История развития законодательства о договорах в сфере интеллектуальной собственности неразрывно связана с закреплением в законодательстве норм об охране объектов интеллектуальных прав и насчитывает не одну сотню лет. Регламентация и научное обоснование отдельных видов авторских договоров нашли свое весьма подробное отражение уже в дореволюционном праве, прежде всего в части издательских договоров*(11). Впервые о распоряжении исключительным правом упоминалось в параграфе 1 Положения о правах сочинителей к Цензурному уставу 1828 г., в соответствии с которым сочинитель или переводчик книги имел исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием как "имуществом благоприобретенным"*(12), в том числе и распорядиться (продать) по своему усмотрению. Уже в дореволюционной науке возникали споры относительно правовой природы договоров в сфере интеллектуальной собственности, в частности, о возможности отчуждения исключительного права на произведение в полном объеме. Так, В. Спасович писал, "что все возможные виды уступки права авторского по договору могут быть подведены под два главных случая: а) когда авторское право уступается владельцем этого права другому лицу в целом его объеме, или б) когда владелец авторского права уступает другому не само право, но пользование им в известных пределах"*(13).
Относительно договоров в сфере патентного права, как пишет А.А. Пиленко, до 1896 г. полной свободы передачи патента не существовало, поскольку привилегии (прообразы патентов) выдавались по усмотрению правительства. Облигаторный принцип выдачи привилегий, воплощенный в Положении о привилегиях на изобретения и усовершенствования*(14), позволил "отчуждать привилегию на весь срок ее действия или на часть этого срока"*(15).
После революции Декрет "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" от 10 октября 1919 г. объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым произведения перешли в полную собственность издательств. Было закреплено, что издательства могут приобретать у авторов только право на издание произведения на ограниченный издательским договором срок.
В российском законодательстве традиционно определялись отдельные виды договоров в сфере авторского права, сначала по видам объектов, права на которые передавались, затем - по характеру передаваемых прав. До вступления в силу части четвертой ГК РФ широко использовался термин "уступка" как в отношении издательского договора*(16), так и договоров об уступке патента и товарного знака.
Статья 503 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. давала определения двух типов авторского договора - договора о передаче произведения для использования и авторского лицензионного договора, а ст. 522 ГК РСФСР закрепляла право патентообладателя выдать разрешение (лицензию) на использование его изобретения или полностью переуступить патент.
Законы РФ 90-х годов XX в. (Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (авторский договор о передаче исключительных или неисключительных интеллектуальных прав), Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 (исключительная и неисключительная лицензия), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (договор о передаче исключительного права или права на использование топологий интегральных микро схем), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Закон РФ от 6 августа 1993 г. N 5605-1 "О селекционных достижениях") предусматривали разные виды лицензионных договоров и договоров об уступке исключительных прав на охраняемые объекты. При этом в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" сохранялось двусмысленное понимание возможности отчуждения исключительного права на произведение в целом, порождающее научные дискуссии*(17).
Договоры о распоряжении смежными правами стали применяться с введением охраны исполнений и некоторых других объектов смежных прав в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и традиционно не находили подробного правового регулирования, которое осуществлялось, как правило, нормами об авторских договорах. Так, правоприменители отмечают, что практика заключения договоров с артистами-исполнителями идет по пути использования модели договоров оказания услуг*(18), которая, однако, не может заменить договор об отчуждении или предоставлении права на использование исполнения.
|