Под открытым морем понимаются морские пространства, которые находятся за внешней границей территориального моря государств и, таким образом, не входят в состав территории ни одного из государств. Это сложившаяся обычная норма международного права.
Согласно ст. 1 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Вместе с тем в Конвенции 1982 г. отмечается, что положения ее ч. VII "Открытое море" (ст. ст. 86 - 120) применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. При этом не дается определения открытого моря ввиду имевшихся разногласий на III Конференции ООН по морскому праву по вопросу границ открытого моря. В Конвенции 1982 г. указывается только сфера применения указанной части. В ч. V "Исключительная экономическая зона" (ст. ст. 55 - 75) Конвенции 1982 г. подчеркивается, что в исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции, указанными в ст. 87 "Свобода открытого моря" свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции. Статьи 88 - 115 ч. VII "Открытое море" и другие соответствующие нормы международного права также применяются к исключительной экономической зоне постольку, поскольку они не являются несовместимыми с ч. VII Конвенции 1982 г. В свою очередь суверенитет прибрежных государств над их внутренними водами, территориальным морем, государств-архипелагов над их архипелажными водами особо подчеркивается в Конвенции 1982 г. За пределами морской территории государства его суверенитет не действует. Таким образом, положения Конвенции 1982 г. не изменяют статуса открытого моря, его месторасположение, а лишь подчеркивают отличительные особенности правового режима его вод в пределах исключительной экономической зоны, о которой пойдет речь далее.
В соответствии с международным правом открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Основополагающим принципом международного морского права, регулирующим деятельность государств в его пределах, считают принцип свободы открытого моря, формирование которого имеет долгую историю. Всеобщее признание данный принцип получил только в начале XIX в., а договорное закрепление - в 1958 г. в Конвенции об открытом море. В последней редакции содержание принципа свободы открытого моря сформулировано в ст. 87 Конвенции 1982 г. <1>. Согласно ее положениям свобода открытого моря включает как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю, свободу судоходства и свободу полетов. Это основные его элементы. Однако этот принцип включает в себя также свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом, а также свободы рыболовства и научных исследований. Но эти свободы осуществляются с соблюдением ряда конкретных условий, предусмотренных положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права. Введение подобных ограничений свобод открытого моря вызвано возрастанием роли исключительных экономических зон и континентального шельфа в жизни всех прибрежных государств, необходимостью проведения в их пределах научных исследований, сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими. Ввиду этого отдельные права прибрежных государств в пределах этих районов были расширены на международном уровне.
--------------------------------
<1> Настоящая Конвенция имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевскими конвенциями 1958 г. Она не изменяет прав и обязательств государств-участников, которые вытекают из других соглашений, совместимых с этой Конвенцией, и которые не затрагивают осуществления другими государствами-участниками своих прав и выполнения ими своих обязательств по Конвенции 1982 г.
Конвенция 1982 г. закрепила, что открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Все государства независимо от того, являются ли они прибрежными или не имеющими выхода к морю, имеют право на то, чтобы суда под их флагами плавали в открытом море.
Каждое судно, кроме исключительных случаев, прямо предусмотренных в Конвенции 1982 г. или в других международных договорах, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Военные корабли, а также суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.
В пределах открытого моря допускается осуществление преследования по горячим следам за нарушение законов и правил прибрежного государства <1>, в частности за нарушение режима государственной границы, нарушение таможенных, портовых и иных правил на территории государства.
--------------------------------
<1> В соответствии со ст. 111 Конвенции 1982 г. преследование по горячим следам иностранного судна в открытом море, в частности, может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне последующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающее в территориальном море, получает приказ остановиться, судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моря. Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства. Преследование по горячим следам считается начатым только при условии, если преследующее судно удостоверилось при помощи находящихся в его распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно, или одна из его шлюпок, или другие плавучие средства, которые действуют совместно и используют преследуемое судно в качестве судна-базы, находятся в пределах территориального моря. Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал.
В отдельных районах открытого моря, непосредственно прилегающих к территориальному морю и играющих важную роль в жизни различных государств (в прилежащей зоне, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе), несмотря на то, что Конвенция 1982 г. подтвердила, что никакое государство не вправе претендовать на подчинение открытого моря суверенитету какого-либо государства, с помощью ее положений был установлен особый правовой режим. В теории международного права он нередко именуется "смешанным правовым режимом". В пределах этих территорий государства могут устанавливать национальный правовой режим, но в рамках, предоставляемых международным правом, т.е. в рамках Конвенции 1982 г. и других международных договоров, которые не противоречат ей и не регулируются ее положениями.
|