К 1980-м годам накопилось весьма много новых потребностей для укрепления мировой рыночной торговой системы ГАТТ. В результате в 1994 г. образована была Всемирная торговая организация, перенявшая у структуры ГАТТ не свойственные Соглашению институционно-административные функции. Все реальное регулирование мировой торговли содержится, однако, отнюдь не в Соглашении о создании ВТО, но в одновременно подписанных в Марракеше (Марокко) 56 договорно-правовых актах, составивших так называемый Марракешский пакет. Каждая из стран, вступая в ВТО, могла подписать либо все (за небольшими исключениями) документы Марракешского пакета, либо вообще не участвовать в ВТО. Именно этот Марракешский пакет правовых актов по сути и составляет правовую систему ВТО. Вот основные из этих документов:
- Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации;
- Пересмотренное Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994), с которым соотносятся 19 дополнительных к нему специальных соглашений и договоренностей;
- Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS);
- Договоренность в отношении правил и процедур урегулирования споров;
- Механизм обзора торговой политики;
- Договоренность об обязательствах в области финансовых услуг и др.
Становым хребтом всей системы ВТО остается именно ГАТТ. Торгово-экономический и валютно-финансовый миропорядок, строившийся с 1944 г. (МВФ, МБРР) по лекалам, изначально заданным США и закреплявшим их доминирующее положение на мировых рынках, утвердился и действует на концептуально неолиберализационных основах до настоящего времени. Даже и страны-"аутсайдеры", не участвующие в ГАТТ/ВТО (включая ранее Россию), вынуждены приноравливаться к нормам системы ВТО.
Организационная основа ВТО. ВТО представляет в настоящее время единственный реальный центр выработки правовых условий международной торговли по сути во всемирном масштабе.
Основной целью ВТО декларируется создание и обеспечение многосторонней, открытой на основе добросовестной конкуренции торговли. В числе главных правовых средств достижения этой цели фигурируют: последовательное сокращение таможенных пошлин; снижение и ликвидация всевозможных внетарифных количественных и других ограничений; неприменение экспортных субсидий и прочих поощрений; недопущение демпинга, а также "добровольных" ограничений экспорта.
По своему правовому статусу ВТО - полнозначная межправительственная организация. Бюджет ВТО складывается из взносов стран-членов пропорционально их долям в мировой торговле. ВТО стоит вне системы ООН.
Высший орган ВТО - Конференция министров, созываемая раз в два года. В период между сессиями Конференции руководящим органом является Генеральный Совет в составе постоянных представителей стран. Особенностью Генерального Совета является то, что он по существу выполняет по мере надобности функции сразу трех органов ВТО: собственно Генерального Совета (главного административно-руководящего органа ВТО с компетенцией самой Конференции); Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики (имеется в виду политика отдельных государств-членов). Важными органами ВТО являются, кроме того, Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В подчинении Генеральному Совету находится также ряд комитетов: по торговле и развитию; по бюджету и администрации; по ограничениям, связанным с платежным балансом и другие рабочие органы. Административно-организационные функции выполняет расположенный в Женеве Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором.
Унаследован от механизма ГАТТ консенсуальный метод принятия решений. При недостижении консенсуса решения принимаются простым большинством голосов. Но в ряде случаев решения принимаются Конференцией министров квалифицированным большинством голосов, а именно:
- по интерпретации условий многосторонних соглашений системы ВТО и по освобождению от договорных обязательств государств-участников таких соглашений требуется % голосов;
- по принятию новых членов в ВТО - 2/3 голосов;
- по изменению какого-либо условия многостороннего соглашения. В зависимости от конкретного соглашения требуется либо единогласное решение, либо большинство в 2/3 голосов, причем в этом случае принятые изменения распространяются только на страны, проголосовавшие за изменения.
Особо скрупулезно регулируются условия присоединения к ВТО, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации. Прием многоступенчат и весьма усложнен и технически, и, несомненно, политически.
Россия с 1993 г. до 2012 г. ожидала приема сначала в ГАТТ, а потом в ВТО. Рекордно длительная задержка в допуске России в ВТО объяснялась не в последнюю, а возможно, и в первую очередь последовательной политикой "сдерживания" России со стороны США и их союзников. Участие России в ВТО, естественно, должно означать усиление конкуренции иностранных товаров на внутреннем российском рынке в связи со снижением ставок импортных таможенных пошлин и других уступок со стороны России. В то же время участие в ВТО может означать некий конкурентный стимул для оздоровления российской экономики, а также отчасти поможет снять действующие за рубежом во многих случаях дискриминационные меры в отношении экспорта товаров и услуг из России. Россия сможет эффективнее защищаться от любых дискриминационных акций в ее адрес, в том числе от недобросовестных обвинений ее в демпинге, используя эффективную действующую в ВТО процедуру урегулирования межгосударственных торгово-экономических споров. Немаловажно, что, будучи членом ВТО, Россия и сама сможет участвовать в выработке современных правил мировой торговли, которым она, оставаясь вне ВТО, все равно была вынуждена следовать. Очень многое, если не все, будет зависеть от результативности оздоровления внутренней экономики России. Если не удастся сменить сырьевую ориентацию и перейти к современному эффективному высокотехнологичному хозяйству, Россию может постигнуть участь "бедного юга", вечно безуспешно догоняющего "богатый север".
|