Трудовая миграция представляет собой наибольшую часть всех добровольных передвижений населения в современном мире. Международно-правовое регулирование статуса трудящихся-мигрантов обусловлено взаимными интересами государств в сфере обмена трудовыми ресурсами как в рамках отдельного региона, так и на межрегиональной основе. Поэтому регламентация трудовой миграции в международном праве является элементом общих интеграционных механизмов сотрудничества государств, создающих региональные или субрегиональные экономические объединения. К ним можно отнести СНГ, ЕврАзЭС, ЕС, МЕРКОСУР, НАФТА и другие межгосударственные союзы. Особенностью регулирования трудовой миграции является обеспечение возвращения участвующих в ней лиц, что отличает ее от таких видов добровольных передвижений людей, как переезд на постоянное место жительства в иностранное государство с целью воссоединения семьи или возвращение соотечественников на историческую родину.
В ч. 1 ст. 2 Международной конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (далее - Конвенция 1990 г.) они определены как "лица, которые будут заниматься, занимаются или занимались оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются". Общепризнанным международно-правовым стандартом в области прав человека выступает право на труд. Оно сформулировано в ч. 1 ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. как право каждого индивида на "получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает и на который он свободно соглашается". Статья 2 Конвенции 1990 г. включает в понятие "трудящийся-мигрант" приграничных и сезонных иностранных работников, моряков и лиц, занятых на стационарных прибрежных установках, переезжающих на короткие периоды времени в ходе трудовой деятельности из одного государства в другое; трудящихся на проекте или по найму, а также иностранных граждан, которые работают в стране приема по другим основаниям. Статья 7 указанной Конвенции обязывает государства-участники уважать и обеспечивать права трудящихся-мигрантов и членов их семей, находящихся на их территории или под их юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации.
Национальный режим в отношении условий труда и жизнедеятельности трудящихся-мигрантов и членов их семей, с тем чтобы эти условия "соответствовали нормам пригодности, техники безопасности, охраны здоровья и принципам человеческого достоинства", установлен ст. 70 Конвенции 1990 г. К приоритетным областям защиты трудящихся-мигрантов можно отнести их социальное обеспечение, семейное единство и участие в культурной жизни, реализацию профессиональных прав и образование, здравоохранение и обеспечение общих стандартов прав и свобод человека (ст. ст. 8 - 30, 39 - 45 Конвенции). Помимо этого государства-участники обязаны принимать надлежащие и эффективные меры для предупреждения незаконного найма трудящихся-мигрантов, что не должно наносить ущерба их правам, вытекающим из найма, в отношении нанимателя (ч. 2 ст. 68 Конвенции). Государства-участники также должны принимать меры для прекращения неурегулированного положения трудящихся-мигрантов, у которых отсутствует постоянный статус (ч. 1 ст. 69 Конвенции).
Широкий спектр прав и свобод трудящихся-мигрантов, установленный Конвенцией 1990 г., затрудняет присоединение к ней принимающих государств. Основной причиной этого является неготовность предоставить национальный режим для такого обширного перечня прав и невозможность обеспечить компенсацию незаконно нанятым работодателем иностранным гражданам. К настоящему моменту Конвенция ратифицирована 47 странами, РФ в ней не участвует, так же как и другие государства, осуществляющие прием трудовых мигрантов.
Универсальное международно-правовое регулирование трудовой миграции также опирается на соответствующие конвенции, декларации и рекомендации Международной организации труда (МОТ), к которым можно отнести: Конвенцию N 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г., Конвенцию N 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения 1962 г., Конвенцию N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г., Рекомендацию N 100 о защите работников-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях 1955 г., Рекомендацию N 151 о работниках-мигрантах 1975 г. и Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. Совместно с содержанием Конвенции 1990 г. указанные международно-правовые акты закрепляют специальные принципы обращения с трудящимися-мигрантами, включающие недискриминацию по любым основаниям, равное обращение, единство семей, применение национального режима в сфере занятости и социального обеспечения и гарантии общих прав и свобод человека в принимающем государстве.
На уровне Совета Европы международно-правовое регулирование трудовой миграции представлено Европейской социальной хартией 1961 г., пересмотренной в 1996 г., и Европейской конвенцией о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. (ETS N 093). Ключевое положение Хартии устанавливает право иностранцев на трудовую деятельность наряду и на равных основаниях с собственными гражданами, которое должно быть обеспечено государствами-участниками (п. 18 ч. I). Пользуясь возможностью ратифицировать содержание Хартии частично, Российская Федерация Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ взяла на себя международные обязательства в отношении права граждан на трудовую миграцию в страны - участницы Хартии (ч. 4 ст. 18), равенства обращения с работниками-мигрантами в области налогов, сборов и отчислений (ч. 5 ст. 19) и разрешения на перевод ими любой части заработка и сбережений (ч. 9 ст. 19). Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. предусматривает обязанность государств-участников еще до отъезда трудящегося-мигранта из страны происхождения обеспечить его трудовым контрактом или конкретным предложением работы (ст. 5). Таким образом, международно-правовые акты Совета Европы направлены на регламентацию законных форм занятости и законного пребывания трудящихся-мигрантов.
Трудовая миграция на территорию государств - членов ЕС регулируется их учредительными договорами в соответствии с общим принципом обеспечения свободы движения товаров, услуг, капиталов и людей. Действующий Договор о функционировании ЕС (ДФЕС) 2007 г. закрепляет в ч. 1 ст. 45 обязанность государств-членов обеспечивать свободное передвижение работников внутри Союза и в ч. 3 ст. 45 - их право "принимать реально предлагаемую работу". Такая формулировка связана с расширительным толкованием работы как возможности найма, индивидуального предпринимательства или самоорганизации трудовой занятости. Предметом совместной компетенции Союза и государств-членов выступают такие направления деятельности, как визовый режим ЕС, единая иммиграционная политика, меры по интеграции иностранцев, организация специальной системы контроля над внешними границами (ст. 67 ДФЕС). Отдельные категории трудящихся-мигрантов являются объектом регулирования вторичного права ЕС в форме специальных директив и регламентов Европейского парламента и Совета ЕС, где предусмотрена раздельная регламентация трудовых передвижений граждан ЕС и иностранных граждан третьих стран. К ним относятся Директива 2004/38/ЕС от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов, Директива 2009/50/ЕС от 25 мая 2009 г. об условиях въезда и проживания граждан третьих стран для целей осуществления высококвалифицированной трудовой деятельности, Директива 2009/52/ЕС от 18 июня 2009 г. об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран, Шенгенский кодекс о границах (Регламент N 562/2006 от 15 марта 2006 г.) и Шенгенский визовый кодекс (Регламент N 810/2009 от 13 июля 2009 г.).
Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников СНГ 2008 г., которая подписана РФ и ратифицирована Арменией, Беларусью, Азербайджаном, Киргизией, Казахстаном и Украиной, определяет перечень профессиональных прав, в которых трудящиеся-мигранты уравнены с собственными гражданами сторон (ч. 1 ст. 6). Он представлен такими областями, как безопасные условия труда, равное вознаграждение за равнозначный труд, пользование жильем на возмездной основе, социальное страхование, возмещение вреда, причиненного на производстве, и доступ к другой оплачиваемой занятости. Термин "трудящийся-мигрант" применяется в Конвенции 2008 г. по отношению к лицам, являющимся гражданами одной из сторон, законно находящимся и на законном основании занимающимся оплачиваемой трудовой деятельностью на территории другой стороны (ст. 1). Таким образом, содержание указанной Конвенции распространяется исключительно на трудящихся-мигрантов с урегулированным правовым статусом.
Концепция согласованной социальной политики ЕврАзЭС, утвержденная решением Межгосударственного Совета от 18 апреля 2007 г. N 335, учитывала сферу миграции населения. В ч. V Концепции среди ожидаемых результатов реализации единой социальной политики отмечено "свободное перемещение граждан и функционирование единого рынка труда" и "использование общего образовательного пространства". Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанное правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан в 2010 г. и вступившее в силу 1 января 2012 г., создает режим наибольшего благоприятствования для трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами сторон. Статья 3 Соглашения 2010 г. устанавливает, что "деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда" и трудящимся-мигрантам не требуется получение разрешений на ее осуществление на территории участников. Статья 7 Соглашения 2010 г. закрепляет основные направления сотрудничества сторон: согласование политики в сфере регулирования внешней трудовой миграции; содействие организованному набору трудящихся-мигрантов на территории сторон; предупреждение незаконного использования их труда; обмен информацией по вопросам правового статуса трудящихся-мигрантов и членов их семей. Несмотря на трехсторонний характер Соглашения, ст. 22 делает его открытым для "присоединения к нему других государств, являющихся членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, с согласия всех государств - участников Соглашения".
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), участниками которого на основе учредительного договора от 29 мая 2014 г. стали Армения, Беларусь, Казахстан и Российская Федерация, продолжит создание единого экономического пространства и определит перспективы международно-правового регулирования региональной трудовой миграции.
|