Что касается мировой торговли аграрными продуктами, логика либерализма оказывается бессильной перед реалиями аграрного протекционизма. Корни его - в факте традиционного крупномасштабного производства многих сельскохозяйственных товаров не только в развивающихся, но и в ряде развитых стран. При этом производство это во многих случаях неконкурентоспособно и невозможно без протекционистской поддержки. Между тем в сельском хозяйстве занята значительная часть населения, в том числе мелких и средних фермеров. Их разорение означает рост безработицы и люмпенизацию населения с соответствующими политическими и социальными эффектами. Существует и исторически оправдавшее себя понятие "продовольственная безопасность". Именно аграрный протекционизм особенно наглядно иллюстрирует, сколь живучи в мире идеи и политика государственности и национализма вообще и в экономике в частности и сколь еще далек мир от подлинного глобализма.
В Соглашении по сельскому хозяйству 1994 г. удалось договориться о следующем:
- в отношении тарифных ограничений импорта предусматривались консолидация (закрепление) ставок пошлин по большинству сельскохозяйственных товаров, а также постепенное их снижение;
- в отношении нетарифных мер было достигнуто принципиального значения согласие перевести эти меры в тарифный эквивалент, т.е. выразить в ставках пошлин.
В отношении товаров, по которым нетарифные меры были переведены в тарифный, пошлинный эквивалент, устанавливалась особая система защитных мер. Введено было понятие триггерного уровня (букв. - уровня "спускового крючка"). Если цена импортного товара превышает "триггерный" уровень (стоимость доли импорта в среднем потреблении данного товара по отношению к среднему потреблению за три предшествующих года), страна-импортер может ввести временную дополнительную пошлину.
Наиболее сложно регулируется Соглашением поддержка национальных производителей. За базу сокращений для каждой страны такой внутренней поддержки берется так называемая агрегатная оценка. Она рассчитывается для каждого товара отдельно, и от ее уровня исчисляются обязательства стран по сокращению поддержки национальных производителей.
Экспортные субсидии для аграрной продукции в принципе полностью не запрещаются и подразделяются на два вида:
- субсидии, мало воздействующие на торговлю и разрешаемые для свободного использования ("зеленый пакет"). Это расходы на научные исследования, на контроль за вредителями и болезнями, на сортовыведение и т.п.;
- субсидии, связанные с поддержкой производства, в том числе прямые экспортные субсидии. По таким субсидиям ("желтый пакет") государства обязывались производить постепенные сокращения.
|