После Октябрьской революции 1917 года начался новый этап организации власти на местах. На руинах разрушенной царской России была организована власть Советов. Местные органы самоуправления теперь входили в единую систему государственной власти.
Понятие «совет», как коллегиальная форма управления, сыграл выдающуюся роль в государственно-политическом строе России. Коллегия (или Совет) - это та идеальная форма, в которую заключено демократическое управление, с точки зрения Кальвина, английских пуритантистов, якобинцев или российских марксистов. Изначально творцы советского строя вряд ли улавливали смысл такого порядка организации. Они скорее подходили к первым Советам с позиций утилитаризма. Истоки крестьянской общины, служившей долгие годы формой организации исключительно земельных и хозяйственных отношений, питают «эмбрион советского строя». Совет, как базовое звено нового строя, воплотило идеи крестьянского самоуправления. Таким образом, была реализована давняя мечта русских революционных интеллигентов о подобном социальном строе.
Местным Советам были присущи три характерные черты:
- являлись органами власти и управления, действующими в границах существующих тогда административных территорий;
- существовала организационная взаимосвязь и соподчиненность по вертикали;
- при определении компетенции и пределов полномочий местных Советов, устанавливалась их самостоятельность в решении вопросов местного значения, но их деятельность допускалась лишь в соответствии с решениями центральной власти и вышестоящих Советов.
Принцип представительности в Советах был заменен принципом отбора, производившегося партийными органами.
Переход государственной власти на местах к Советам не произошёл одномоментно. Некоторое время земские и городские органы местного самоуправления существовали параллельно местным Советам.
В декабре 1917 г. по поручению советского правительства Народный комиссариат внутренних дел дал официальное разъяснение по поводу взаимоотношений Советов с органами местного самоуправления. В разъяснении указывалось, что земства и городские думы, выступающие против или саботирующие их решения, подлежат немедленной ликвидации, органы местного самоуправления, лояльно относящиеся к Советам, сохраняются и под руководством Советов, по их поручениям выполняют функции местного управления. Хотя ни о каком их равноправии с Советами не могло быть и речи. Меньшевики и эсеры, в отличие от большевиков, выступали за сохранение земств и городских дум. Но, предлагали разделить функции местной власти между ними и Советами. Советы, по их мнению, выполняли бы функции политические и культурно-воспитательные, а вопросы экономической жизни выполняли бы земства и городские думы.
Когда местные Советы получили всю власть на местах, то важной проблемой стало их финансирование. Беспощадное обложение специальным налогом имущие классы, по рекомендации Наркомвуда от 18 февраля 1918 г., не было выходом. Источник иссяк, а проблема осталась.
Список полномочий местных Советов на тот период был достаточно широким:
- занимались организацией работы местных предприятий, которые были национализированы;
- осуществляли охрану промышленных объектов;
- контролировали предприятия, находившиеся всё ещё в руках старых хозяев;
- организовывали общественные столовые, общежития;
- пытались регулировать вопросы труда и заработной платы;
- создавали народные начальные и средние школы, принимали меры по изданию новых учебников и учебных пособий;
- осуществляли меры по обеспечению бесплатного медицинского обслуживания,
проводили различные мероприятия в области санитарии, гигиены и профилактики.
В Конституции РСФСР 1918 г. задачи местных Советов определялись следующим образом:
а) проведение в жизнь всех постановлений высших органов советской власти;
б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении;
в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
Очень важным в этой связи представляется тот факт, что все доходы и расходы местных Советов были поставлены под контроль центра.
VII Всероссийский съезд Советов в 1919 г. берёт курс на децентрализацию, расширяются полномочия местной власти. Для Советской власти этот шаг был вынужденным и необходимым одновременно. Это противоречило установлению диктатуры пролетариата, но без развития товарно-денежных отношений не было возможности для пополнения бюджетов у местных Советов.
В 1924 г. помимо расширения прав Советов в хозяйственной деятельности, обсуждаются вопросы расширения прав и в политико-административной деятельности.
В октябре 1925 г. на 2-ой сессии ВЦИК XII было принято Положение о городских советах. В соответствии с данным Положением, городские Советы - это «высшие органы власти на территории соответствующего города или поселка и объединяют все трудящееся население для участия в местном и государственном управлении и строительстве» (ст. 3). Городской совет избирается на один год (ст. 7). Правом избирать и быть избранными в городские советы пользуются все граждане, имеющие избирательные права (ст. 6). Предметы ведения городских Советов были следующие:
- в области управления: получили право издавать постановления в области управления, охраны государственного порядка и общественной безопасности, образовывать избирательные комиссии по перевыборам, определять избирательные районы и порядок проведения выборов (ст. 22);
- в области финансовой и налоговой: устанавливать и взимать городские налоги и сборы, организовывать кредитные и ссудные учреждения (ст. 24);
- в области хозяйственно-экономической и промышленной: эксплуатировать подведомственные им предприятия, организовывать новые предприятия как производственного, так и торгового характера, оказывать всемерную поддержку и содействие всем видам кооперации (ст. 26);
- в области коммунального хозяйства: принимать меры к улучшению благоустройства в городе (поселке), организовывать и заведовать городским транспортом как грузовым, так и пассажирским, ведать пожарным делом и организацией противопожарных мероприятий, ведать электрическими станциями, водопроводом, канализацией и т.п. предприятиями общественного пользования (ст.27);
- в области земельно-коммунального хозяйства: ведать эксплуатацией и сдачей в аренду городских земель и угодий, принимать меры по устройству и развитию выгонного, лугового и лесного хозяйства в пределах городской черты, содействовать развитию городского скотоводства, разведению садов и другим отраслям земельного хозяйства, организовывать ветеринарную помощь (ст. 28);
- в области регулирования и охраны труда: наблюдать за исполнением государственными, общественными и частными предприятиями законов и правил по охране и оплате труда, коллективных и трудовых договоров и т.п. Принимать меры по борьбе с безработицей, открывая, по соглашению с органами труда, биржи труда или корреспондентские пункты, организуя общественные работы, общественное питание и т.п. (ст. 29);
- в области народного здравоохранения: организовывать и ведать лечебной и лечебно-профилактической (предупредительной) помощью для городского населения, организовывать борьбу с заразными, социальными и профессиональными болезнями и принимать меры к предупреждению их распространения, организовывать детские сады, ясли, площадки и т.п. (ст. 30);
- в области социального обеспечения: оказывать помощь нуждающимся семьям красноармейцев, убитых на фронтах или при исполнении служебных обязанностей, в особенности не имеющим трудоспособных членов семьи и доходов от хозяйства или промыслов, содействовать организацией инвалидной кооперации, организуют и содержат инвалидные дома (ст. 31);
- в области культурно-просветительной: принимать все меры к поднятию культурного и политического уровня населения города путем устройства и содержания общих и специальных учебных заведений и курсов и т.п. Открывать и содержать клубы, читальни, библиотеки, музеи, театры и прочие политико-просветительные учреждения, оказывать помощь беспризорным детям, организовывать и содержать детские дома (ст. 32);
- в области военной: проводить мероприятия по расквартированию воинских частей и обеспечению их коммунальными услугами в пределах действующих узаконений, оказывать содействие мероприятиям, проводимым военным ведомством (ст. 33);
- в области национальной: принимать меры к обслуживанию национальных меньшинств, применительно к их особенностям (ст. 34).
Нэповский этап государственного устройства привел к значительным преобразованиям финансово-экономического положения единиц местного самоуправления. К концу 1927 года городское хозяйство было восстановлено до уровня 1913 года.
В целом же «нэповскому» периоду деятельности Советов были присущи:
- некоторая децентрализация единой иерархической советской системы, перераспределение прерогатив в сторону некоторого усиления прав и полномочий ее низовых звеньев;
- расширение социально-экономических полномочий местных Советов в лице их исполнительных органов за счет поглощения ими местных территориальных органов, центральных правительственных структур, формирование специальных органов управления коммунальным хозяйством;
- попытки более или менее широкого вовлечения в избирательный процесс на местах «трудящихся масс», оживления Советов при сохранении жесткого политического контроля со стороны правящей партии;
- формирование самостоятельной финансово-материальной базы местных Советов, восстановление системы налогообложения в условиях оживления товарно-денежных отношений;
- создание нормативно-правовой основы, обеспечивавшей определенную «автономизацию» местных Советов.
В апреле 1927 г. XV партконференция ВКП(б) объявила курс на централизацию власти и управления. Местные Советы лишались бюджетной самостоятельности.
В январе 1933 г. принимается новое Положение о городских советах. Теперь городские Советы являются органами пролетарской диктатуры. В своей работе городские Советы руководствуются законами и распоряжениями вышестоящих органов (ст. 3). Меняется вектор деятельности Советов. Задачи городских Советов теперь исключают торгово-рыночные отношения. Появляется понятие «спекулянт». Цены контролируются.
Конституция РСФСР 1937 г. вносит очередные изменения в местные Советы. Местные Советы рабочих, крестьян и красноармейцев преобразовываются в Советы депутатов трудящихся. Советы становятся постоянно действующими органами власти и управления. Советы депутатов трудящихся избираются сроком на 2 года (ст. 78). Руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории,
устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан (ст. 79).
Тоталитаризм в стране продолжал укрепляться. Свои коррективы в деятельность Советов внесла Великая Отечественная Война. Указом «О военном положении» все функции органов государственной власти были в прифронтовых территориях переданы Советам фронтов, армий и округов. Партийные структуры начинают подменять деятельность Советов.
Попытки реформировать местное самоуправление делались ещё не однократно. Было принято немало постановлений, посвященных проблемам совершенствования местного самоуправления. Это постановления ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» (1957 г.), «О работе местных Советов депутатов трудящихся Полтавской области» (1965 г.), «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» (1967 г.), «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» (1971 г.), постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР «О дальнейшем повышении роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве» (1981 г.) и др. партийными конференциями, новыми Конституциями, постановлениями, Указами. Но, все эти нововведения обрекались на декларативность, так как решения не были обеспечены материальными, организационными и структурными механизмами.
В итоге, исчерпав возможности своего дальнейшего роста, тоталитарная система советской власти, вступила в период упадка, и начались очередные попытки реформирования местного самоуправления. Перед страной встали те же проблемы, что и после октябрьской революции 1917 года. Стала ясна необходимость децентрализации местной власти, как залог демократического устройства общества. Был обозначен главный вопрос того времени, это смена общественного строя, с принципиально иным политическим устройством. На демократической основе и с социально ориентированной рыночной экономикой.
|