Экономическая интеграция означает организованное экономическое и правовое обособление группы государств в некую единую общность со своим - более благоприятным - правовым режимом регулирования торговли, инвестиционного, финансового пространства, движения рабочей силы и т.п. В результате интеграционные объединения превращаются в региональные "центры экономической силы", общие цивилизационные пространства. Конкуренция между государствами трансформируется в конкуренцию между интеграционными блоками.
В рамках интеграционных объединений обеспечивается согласованная либо единая экономическая политика, которая реализуется через сближение законодательства, через его гармонизацию, имплементацию во внутреннее право норм международных договоров, а также через прямое действие норм наднационального характера. Образуется правовая система соответствующего интеграционного объединения, состоящая из триединства норм внутреннего права, международно-правовых норм и норм, исходящих от наднационального органа интеграции. Нормы, выработанные и применяемые для создания интеграционных объединений и регулирования отношений в них, образуют право интеграции. Через право интеграции государства-участники унифицируют внутренние правовые режимы, в которых взаимодействуют "вещи" и "лица" (операторы).
Посредством международно-правового обычая и последующего договорного закрепления было выработано исключение из принципа наибольшего благоприятствования (ПНБ) для "внутриинтеграционных" режимов. Данное исключение можно считать правовым основанием всего права экономической интеграции, поскольку оно юридически открывает государствам возможность экономического "обособления".
Принято различать разнообразные международно-правовые формы интеграционно ориентированных объединений (см. § 3 настоящей главы).
Организационно-правовые формы интеграции не обязательно чередуются в определенном порядке, они могут наслаиваться одна на другую, вбирать в себя друг друга. Благодаря интеграционным объединениям в международной экономической системе возникает своего рода экономическая "многополюсность".
Управляемый процесс интеграции начался в Европе в середине XX в. Под эгидой Советского Союза в 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в составе государств Восточной Европы, который положил начало экономической интеграции государств, называвшихся в то время социалистическими. В июне 1991 г. СЭВ прекратил свое существование, а в декабре того же года Россией, Белоруссией и Украиной было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), к которому постепенно присоединились и некоторые другие государства - бывшие республики СССР. Последующая история строительства интеграции была сложной. В рамках СНГ было подписано множество договоров, предусматривавших создание разных форм интеграции, но большинство из них не удалось реализовать. В 2011 г. был подписан Договор о зоне свободной торговли, который начал работать (по состоянию на начало 2015 г. Договор вступил в силу для семи государств - членов СНГ).
В 2000 г. пять государств СНГ - Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия создали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), более жесткое с правовой точки зрения интеграционное объединение. Оно оказалось эффективным: в его рамках были заключены десятки договоров, реально направлявших экономическую интеграцию государств-членов. На этой основе три государства - Россия, Белоруссия и Казахстан создали Таможенный союз, который начал свою работу с 1 января 2010 г., со вступлением в силу Единого таможенного тарифа. Интеграция в сфере торговли была дополнена интеграцией в более широком диапазоне экономического взаимодействия: с января 2012 г., после подписания пакета соглашений, заработало Единое экономическое пространство (ЕЭП) трех стран. В 2014 г. Россия, Беларусь и Казахстан подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС); позднее к Договору присоединилась Армения. Особенность новой стадии экономической интеграции на постсоветском пространстве состоит в применении метода наднационального регулирования: государства-участники передали часть своей компетенции органу ЕАЭС - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). ЕврАзЭС в 2014 г. было упразднено.
В 1951 г. начался процесс интеграции государств Центральной Европы; в качестве первого опыта, сроком на 50 лет, было создано Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. шесть государств-основателей заключили Римский договор, учредивший Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В своем развитии это интеграционное объединение прошло через все основные стадии - зоны свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, валютный союз, экономический союз и т.д. С 1992 г. ЕЭС получило название Европейского союза (ЕС). Экономическая интеграция, по сути, привела ЕС к некоему политэкономическому межгосударственному образованию конфедеративного типа. В настоящее время международно-правовой основой ЕС является Лиссабонский договор 2007 г. <1>.
--------------------------------
<1> Интеграция в рамках ЕС далеко вышла за рамки лишь экономического сотрудничества.
В ходе строительства ЕЭС на европейском цивилизационном пространстве столкнулись две модели интеграции - "франко-германская" и "британская". Под эгидой Великобритании в 1960 г., на основании Стокгольмской конвенции 1959 г., был образован интеграционный блок из нескольких стран - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Однако в 1972 г. Великобритания вышла из ЕАСТ и вошла в европейский общий рынок. В 1992 г. между ЕЭС и ЕАСТ было заключено Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП).
В международной экономической системе следует различать два типа международных организаций: а) организации, являющиеся институциональной основой экономической интеграции; б) организации, созданные для обеспечения и развития экономического сотрудничества. При региональном экономическом сотрудничестве не затрагивается государственный суверенитет, сфера внутренней компетенции; сотрудничество требует, как правило, единогласия государств-участников. И наоборот, экономическая интеграция затрагивает вопросы суверенитета, требует ускоренного устранения экономических границ и, следовательно, других методов взаимоотношений и правового регулирования.
Примером одной из международных организаций, нацеленных на развитие экономического сотрудничества, является Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (в 1948 - 1960 гг. называвшаяся Организацией европейского экономического сотрудничества - ОЕЭС). ОЭСР занималась разработкой правил поведения многонациональных предприятий; вопросами унификации норм, касающихся избежания двойного налогообложения; координацией энергетической политики государств-участников; вопросами законодательства о конкуренции, банкротстве, приватизации и др. В рамках ОЭСР велась разработка проекта Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ); были приняты акты рекомендательного характера - Кодекс либерализации движения капитала и Кодекс либерализации текущих невидимых услуг (1993). В 1974 г. под эгидой ОЭСР было создано Международное энергетическое агентство (МЭА). Россия является государством-наблюдателем в ОЭСР и намерена стать членом этой Организации.
В Азии примером международной организации сотрудничества является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная принятием Декларации в 2001 г. рядом государств, включая Россию и Китай. Хартия 2002 г. детализировала функции и полномочия Организации. Одной из целей ШОС является развитие сотрудничества в экономической и торговой областях.
|