В целях обозначения организационно-правовой и финансовой основы местного самоуправления новой Концепцией развития местного самоуправления в России необходимо уточнить общие принципы организации и функционирования местного самоуправления.
Общими принципами развития местного самоуправления в России обязаны стать:
- самостоятельное решение населением вопросов местного значения (таких как: принятие Устава муниципального образования, местного бюджета, а также отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, вопросов о реорганизации муниципального образования);
- равенство прав и учет законных интересов всех жителей местного населения (отказ от пропорциональной избирательной системы при проведении муниципальных выборов);
- гласность и учет мнения населения при решении вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения соответствующих территорий (допустить к участию в решении местных вопросов лиц достигших на день голосования возраста 16 лет);
- системная поддержка местного самоуправления со стороны государства (аудит легитимности управленческих решений местного значения принимаемых населением);
- открытость деятельности местного самоуправления, их подконтрольность и подотчетность населению (проведение на регулярной основе публичных слушаний, схода граждан (конференций)).
Ввиду вышесказанного, дальнейшее развитие местного самоуправления в России планируется в два этапа.
Первый этап (2017 - 2019 года) - проведение референдума по определению структуры органов местного самоуправления, с предварительными подготовительными и информационно-разъяснительными мероприятиями.
Рекомендуется законодательно закрепить нормы, предусматривающие:
- определение полномочий и ответственности новой общественной структуры (института гражданского общества) местного самоуправления, с целью единения населения для обеспечения взаимодействия с органами местного самоуправления;
- ясную регламентацию процедуры формирования, проведения и полномочий схода граждан (конференций) и оформления их решений;
- обязательное обсуждение сходом граждан (конференцией) финансирования мероприятий местного значения.
В наше время в соответствии с законом обязательный характер имеют решения только государственных органов. Решения других органов (консультативно-совещательных, собраний), как правило, носят рекомендательный характер, которые не имеют правовой силы.
Чтобы избежать принятия главой администрации противоправных решений, а также в целях исключения отстаивания интересов отдельных групп населения, необходимо узаконить положение об обязательности рассмотрения главой администрации решений сход граждан (конференцией) и уведомлении населения о принятии (либо отклонении) им решения с учетом соблюдения законности. В положении также должен быть учтен механизм оценки результативности принимаемых решений и контроля населением за их реализацией.
Также необходимо ввести норму по:
- принятию в действующие программы развития муниципальных образований решений, принятых на сходах граждан (конференциях) местных жителей;
- передаче местному населению права участия в контроле бюджетных средств, выделенных на решение проблем местного значения.
Все меры, перечисленные выше, позволят повысить значимость населения в решении вопросов местного значения, активизировать участие и ответственность граждан при принятии решений местного значения, укрепить доверие к местным органам.
За представительным органом муниципального образования закрепить право создания общественных структур для взаимодействия главы администрации с населением.
Сформированные новые общественные структуры будут гарантировать органам местного самоуправления надлежащие функционирования жилищно-коммунальных служб, охраны общественного порядка и безопасности граждан. Будет усиленна общественно-политическая активность местного населения в повышении условий жизнедеятельности на своей территории и в целом полноценного социально-экономического развития муниципального образования.
Второй этап (осень 2020 года) - формирование органов местного самоуправления в соответствии с результатами референдума.
Практическая выполнение обозначенных выше задач в течение 2017-2020 годов станет базой для формирования новых органов местного самоуправления.
В течение этого периода будут решены вопросы по определению структуры органов местного самоуправления в каждом отдельно взятом муниципальном образовании с учетом региональной специфики, опыта прошлого, местных традиций и культуры, экономических и других условий. Также отработан и законодательно закреплен механизм участия граждан в обсуждении вопросов местного значения на сходах граждан (конференций).
С учетом вышеизложенного, осенью 2020 года предлагается проведение выборов органов местного самоуправления.
Положения новой Концепции развития местного самоуправления в России могут быть реализованы посредством совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления.
Реализация Концепции предполагается посредством следующих нормативных правовых актов:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3. Указ Президента Российской Федерации «О Концепции развития местного самоуправления в России»;
4. Законы Субъектов Российской Федерации;
5. Уставы муниципальных органов.
|