, а для получателя - безналичными). В связи с этим необходимо говорить о существовании третьего вида расчетов - смешанных.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (05.04.2017)
Просмотров: 654 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%