Разновидностями авторских прав, в частности, являются литературные, музыкальные и художественные (живопись, графика, скульптура) произведения, в том числе на грампластинках и других видах механической и магнитной записи, произведения декоративно-прикладного искусства, программы для электронно-вычислительных машин, пленки (диски) для производства предметов воспроизведения звука, пленки для радиовещания, кино и телевидения, публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, передача их по радио и телевидению, переделка их, переводы на иностранные языки литературных произведений. Некоторые из этих прав рассматриваются как смежные, такие как права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаторов кабельного вещания.
Основными многосторонними соглашениями по авторским правам являются:
а) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., она служит правовой основой Бернского союза охраны прав авторов. Административно-секретариатские функции Союза возложены на ВОИС. В Союзе участвует более 130 государств. Бернская конвенция многократно пересматривалась и для разных стран-участниц действует в разных редакциях. Россия участвует в редакции 1971 г. с 13 марта 1995 г.
Граждане стран - членов Союза пользуются на условиях взаимности как в своей стране, так и в других странах-членах правами охраны своих опубликованных в стране Союза (а с 1971 г. и не в стране Союза), а также неопубликованных произведений в соответствии с национальным законодательством стран-членов, обеспечивающим охрану (включая судебную защиту). Применяется территориальный принцип в сочетании с национальным правовым режимом.
Правовые нормы защиты авторских прав по Бернской конвенции включают, в частности: 50-летний минимальный срок охраны авторского права после смерти автора; исключительное право автора на перевод своих произведений; тиражирование их; публичное исполнение; переделки; запись механическим способом и т.п. Бернская конвенция обладает обратной правовой силой, с возможными оговорками стран. Россия оговорила, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для России уже являются на ее территории общественным достоянием;
б) Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (с последующими изменениями). В ней участвует свыше 90 государств (СССР, а затем Россия с 1973 г.).
Всемирная конвенция содержит еще меньше материально-правовых норм, чем Бернская, что позволило участвовать во Всемирной конвенции ряду стран (в том числе американских), не готовых к существенным изменениям своего национального законодательства. Для большинства государств действуют обе Конвенции.
Основные отличия Всемирной конвенции от Бернской конвенции:
- 25-летний минимальный срок охраны авторских прав после смерти автора;
- размещение на охраняемом произведении знака авторского права (от англ. copyright);
- особо специфицирована охрана исключительного права на перевод и переиздание произведения;
- запрет на издание в другой стране произведения без разрешения издательства, которое впервые его издало, и без уплаты вознаграждения.
Всемирная конвенция в отличие от Бернской конвенции не имеет обратной силы.
Для России действуют также: Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания (так называемых смежных прав) 1961 г.; Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного их воспроизведения 1971 г. и др.
Особое значение для России имеет регионального характера Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. с участием стран СНГ. В соответствии с Соглашением Всемирная конвенция 1952 г. должна действовать для этих государств и в их взаимоотношениях между собой; должны также соблюдаться стандарты упомянутых выше Бернской, Женевской и Римской конвенций. Нельзя сбрасывать со счетов и регулирование прав интеллектуальной собственности на уровне двусторонних соглашений, в том числе и в общего характера соглашениях в области экономического сотрудничества.
|