Представление о местном самоуправлении как власти негосударственной в начале 90-х годов стало проявляться всё в большей степени. Всё больше сторонников было за реформирование старой системы иерархии государственных органов, выведению местных органов из их структуры. Одномоментно этого достичь не получилось. Нужны были новые кадры, новое правовое обеспечение деятельности местных органов. Этот процесс происходил постепенно.
Понятие «местного самоуправления» появилось в Конституции СССР после принятия 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Это стало первым шагом на пути реформирования местного самоуправления. Как в том выражении: «Сначала кнут, а потом конь». Параллельно Советов народных депутатов появляются органы территориального общественного самоуправления (ст.145). При реформе 24 мая 1991 г. пришло понятие «местная администрация», которая сменила исполком местных Советов. Далее местная администрация включается в систему местного самоуправления и называется представительным органом власти без слова «государственным» (п.1, ст.2). Местные Советы народных депутатов - орган власти, а местная администрация орган управления. Местная администрация действует под единоначальным руководством главы администрации, избираемым населением сроком на 5 лет (п.2, ст.30).
В октябре 1993 г. была прекращена деятельность районных и городских Советов в соответствии с вышедшим Указом Президента России Б. Ельцина «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». На период поэтапной конституционной реформы было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В соответствии с Положением органы местного самоуправления избираются (формируются) сроком на два года. Система местного самоуправления на тот период была такова:
- в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. - собрания, сходы и выборный глава местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом;
- в городских и сельских поселениях с населением до 50 тыс. человек - выборное собрание представителей, а также глава местного самоуправления (глава администрации);
- в городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. человек - выборное собрание представителей и глава администрации, назначаемый главой администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, или избираемый населением глава местного самоуправления.
- в городах, имеющих деление на районы, округа и т.п. - выборное собрание представителей и глава местного самоуправления (глава администрации). В районах в городах (округах), в присоединенных к городам городских и сельских поселениях могут быть образованы органы местного самоуправления района в городе (округа), городского, сельского поселения, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
- в районах - глава местного самоуправления (глава администрации района). В районах может быть образован орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений.
- в сельсоветах - глава местного самоуправления (глава администрации сельсовета). В сельсоветах может быть образован орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления сельских поселений.
Однако, согласно Указу Президента РФ от 22.12.93 № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" глава местного самоуправления и другие должностные лица местной администрации могут быть членами соответствующего представительного органа местного самоуправления (п.5). Таким образом, получалось, что должностные лица администрации сами могли ставить себе задачи и сами себя контролировать.
12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, вновь закрепившая местное самоуправление как одну из форм осуществления власти народом (ст.3). Произошло полное разделение государственной власти и местного самоуправления. «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст.12).
Важную роль в развитии местного самоуправления России, конечно же, сыграл Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принятый Госдумой 10 сентября 1997 г. и подписанный Президентом 25 сентября 1997 г.
Однако многие преобразования в системе местного самоуправления после принятия в середине 90-х гг. XX в. важных законодательных документов не получили реального воплощения.
В настоящее время в современной России широкомасштабно делаются попытки реализовать муниципальную реформу, заложенную Федеральным Законом РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Реализация муниципальной реформы с 2009 года охватила все территориальные единицы.
Вместе с тем, следует заметить, что современная реформа является третьим этапом в цепи реформационных и конструктивно-проективных усилий, предпринимаемых в постсоветской России на протяжении последних 20 лет. В итоге, как констатируют ведущие специалисты Российского научного центра государственного и муниципального управления: «В настоящее время местная власть организационно оформилась, выполнила своё предназначение как буфер между населением и государством при проведении радикальных политических, социальных и экономических реформ, и продолжает в меру имеющихся возможностей поддерживать функционирование местного хозяйства. Однако при существующем положении вещей она не способна решить возлагаемые на неё стратегические задачи».
В своём послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года Президент Владимир Путин заявил, что «сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы».
За весь период существования местного самоуправления в России финансовое обеспечение было главной его проблемой.
Местные бюджеты сегодня фактически формируются субъектами Российской Федерации.
Ими устанавливаются нормативы отчислений от основных бюджетообразующих налогов, доходы изменяются, исходя из состояния бюджета субъекта Федерации, жестко закрепляются не только нормативы расходов бюджетных средств, но и направления расходования каждого рубля местного бюджета. В результате местные бюджеты представляют собой сметы доходов и расходов, а не самостоятельно формируемый бюджет.
Низкая доля собственных доходов в бюджетах муниципальных образований и преимущественное их формирование за счет регулирующих налогов приводят к тому, что усилия местных органов власти по наращиванию своей доходной базы не увеличивают доходы местных бюджетов, а стабилизируют либо сокращают их. Это осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, как через снижение нормативов отчислений, так и через зачисление всех налогов от наиболее крупных налогоплательщиков в бюджет субъекта или Российской Федерации. При таком подходе у местных органов власти отсутствуют стимулы для наращивания налогооблагаемой базы. В самом деле, если какой-то «активный» глава муниципального образования сумел запустить у себя на территории некое прибыльное производство и получить прибыль, то на сумму полученной прибыли ему в следующем финансовом году снизят отчисления из бюджета субъекта Российской Федерации. Поэтому логика местных глав элементарна: ничегонеделание выгоднее в силу того, что оно поощряется вышестоящей властью.
Всё выше сказанное не создаёт предпосылки развитию местного самоуправления в России, а лишь ухудшает положение основной массы населения и ведет к развалу материально-технической базы социальной сферы.
|