Международное энергетическое сотрудничество реализуется в экономической, торговой, научно-технической, производственной, социальной, экологической и других сферах, а также включает вопросы обеспечения международной энергетической безопасности государств. С правовой точки зрения энергетическое сотрудничество осуществляется как в публичных формах сотрудничества государств, так и в частноправовых формах взаимодействия хозяйствующих субъектов различных государств.
Во второй половине XX в. начали складываться крупные центры сотрудничества в области международной энергетической политики. Наиболее значимые из них - Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и Международное энергетическое агентство (МЭА).
В состав международной Организации стран - экспортеров нефти - ОПЕК (Багдад, 1960 г.; штаб-квартира находится в Вене с 1965 г.) вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В последующем к Организации присоединились Алжир, Ангола, Ливия, Нигерия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Эквадор.
По Уставу ОПЕК основная цель Организации - сотрудничество и унификация нефтяной политики ее членов, а также определение эффективных средств защиты их интересов как в индивидуальном, так и в коллективном порядке. Организация должна разрабатывать методы и средства обеспечения устойчивости цен на международных нефтяных рынках. ОПЕК в своих действиях руководствуется принципами равенства и суверенитета. Членом ОПЕК может стать любая страна со значительным экспортом нефти, имеющая схожие интересы с другими странами-членами. За вступление нового члена в организацию должны отдать голоса 3/4 полноправных членов ОПЕК.
Высшим органом Организации является Конференция. Все решения Конференции принимаются единогласно, при этом каждая страна имеет один голос. Конференция уполномочена принимать решения при наличии 2/3 делегаций. Решения Конференции ОПЕК имеют обязательный характер после их ратификации или утверждения соответствующими органами власти стран - членов Организации.
Начиная с 1998 г. Россия является наблюдателем в ОПЕК. Стратегической целью сотрудничества России с ОПЕК является содействие обеспечению долгосрочной устойчивости нефтяного рынка в интересах всех его участников.
Международное энергетическое агентство (МЭА) было создано в 1974 г. в рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в качестве автономного международного органа с целью координации энергетической политики. В состав Агентства входят 29 государств-членов. Штаб-квартира Агентства находится в Париже.
Главная цель МЭА - создание системы коллективной энергетической безопасности. Основным принципом системы является перераспределение между участниками Организации имеющихся запасов нефти при возникновении серьезных перебоев с поставками. Цели и задачи Агентства были сформулированы в Международной энергетической программе (1974 г.) и нашли свое дальнейшее развитие в Программе долгосрочного сотрудничества (1976 г.), а также в документе, получившем название "Общие цели", одобренном на встрече министров энергетики стран - членов МЭА в 1993 г.
Основные интересы России в отношении МЭА связаны со стратегической линией, направленной на вхождение в систему энергетической инфраструктуры промышленно развитых стран. Основа взаимодействия МЭА с Россией была заложена в совместной Декларации о сотрудничестве в области энергетики между Правительством РФ и МЭА, принятой в 1994 г.
Шагом вперед в развитии международного энергетического сотрудничества явилась идея создания единого европейского энергетического пространства на основе принятия Европейской энергетической хартии (1991 г.) и Договора к Энергетической хартии - ДЭХ (1994 г.). Договор регулирует сотрудничество во всей энергетической производственно-сбытовой цепочке. Важным нововведением ДЭХ стало включение в его содержание экологических вопросов, вопросов международных инвестиций, а также переход к специальным соглашениям в области торговли энергоносителями и транзита.
Россия подписала Договор в 1994 г., но не ратифицировала его и применяла на временной основе. Россия неоднократно заявляла о том, что ДЭХ не отвечает ее интересам в части баланса экономических интересов стран-потребителей и стран-поставщиков энергоносителей, а также о неэффективности положений о транзите. Последнее обстоятельство сыграло важную роль при принятии решения о прекращении Россией временного применения ДЭХ с 18 октября 2009 г.
С учетом проблем, возникающих с транзитом энергоносителей, особое значение для России имеют строительство и эксплуатация трансграничных трубопроводов для транспортировки нефти, газа и т.п. Особенность правового регулирования морских трубопроводов (пример: газопровод "Северный поток") состоит в том, что их отдельные участки выходят за пределы государственных территорий (т.е. за границы действия национальных юрисдикций) и подпадают под режим международного морского права. К правовым отношениям, связанным со строительством трубопроводов за пределами государственной территории, применяется принцип свободы прокладки трубопроводов в открытом море как элемент общего принципа свободы морей. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе этот принцип действует с определенными изъятиями, вызванными наличием у прибрежных государств ограниченной юрисдикции и ряда особых национальных суверенных прав в этих морских пространствах.
Одним из наиболее значимых примеров регионального энергетического сотрудничества являются взаимоотношения России и Европейского союза в этой сфере. Основополагающими документами единой энергетической политики ЕС можно считать акт Еврокомиссии "Энергетическая политика для Европы" и принятый на ее основе одноименный План действий (2007 г.). Основными задачами единой энергетической политики ЕС являются обеспечение безопасности поставок, изменение структуры потребления энергии в пользу возобновляемых источников, повышение энергоэффективности, снижение объема выбросов парниковых газов, создание единого энергетического рынка и содействие развитию на нем конкуренции, формирование единой внешней политики в энергетике.
Важным аспектом сотрудничества между Россией и ЕС является так называемый Энергетический диалог Россия - ЕС (принят на Парижском саммите в октябре 2000 г.), который предполагал увеличение поставок российских энергоносителей в Европейский союз в обмен на западные инвестиции и технологии. Цель Энергетического диалога России и ЕС - развитие долгосрочного энергетического партнерства в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами (1994 г.). К сожалению, на практике энергетическое сотрудничество России и ЕС сталкивается со многими труднопреодолимыми препятствиями политического и экономического характера.
|