Вторник, 26.11.2024, 18:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Ответственность за нарушение законодательства в сфере денежного обращения

Ответственность - особый элемент публичного управления, применяемый исключительно в случаях нарушения закона <1>. В настоящее время делаются попытки выделения и научного обоснования отдельного вида ответственности - финансово-правовой ответственности, включающей и ответственность за нарушение законодательства, регулирующего денежные отношения.

--------------------------------

<1> См.: Лагутин И.Б. Системность бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 112.

Ранее в праве существовала отраслевая привязка видов ответственности. Однако, как справедливо отмечают А.С. Емельянов и Н.Н. Черногор, деление видов ответственности "не совпадает с отраслевой структурой права уже по той причине, что видов ответственности меньше, чем отраслей права, причем за нарушение норм права различных отраслей может применяться ответственность одного и того же вида, например административная" <1>.

--------------------------------

<1> Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. М., 2004. С. 46.

В рамках финансового права принято разделять два основных вида юридической ответственности - финансово-правовую ответственность (ответственность, предусмотренную непосредственно финансовым законодательством) и ответственность за нарушение финансового законодательства (это все виды ответственности (уголовная, административная и др.), предусмотренные за финансовые правонарушения).

По справедливому замечанию И.И. Кучерова, "ответственность за нарушения законодательства в сфере денежного обращения является комплексным или, точнее, собирательным понятием, поскольку включает в себя несколько видов юридической ответственности. Объединяющим началом по всем указанным позициям является то, что основанием рассматриваемой ответственности является совершение правонарушения в сфере денежного обращения. В данном случае речь идет о таких правонарушениях, негативным последствием которых является причинение вреда именно системе денежного обращения" <1>.

--------------------------------

<1> Ответственность за нарушение финансового законодательства: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. И.И. Кучеров. М., 2014. С. 165.

Нормы, закрепляющие ответственность за нарушение законодательства в сфере денежного обращения, группируются в рамках денежного права в отдельный институт. При этом данный институт является факультативным, поскольку ответственность не является обязательным элементом денежных отношений и возникает исключительно при нарушении законодательства, регулирующего данные отношения.

Основанием возникновения ответственности за нарушение законодательства в сфере денежного обращения является совершение правонарушения, представляющего собой виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) субъекта складывающихся в сфере денежного обращения общественных отношений, запрещенное законодательством Российской Федерации.

В настоящее время изучение вопросов ответственности за нарушение законодательства в сфере денежного обращения, как правило, осуществляется фрагментарно и иногда непоследовательно: либо в рамках исследования отдельных институтов финансовой ответственности, либо в формате самостоятельных, невзаимосвязанных исследований ответственности за нарушение установленных законодательством правил денежного обращения <1> и ответственности за нарушение валютного законодательства <2>. Данная проблема обусловливается комплексным характером правоотношений, возникающих в сфере денежного обращения, - за близкие по своей сути деяния могут быть предусмотрены разные виды ответственности. В связи с этим невозможно выделить общие нормы об ответственности в данной сфере.

--------------------------------

<1> См.: Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 - 16.

<2> См., например: Семенихин В.В. Ответственность за нарушения в области валютного регулирования // Бухгалтер и закон. 2012. N 2(158). С. 32 - 41; Авдеев В.В. Ответственность за нарушения в области валютного регулирования // Бухгалтер и закон. 2010. N 10(142). С. 34 - 38.

За нарушение законодательства в сфере денежного обращения может наступать финансовая, административная и уголовная ответственность.

Следует отметить, что вопрос о возможности выделения финансовой ответственности до сих пор вызывает спор в юридической науке. Тем не менее все чаще в научных работах обосновывается мнение, что финансовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности.

Существуют также разные подходы к определению финансовой ответственности. По мнению А.А. Мусаткиной, финансовая ответственность - это нормативная, формально определенная, гарантированная и обеспеченная государственным принуждением, убеждением или поощрением юридическая обязанность субъектов финансовых правоотношений по соблюдению предписаний норм финансового законодательства, реализуемая в финансово-правомерном поведении, влекущем одобрение или поощрение, а в случае совершения финансового правонарушения - обязанность правонарушителя претерпеть осуждение и ограничения имущественного или неимущественного характера, реализуемые в охранительном правоотношении финансовой ответственности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мусаткина А.А. Проблемы финансовой ответственности: Учеб. пособие. Тольятти, 2005. С. 23.

С.Е. Батыров указывает на то, что "финансово-правовая ответственность - это правоотношение, возникающее из нарушения установленных законодательством финансовых обязательств, выражающееся в применении к правонарушителю мер финансово-правового характера, влекущих наступление невыгодных имущественных последствий вследствие отрицательной оценки государством его противоправного виновного деяния, наступление которых обеспечивается возможностью государственного принуждения" <1>.

--------------------------------

<1> Батыров С.Е. Финансово-правовая ответственность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 8.

М.Б. Разгильдиева считает, что финансово-правовая ответственность - это "ограничение прав лица, налагаемое по решению уполномоченного органа в связи с совершением финансового правонарушения в целях восстановления нарушенных субъективных интересов в сфере финансово-правового регулирования и предупреждения совершения иных правонарушений" <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2009. С. 182.

По своему содержанию финансовая ответственность за нарушение законодательства в сфере денежного обращения является правовосстановительной. В частности, А.С. Емельянов и Н.Н. Черногор, указывая на правовосстановительный характер финансово-правовой ответственности, отмечают, что "финансово-правовые санкции должны быть применены в полном объеме, чтобы загладить тот вред, который был причинен финансовой системе. Применение же штрафных и карательных санкций может быть досрочно прекращено при достижении целей ответственности" <1>. По мнению Н.А. Саттаровой, "необходимым условием реализации финансово-правовой ответственности является финансовое правонарушение, которое имеет четырехэлементный состав, который объединяет объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону" <2>.

--------------------------------

<1> Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Указ. соч. С. 51.

<2> Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. М., 2006. С. 73.

Пример финансовой ответственности за нарушение законодательства в сфере денежного обращения содержится в ст. 74 Закона о Банке России, определяющей санкции, которые Банк России может применять к кредитным организациям, нарушившим финансовое законодательство.

Рассматривая меры административной и уголовной ответственности, следует отметить, что уголовное и административное законодательство зачастую закрепляют дублирующие друг друга составы наказуемых деяний, а их признаки раскрываются посредством толкования общего для них позитивного законодательства, регулирующего те или иные общественные отношения.

В то же время и уголовная, и административная ответственность выступают в качестве самостоятельного вида юридической ответственности и имеют свои специфические черты.

Правовым основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение преступления, которое предусмотрено только Уголовным кодексом РФ, в то время как основанием привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения (проступка), закрепленного в Кодексе РФ об административных правонарушениях либо в иных нормативных правовых актах.

По своей природе административные правонарушения имеют незначительную опасность (вредоносность) для общества, в то время как преступления отличаются повышенной общественной опасностью. Этим обстоятельством предопределено различие и в санкциях уголовно-правовых и административно-правовых норм. Санкции в уголовном законодательстве по сравнению с административным предусматривают более строгие виды наказаний вплоть до лишения свободы. К уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица, в то время как к административной - как физические, так и юридические лица <1>.

--------------------------------

<1> Специфические черты и особенности данных видов юридической ответственности, отличающие их друг от друга и выделяющие среди других видов ответственности (например, гражданско-правовой, дисциплинарной), не дают оснований дня определения ответственности за нарушение законодательства в сфере денежного обращения в качестве самостоятельного вида юридической ответственности. Введение данного термина в оборот условно и имеет в большей степени научное, нежели практическое, значение. Вместе с тем оно позволяет определить пределы уголовно-правового и административно-правового реагирования на отклоняющееся поведение в сфере денежных отношений.

Наиболее опасным и одним из самых распространенных правонарушений в сфере денежного обращения является преступление, предусмотренное ст. 186 УК РФ, устанавливающей ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг <1>.

--------------------------------

<1> Здесь и в дальнейшем противоправные действия в отношении ценных бумаг в настоящей работе не рассматриваются, поскольку не имеют прямого отношения к денежному обращению.

Определяя общественную опасность данного преступления, Верховный Суд РФ указал, что изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретает повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения <1>. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется около 40 - 50 тыс. таких преступлений.

--------------------------------

<1> См.: п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг".

Рассматриваемое преступление является традиционным для большинства стран мира. Фальшивомонетчики появились одновременно с первыми металлическими деньгами. Самые старые фальшивые деньги - это копия серебряной монеты VI в. до н.э. с греческого острова Эгина <1>.

--------------------------------

<1> См.: Джеймс П., Торп Я. Древние изобретения. Минск, 1997. С. 461.

Наиболее раннее упоминание о фальшивомонетчиках на Руси можно найти в одной из новгородских летописей. В 1447 г. литейщик и весовщик драгоценных металлов Федор Жеребец промышлял изготовлением гривен из неполноценного металла.

Первое свидетельство о расправе над фальшивомонетчиками относится к 1533 г. Осужденным заливали в горло расплавленный металл в качестве казни за преступление <1> (рис. 26).

--------------------------------

<1> См.: Тарасов А. Фальшивомонетчики в России. М., 1998. С. 98.

 

Рис. 26. Казнь фальшивомонетчиков

Наказание за фальшивомонетничество всегда было строгим. В СССР, например, изготовление и сбыт фальшивых монет или купюр наказывались вплоть до высшей меры наказания. После распада СССР смертная казнь за подделку денег была отменена. В данный момент ст. 186 УК РФ предусматривает наказание до восьми лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн. руб.

Статья 186 УК РФ определяет, что уголовно наказуемыми являются противоправные действия, направленные:

1) на изготовление в целях сбыта;

2) хранение в целях сбыта;

3) перевозку в целях сбыта;

4) сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Предметом преступления (помимо ценных бумаг) являются денежные знаки в наличной форме: банковские билеты Центрального банка РФ, металлические монеты и иностранная валюта, которые находятся в обращении на территории Российской Федерации или за рубежом, а также изымаемые из денежного обращения и подлежащие обмену в течение определенного времени.

Состав преступления образует как полная, так и частичная подделка банкнот (переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии и других реквизитов), при этом способ подделки значения не имеет. Обязательным признаком предмета преступления является существенное сходство поддельных денежных купюр, монет по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам с находящимися в обращении подлинными денежными знаками. Грубая подделка денежных знаков, исключающая их участие в денежном обращении, а также иные обстоятельства дела, свидетельствующие о направленности умысла виновного на грубый обман ограниченного числа лиц, могут быть квалифицированы как мошенничество <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2.

Хранение поддельных денежных знаков представляет собой фактическое владение виновным поддельной купюрой или купюрами. При этом количество купюр, способ, время и место хранения значения для квалификации не имеют.

Перевозка поддельных денег означает их транспортировку любым способом из одного места в другое. Количество перевозимых поддельных денежных знаков значения не имеет.

Цель сбыта является обязательной в случае совершения виновным вышеуказанных действий.

Под сбытом поддельных денежных знаков понимается введение их в обращение (оплата товаров, услуг, обмен, дарение, их реализация и др.).

Субъектом преступления являются любые вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, умышленно совершающие вышеописанные действия. Уголовной ответственности подлежат также и те лица, которые случайно стали обладателями поддельных купюр, зная об этом, использовали их как подлинные, например при расчетах за товар.

Квалифицированные составы рассматриваемого преступления связаны с совершением вышеописанных действий в крупном размере <1> (ч. 2 ст. 186 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 186 УК РФ).

--------------------------------

<1> Сумма поддельных денег должна составлять 1,5 млн. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ).

В отличие от ст. 186 УК РФ, ставшей традиционной для российского уголовного законодательства, включение ст. 187 УК РФ, устанавливающей ответственность за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, обусловлено появлением в современных финансовых системах особых инструментов расчета между юридическими и физическими лицами, по существу полностью или частично заменяющих наличные денежные расчеты. Такими средствами являются кредитные, расчетные карты и иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами.

Кредитные и расчетные (дебетовые) карты - электронные средства платежа, которые используются для совершения операций их держателями с находящимися на банковском счете их личными и (или) кредитными денежными средствами, предоставляемыми кредитной организацией при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 1.5 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием банковских карт (утв. Банком России 24 декабря 2004 г. N 266-П).

К платежным документам, не являющимся ценными бумагами, относятся платежные поручения, инкассовые поручения и другие подобные документы, которые могут быть использованы в денежно-кредитном обороте для осуществления безналичных расчетов.

Ни в литературе, ни в судебной практике нет единства во мнениях относительно "торговых карт", используемых в качестве подтверждения факта предоплаты услуг и товаров (телефонные карты, дисконтные карты и др.). Некоторые исследователи относят их к предмету рассматриваемого преступления <1>.

--------------------------------

<1> См.: Воронцова С.В. Уголовно-правовая ответственность за незаконное изготовление или сбыт банковских карт // Банковское право. 2008. N 6; Нудель С.Л. К вопросу об уголовной ответственности за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт или иных платежных документов // Банковское право. 2010. N 3. С. 35.

Между тем функциональное назначение таких карт существенно отличается от кредитных и расчетных карт, а также платежных документов: они удостоверяют факт уже состоявшегося платежа либо право на скидку при покупке товаров, работ, услуг и сами по себе не могут быть использованы для осуществления безналичных расчетов.

Следует отметить, что расчеты за товары, работы, услуги посредством использования поддельной расчетной или кредитной карты, а также получение с ее помощью денег в банкомате не могут рассматриваться как ее сбыт, несмотря на то что в литературе встречаются такого рода рекомендации <1>. Если проводить аналогию данной ситуации с поддельными деньгами, использованными при расчетах, то последние "запускаются в оборот и могут находиться там неопределенное время... поддельные пластиковые карты, использованные при расчетах или в банкоматах, остаются у преступника" <2> и в гражданский оборот не вводятся.

--------------------------------

<1> См.: Крылова Е.Н., Леонтьев Б.М. Преступления в сфере экономической деятельности: программа, лекции спецкурса, материалы судебной практики: Учеб. пособие. М., 2012. С. 141.

<2> Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб., 2002. С. 527.

Данное преступление совершается умышленно вменяемым физическим лицом, достигшим 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 187 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение данного преступления организованной группой.

Ответственность за нарушение валютного законодательства закреплена в ст. 15.25 КоАП РФ, ст. 193, 193.1 и 200.1 УК РФ.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций. К незаконным валютным операциям, в частности, относятся:

- валютные операции, прямо запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, например расчеты в иностранной валюте между резидентами, за исключением ряда операций, предусмотренных ст. 9, ч. 6, 6.1 ст. 12 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";

- валютные операции с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации;

- валютные операции, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Правонарушения, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, предопределены невыполнением резидентами обязанности по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Так, ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение виновным лицом в установленный срок (срок исполнения определяется внешнеторговым договором (контрактом)) обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты от иностранного партнера, причитающейся за переданные товары (работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них).

Частью 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение виновным в установленный срок (срок исполнения определяется внешнеторговым договором (контрактом)) обязанности по возврату на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты от иностранного партнера, уплаченной иностранному партнеру в качестве аванса (предоплаты) при отсутствии ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, за невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Согласно примечанию 4 к ст. 15.25 КоАП РФ административная ответственность, установленная за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует в случае получения резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этой выручки <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июня 2011 г. N 901/11 по делу N А40-58381/10-17-333, от 30 марта 2010 г. N 15970/09 по делу N А40-31656/09-152-183.

Аналогичный подход имеет место и при рассмотрении дел по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

В свою очередь, отсутствие активных действий со стороны резидента, направленных на воспрепятствование возврату перечисленных средств (аванса, предоплаты) в случае неисполнения иностранным партнером договорных обязательств, а также бездействие резидента и непринятие мер по возвращению соответствующих денежных средств рассматривается судами как состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 6 августа 2009 г. N Ф03-3107/2009.

Таким образом, об отсутствии вышеуказанных составов будут свидетельствовать в совокупности следующие обстоятельства:

1) денежные средства возвращены на счет резидента в уполномоченном банке, иными словами, не оставлены за рубежом;

2) резидент не препятствовал получению (возврату) денежных средств;

3) резидент принял разумные и достаточные меры для получения (возврата) валютной выручки.

Субъектами рассматриваемых правонарушений являются резиденты - юридические лица, а также должностные лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Вина на правовую оценку действий не влияет - противоправные действия могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

В случае уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере резидент несет уголовную ответственность в соответствии со ст. 193 УК РФ.

Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обладающее признаками специального субъекта: им может быть должностное лицо организации любой формы собственности или же индивидуальный предприниматель, которые являются резидентами и осуществляют внешнеэкономическую деятельность.

Квалифицирующими признаками согласно ч. 2 ст. 193 УК РФ является совершение указанного преступления: а) в особо крупном размере; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с использованием заведомо подложного документа; г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

В последнем случае речь идет об использовании так называемых фирм-однодневок, под которыми в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. Чаще всего такие организации используются злоумышленниками для совершения экономических преступлений: налоговых преступлений, легализации денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем, и др.

В соответствии с примечанием к названной статье указанные деяния признаются совершенными:

- в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 6 млн. руб.;

- в особо крупном размере, если сумма превышает 30 млн. руб.

Таким образом, размер нерепатриированных денежных средств определяется исходя из суммы всех контрактов, заключенных резидентами с иностранными контрагентами, исполнение по которым наступило в течение года.

Статья 193.1 УК РФ устанавливает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.

К таким нарушениям, в частности, относятся случаи, когда при поставках за рубеж сырья резидент представляет в таможенные органы и уполномоченные банки паспорта сделок и фиктивные внешнеторговые контракты, согласно которым нерезиденты обязаны осуществлять расчеты за сырье путем перечисления иностранной валюты на счета российских поставщиков, открытые в российских уполномоченных банках, тогда как согласно подлинным контрактам валюта фактически переводится на счета, открытые в офшорах фирмами, учрежденными резидентом непосредственно либо опосредованно <1>.

--------------------------------

<1> См.: Диканова Т., Остапенко В. Нужна ли декриминализация преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ? // Уголовное право. 2011. N 11.

Согласно ч. 2 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 193 УК РФ, подлежит освобождению от уголовной ответственности при условии возмещения ущерба, причиненного гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного в результате совершения преступления, и денежного возмещения в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

Поскольку условием криминализации рассматриваемого деяния является крупный размер подлежащих репатриации денежных средств, а не причиненный ущерб или доход, полученный в результате совершения преступления, применение указанного правила об освобождении от уголовной ответственности практически невозможно.

Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обладающее признаками специального субъекта: им может быть должностное лицо организации любой формы собственности или же индивидуальный предприниматель. Это лицо должно являться резидентом и осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Его действия должны быть умышленными.

Отягчающими вину обстоятельствами в ч. 2 ст. 193 УК РФ закон называет: крупный размер противоправной деятельности; совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

При совершении рассматриваемого правонарушения в особо крупном размере, организованной группой ответственность наступает по ч. 3 ст. 193.1 УК РФ.

Понятие крупного, особо крупного размера совершения валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов сформулировано в примечании к норме аналогично тому, как это имеет место применительно к определению указанных критериев в примечании к ст. 193 УК РФ.

В качестве правонарушений против порядка совершения валютных операций следует рассматривать и отдельные виды таможенных правонарушений <1>, в частности недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 16.4 КоАП РФ) и контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ).

--------------------------------

<1> В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютными операциями признаются также ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей и валюты Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютными операциями, кроме всего прочего, признаются ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей и валюты Российской Федерации. Таким образом, нарушение порядка перемещения наличных денежных средств через границу следует рассматривать как нарушение установленного порядка совершения валютных операций.

Для целей применения ст. 16.4 КоАП РФ незадекларированной признается сумма наличных денежных средств сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме. При этом пересчет иностранной валюты осуществляется в рублях по курсу Банка России на момент совершения или обнаружения административного правонарушения (примечания 1 и 2 к ст. 16.4 КоАП РФ).

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, являются физические, должностные, а также юридические лица. Правонарушение может совершаться как умышленно, так и неосторожно.

Незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств, совершенное в крупном размере, образует состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ.

Согласно п. 1 примечания к ст. 200.1 УК РФ крупным размером для целей применения указанного состава преступления признается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств, превышающая двукратный размер суммы наличных денежных средств, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС <1> к перемещению без письменного декларирования.

--------------------------------

<1> В ближайшее время в уголовное законодательство должны быть внесены поправки, учитывающие тот факт, что ЕврАзЭС было преобразовано в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

В силу ст. 3 и 4 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, принятого решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51, таможенному декларированию при единовременном ввозе или вывозе подлежат наличные денежные средства на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долларов США.

Таким образом, при недекларировании и (или) недостоверном декларировании при перемещении через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств на сумму свыше 10 тыс. долларов США физическому лицу грозит административная ответственность. Если этот размер превышает 30 тыс. долларов США, лицо подлежит уголовной ответственности.

Ответственность ужесточается в случае незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС наличных денежных средств в особо крупном размере (п. "а" ч. 2 ст. 200.1 УК РФ) и (или) группой лиц (п. "б" ч. 2 ст. 200.1 УК РФ).

Особо крупным размером, согласно примечанию 2 к ст. 200.1 УК РФ, признается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств, превышающая пятикратный размер суммы наличных денежных средств, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к перемещению без письменного декларирования, т.е. сумма, превышающая 50 тыс. долларов США.

Уголовной ответственности по ст. 200.1 УК РФ подлежат только физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Субъективная сторона преступления характеризуется исключительно умышленной формой вины.

Одним из наиболее социально опасных преступлений в сфере денежного обращения является отмывание доходов, полученных преступным путем. При отмывании преступных доходов происходит сокрытие истинного источника их возникновения посредством совершения фиктивных сделок и операций с денежными средствами. Данное преступление способствует криминализации практически всей системы общественных отношений в современной России. Это социально-негативное явление приобрело международный характер и создает финансовую базу для существования преступности, в том числе организованной и транснациональной. Накопление капитала преступными формированиями, внедрение его в гражданский оборот, а также использование за пределами страны позволяют получать значительные преимущества в конкурентной борьбе, создают неблагоприятный инвестиционный климат и негативно влияют на развитие национальной экономики. Привлечение средств из преступных источников вызывает, в свою очередь, дестабилизацию финансовых отношений, угрожает стабильности банковской системы в целом <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом, например: Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Я.А. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем. М., 2007.

Определяющее значение в деле борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов имеют Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также ряд международно-правовых актов, которыми была заложена основа для определения уголовно наказуемых деяний.

В настоящее время под легализацией доходов понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступлений. Иными словами, легализации предшествует совершение других предикатных (т.е. предшествующих) преступлений, например взяточничества, мошенничества, торговли наркотиками и людьми, терроризма и др. В дальнейшем происходит внедрение доходов, полученных от преступной деятельности, в финансовый или имущественный оборот с запутыванием следов их происхождения, т.е. дистанцирование доходов от преступных источников (перевод денег на другие счета, перевод денег в другие страны, приобретение недвижимости и др.), и в итоге их интеграция - создание видимости законно полученных доходов или имущества.

Как уже было отмечено, легализация доходов характеризуется совершением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению ими. Под финансовыми операциями и другими сделками в судебной практике понимаются действия, в том числе с денежными средствами, независимо от формы и способов их осуществления, например договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем".

Цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению предполагает "совершение действий с доходами, полученными от незаконной деятельности таким образом, чтобы источники этих доходов казались законными, а равно действий, направленных на сокрытие незаконного происхождения таких доходов" <1>. В противном случае состав преступления отсутствует.

--------------------------------

<1> Надзорное определение Верховного Суда РФ от 18 февраля 2008 г. N 13-Д08-2.

Ответственность ужесточается в случае совершения рассматриваемого деяния в крупном размере, под которым согласно примечанию к ст. 174 УК РФ понимаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 1,5 млн. руб. (ч. 2 ст. 174 УК РФ).

Частью 3 ст. 174 УК РФ устанавливается ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 1 или 2 данной статьи, совершенных группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием служебного положения.

Часть 4 ст. 174 УК РФ ужесточает ответственность в случае совершения деяния, предусмотренного ч. 1 или 3 ст. 174 УК РФ, организованной группой или в особо крупном размере <1>.

--------------------------------

<1> Под особо крупным размером следует понимать финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 6 млн. руб.

Признаки состава преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ, устанавливающей ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, по большей части сформулированы так же, как и признаки состава преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ. Иным образом определены предмет и субъект преступления.

Предметом преступления, закрепленного ст. 174.1 УК РФ, выступают денежные средства или иное имущество, приобретенные лицом в результате совершения им преступления, в то время как в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, названы денежные средства или имущество, приобретенные другими лицами преступным путем.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, выступает лицо, совершившее предикатное преступление, в результате которого получено имущество либо денежные средства и которым придается видимость правомерного владения, пользования и распоряжения; субъектом же состава преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, является лицо, которое не участвовало в совершении предикатного преступления, но которое в последующем совершало финансовые сделки или операции с денежными средствами либо с иным имуществом, полученным преступным путем другими лицами, с тем чтобы их легализовать.

Признаки, отягчающие ответственность, те же, что и в ст. 174 УК РФ.

Административное законодательство также содержит нормы, направленные на борьбу с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, но непосредственного отношения к совершению фиктивных сделок и операций с денежными средствами они не имеют. Как правило, они направлены на обеспечение контроля за движением денежных средств, а потому не рассматриваются в рамках настоящей работы.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (05.04.2017)
Просмотров: 589 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%