Вторник, 26.11.2024, 20:18
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Нетарифные меры регулирования международной торговли товарами в системе ГАТТ/ВТО

Они весьма разнообразны и не уступают по эффективности тарифным.

Прежде всего, это количественные ограничения (квоты) для импорта или экспорта товаров. Это метод наиболее жесткий и несовместимый со свободной рыночной экономикой, поэтому в принципе исключаемый правилами ГАТТ. Отступления (временные) от правил допускаются лишь в особых случаях: критический недостаток продовольствия или иных товаров в стране экспорта; запрет импорта сельскохозяйственных или рыболовецких товаров в целях сокращения внутреннего производства или потребления, а также равновесия платежного баланса и т.п.

Лицензирование (разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров) наряду с количественными ограничениями представляет собой эффективный способ регулирования национальной внешней торговли. Особое Соглашение по процедурам лицензирования импорта 1994 г. содержит правила использования лицензий. Применение их прежде всего не должно нарушать принципов наибольшего благоприятствования и национального режима.

"Добровольные" ограничения экспорта. Это по сути неправомерная разновидность количественных ограничений. Под угрозой полного запрета ввоза конкретного товара из той или иной страны она принуждается к "добровольному" ограничению своего вывоза.

Защитные меры (пошлины). Ограничение импорта отдельных товаров для защиты национальной экономики в принципе не запрещается. Но в соответствии с Соглашением о защитных мерах 1994 г. соответствующие меры строго регламентируются. Главное условие для их применения - наличие существенного ущерба для экономики страны. Меры могут заключаться во временных повышениях импортных пошлин, отмене тарифных уступок, установлении количественных ограничений импорта.

Субсидии и компенсационные меры (пошлины). В целях поощрения развития собственной промышленности и сельского хозяйства, работающих на экспорт, и обеспечения для них конкурентных преимуществ государства применяют субсидии в различных формах: освобождение от внутренних налогов, прямые финансовые вложения, льготные кредиты для экспортных отраслей экономики и т.п.

Правительственные субсидии рассматриваются как разновидность недобросовестной коммерческой практики, и в рамках ВТО было заключено особое Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам 1994 г., подробно регламентирующее как условия применения субсидий, так и защиту от неблагоприятных последствий применения субсидий, в частности, путем так называемых компенсационных пошлин, которыми могут облагаться субсидируемые товары. Субсидии не запрещаются тотально, но регламентированы и допустимы, если не ущемляют интересы других стран.

Назначение компенсационных пошлин - именно компенсация причиненного ущерба (от применения субсидий), они не могут превышать размера субсидии, т.е. не могут носить штрафного характера.

Технические барьеры в торговле. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть требования соответствия товара специальным техническим характеристикам и стандартам, процедуры технических испытаний и сертификации, особые требования к маркировке и т.п.

Технические барьеры мотивируются защитой интересов потребителей. Однако они представляют собой на практике и удобное средство протекционизма, защиты своего собственного производства от иностранной конкуренции. В целях ограничения злоупотреблений заключено было Соглашение по техническим барьерам в торговле 1994 г. Общий принцип: технические требования к иностранным товарам не должны быть более обременительными, нежели к товарам отечественного производства. К Соглашению прилагался особый рекомендательный Кодекс добросовестной практики о процедурах подготовки, принятия и соблюдения стандартов.

Санитарные и фитосанитарные меры. Государства в целях защиты здоровья людей, животных и растений от всевозможных заболеваний вводят специальные правила, выполнение которых, в частности, контролируется особыми карантинными службами, в том числе на внешних границах. Однако соответствующие меры нередко используются и в качестве протекционистского средства для ограничения ввоза из-за рубежа пищевых и других продуктов, конкурирующих с отечественными.

В рамках ВТО действует Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам 1994 г.: применение фитосанитарных, карантинных ограничений допустимо только для безопасности, защиты людей, животных, растений и недопустимо в качестве протекционистского средства. Смысл Соглашения по сути тот же, что и у упомянутого выше Соглашения по техническим барьерам в торговле, - защита интересов потребителей.

Однако с учетом специфики санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля и Соглашение имеет свою специфику. В отличие от мер по техническим барьерам, к которым применим принцип наибольшего благоприятствования, в отношении санитарных и фитосанитарных мер допускается гибкость при применении к отдельным странам в зависимости от угрозы заражения и в этой связи к отдельным странам могут применяться более строгие, по сути дискриминационные, меры.

Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров. Осмотр, инспекция товара до его отгрузки используется, особенно в развивающихся государствах, для выявления (при помощи специальных сюрвейерских служб) злоупотреблений со стороны экспортеров, в том числе в сговоре с иностранными покупателями, что касается, в частности, занижения или завышения цены товара в целях ухода от налогов, пошлин и т.д. Инспекция выполняет при этом и функции проверки качества, количества товара и т.п. С другой стороны, предотгрузочная инспекция может означать риск утечки сведений о ценах, представляющих коммерческую тайну, а кроме того, инспекция означает и определенную задержку поставок. Соглашение по предотгрузочной инспекции 1994 г. представляет собой определенный компромисс: оправданность инспекции и в то же время обеспечение открытости информации о применяемых правилах и работе инспекционных служб.

Определение места происхождения товара. Получение надежной информации о месте происхождения товара имеет весьма существенное значение для потребителя. С этим связаны и злоупотребления при указании происхождения товаров. Рамочное Соглашение по правилам происхождения товаров 1994 г. предусматривает обязательство гармонизировать и конкретизировать национальные правила по определению страны происхождения товаров. Обусловливается национальный режим правил происхождения: они не должны быть для иностранных товаров более строгими, чем для отечественных, и не должны быть дискриминационными.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (07.04.2017)
Просмотров: 183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%