Н.Е. Тюрина отмечает, что в процессе разрешения споров и при толковании прав и обязанностей членов ВТО появляется необходимость обращения к нормам других отраслей международного права, среди которых в первую очередь указано экологическое право <1>.
--------------------------------
<1> См.: Тюрина Н.Е. Фрагментация международного права в контексте "права ВТО".
Сложным моментом в дискуссиях по вопросам торговли и окружающей среды является принцип предосторожности. Обычно используемый в качестве оправдания защитных мер, предпринятых при отсутствии достаточных научных оснований, этот принцип вызвал бурные дебаты как между развитыми странами, так и между развитыми и развивающимися странами. Европейский союз рассматривает данную норму как четко установленный принцип международного права окружающей среды, в то время как США настаивают лишь на предосторожном подходе, который весьма ослабляет требование о выполнении обязательств по защите окружающей среды в ситуации научной неопределенности. Яркой иллюстрацией разного отношения к данному принципу служит дело о гормонах в говядине <1>.
--------------------------------
<1> В 1989 г. ЕС запретил обработку мяса гормонами роста и ввоз такого мяса на свою территорию, опасаясь за здоровье потребителей. В 1996 г. США и Канада подали на ЕС в суд ВТО, аргументируя свой шаг тем, что вред гормонов еще не доказан. URL: https://www.wto.org/engish/tratop_e//cases_e/ds26_e.htm/WT/DS26/1G/L/62G/SPS/W/46G/AG/W/1731January1996.
В целях сглаживания различий в развитии и в национальных режимах защиты окружающей среды Декларация Рио-де-Жанейро, принятая на Конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития в 1992 г., включила принцип общей, но дифференцированной ответственности всех стран мира.
Как на международном, так и на национальном уровне принцип "загрязнитель платит" исходит из того, что государственная политика должна обеспечить, чтобы производители несли не только прямые экономические издержки на производство товаров или услуг, но и социальные издержки, связанные с ущербом от загрязнения окружающей среды, который они наносят всему обществу. Одни страны стараются обеспечить, чтобы загрязнители действительно платили полную стоимость соответствующего ущерба, который они нанесли обществу; другие страны не могут проводить такую политику, тем самым предоставляя своим производителям скрытые субсидии. Эта субсидия является не следствием принятия какими-либо странами более низких экологических стандартов, а следствием того, что эти страны не в состоянии обеспечить, чтобы загрязнитель нес экологические издержки в рамках выбранного экологического стандарта. Как и все другие субсидии, ущерб благосостоянию от такой политики ложится в основном на страну, которая предоставляет такие субсидии (загрязняется окружающая среда той страны, которая предоставляет экологические субсидии), а выгоды от таких субсидий достаются в основном потребителям в других странах, которые покупают эти товары или услуги по более низким ценам.
|