Во второй половине XX в. интеграционные процессы развернулись на всех континентах. В Северной Америке была создана Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА); латиноамериканские страны образовали несколько субинтеграционных объединений, а в 2008 г. подписали Договор о создании Южноамериканского союза наций.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе существуют: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), интеграционные объединения под эгидой Австралии. Арабские страны образовали общий рынок в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе также и африканские государства.
НАФТА - интеграционное объединение США, Канады и Мексики, действующее на основе Соглашения о зоне свободной торговли 1988 г. В НАФТА практически сложилась зона свободной торговли товарами и услугами (с определенными исключениями), унифицированы нормы по защите интеллектуальной собственности, строится единое инвестиционное пространство. В этом интеграционном объединении не созданы органы с наднациональной юрисдикцией: преимущественная экспансия транснациональных корпораций США обеспечивается путем экстратерриториального применения национального права США и легализации интересов США в заключаемых международных договорах.
В рамках НАФТА США "отрабатывают" системное регулирование в различных сферах отношений, которое затем переносят в другие структуры, например в переговорный процесс во Всемирной торговой организации (ВТО). Так, между США, Канадой и Мексикой подписаны договоры об экологических и трудовых стандартах, и США стремятся воспроизвести аналогичные нормы в праве ВТО. Кроме того, США нацелены на то, чтобы создать на базе НАФТА Всеамериканскую зону свободной торговли (ВАЗСТ) - Free Trade Area of the Americas (FTAA).
В настоящее время США осуществляют два больших проекта по созданию так называемых партнерств: а) Трансатлантического партнерства с ЕС; б) Транстихоокеанского партнерства со странами Азии и Тихоокеанского бассейна. Это попытка закрепить свое лидерство в международной экономической системе на глобальном уровне в ущерб нормам права ВТО и региональным интеграционным процессам.
МЕРКОСУР - Южноамериканский общий рынок, который был создан на основе Программы экономической интеграции и сотрудничества между Аргентиной и Бразилией 1985 г., последующих соглашений, в частности Асунсьонского договора 1991 г. В состав МЕРКОСУР входят, помимо Аргентины и Бразилии, Венесуэла и Уругвай. Данное интеграционное объединение достигло стадии таможенного союза и зоны свободной торговли. Имеется общий Таможенный кодекс. Перемещение граждан государств МЕРКОСУР в пределах объединения осуществляется без виз. Ставятся задачи строительства общего энергетического рынка, введения единой валюты.
Андское сообщество наций (до 1996 г. - Андский пакт) - интеграционное объединение Боливии, Колумбии, Перу и Эквадора, созданное на основе Картахенского соглашения 1969 г. В рамках Сообщества также были созданы зона свободной торговли и таможенный союз, обеспечен безвизовый режим перемещения граждан. В 2003 г. между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций (АСН) было подписано Соглашение об экономическом взаимодополнении. В 2004 г. главы государств двух объединений подписали Декларацию, а в 2008 г. - Договор о создании Южноамериканского союза наций.
В Латинской Америке существуют и другие интеграционные объединения и международные организации экономического сотрудничества. Все они в той или иной степени испытывают влияние США и НАФТА, находятся под воздействием проекта США по созданию Всеамериканской зоны свободной торговли. По планам США в эту зону должны войти 34 государства Северной и Южной Америки, исключая Кубу. Подготовлен проект соответствующего соглашения, однако реализация планов тормозится из-за различий в подходах США и большинства латиноамериканских стран в отношении такой зоны. Создание ВАЗСТ - один из ключевых элементов построения нового мирового экономического порядка, как он видится США.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) выделяют несколько центров экономической интеграции. Главные из них - АСЕАН и АТЭС.
АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии создана в 1967 г. на основе Бангкокской декларации; в последующем оформлена Балийским договором о дружбе и сотрудничестве 1976 г., а в 2007 г. - Уставом АСЕАН. В Ассоциацию входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Экономическая интеграция - лишь одно из направлений ее деятельности. Создана зона свободной торговли, формируются таможенный союз, зона свободного движения инвестиций, экономическое сообщество. Особенно тесные договорные отношения связывают АСЕАН с Китаем, Японией и Республикой Кореей. Осуществляются меры по формированию в этом составе Восточноазиатского экономического сообщества, а во взаимодействии с Австралией и Новой Зеландией - Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Россия связана с АСЕАН Совместной декларацией о партнерстве 2003 года и другими международными актами.
АТЭС - Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в которую входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Республика Корея, США, Япония, Китай (включая Гонконг и Тайвань), Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Вьетнам, с 1998 г. - Россия. Образована в 1989 г. АТЭС можно отнести к разряду "мягких организаций": у нее нет большого аппарата, нет устава, она не принимает обязательных решений; каждое государство самостоятельно определяет порядок и сроки реализации обсуждаемых мер на основе индивидуальных планов. Организация провозгласила в качестве главной задачи создание системы свободной и открытой торговли на основе правил ГАТТ/ВТО, снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, инвестиций. Практически речь идет о построении региональной зоны свободной торговли и экономического сообщества. АТЭС находится в некой конкуренции с АСЕАН и противостоит в международной экономической системе таким центрам экономической силы, как ЕС и НАФТА.
На постсоветском пространстве главным центром интеграционных процессов становится Евразийский экономический союз, созданный на основе Договора 2014 г. Договор нацелен на управление единым таможенным и Единым экономическим пространством. В рамках Таможенного союза установлены общие правила таможенных процедур, применения технических стандартов, санитарных мер; действует Таможенный кодекс Таможенного союза. В рамках Единого экономического пространства осуществляется координация макроэкономической политики; валютной политики; торговли услугами; осуществления инвестиций; регулирования финансовых рынков; политики налогообложения; принципов и правил конкуренции; охвачены такие сферы, как энергетика, транспорт, государственные (муниципальные) закупки, интеллектуальная собственность, промышленность, агропромышленный комплекс, трудовая миграция. На основе Договора в указанных сферах могут проводиться три вида политики: а) скоординированная; б) согласованная; в) единая, и степень интеграции углубляется по мере перехода от политики координации к единой политике в тех или иных вопросах взаимодействия государств-участников.
|