К сожалению, ни в одном нормативном правовом акте не установлена конкретная ответственность федеральной инспекции труда как органа государства. Очевидно, что ее ответственность проявляется через ответственность должностных лиц - государственных инспекторов труда.
Известно, что виновные должностные лица в зависимости от правонарушения привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. В отношении государственных инспекторов труда законодатель детально урегулировал основания и порядок привлечения к дисциплинарной, материальной (за служебный проступок предусмотрены соответствующие взыскания, взыскание ущерба <1>), уголовной (например, ст. 285 УК РФ), административной (ст. 19.6.1 КоАП РФ) ответственности.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
Позволим себе остановиться на отдельных аспектах привлечения государственных инспекторов труда к ответственности. Так, существенным моментом в деятельности этих должностных лиц является тот факт, что они выступают не только как государственные гражданские служащие, реализующие полномочия органа государства, но и как представители государственной власти, осуществляющие защиту трудовых прав работников. Эта особенность накладывает отпечаток на всю деятельность инспектора, фактически устанавливая его повышенную ответственность. На первый взгляд это оправданно, поскольку властные полномочия инспектора должны "компенсироваться" соответствующей ответственностью. Однако такую повышенную ответственность необходимо возмещать и более высокими и дифференцированными стимулирующими выплатами. Не случайно в Концепции предусмотрена отдельным пунктом модернизация оплаты труда инспекторов труда <1>.
--------------------------------
<1> См.: Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 гг.), утв. распоряжением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. // http://rostrud.ru.
Более того, в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года отмечается необходимость создания условий эффективной реализации государственными гражданскими служащими своих полномочий <1>.
--------------------------------
<1> См.: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. (новая редакция), утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г. // http://government.ru (по состоянию на 15.05.2015).
Итак, как работники государственные инспекторы труда несут дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". С этих позиций они не привлекаются к ответственности как государственные инспекторы труда, т.е. как представители власти. При привлечении же их к административной и уголовной ответственности государственные инспекторы труда несут ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих полномочий как представители власти. Это очень важное разграничение видов ответственности.
С учетом этой особенности в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность государственных инспекторов труда в виде административного штрафа за несоблюдение ими требований законодательства о государственном контроле (надзоре) (ст. 19.6.1 КоАП РФ). Это может быть выражено в проведении проверки при отсутствии оснований, с нарушением сроков ее проведения, отсутствии акта о проведенной проверке и т.д. Если нарушение совершено повторно или совершено грубое нарушение, например проведение проверки без приказа, непредставление акта проверки, то административный штраф накладывается в повышенном размере.
Заметим, что сообразно фактически безвиновной административной ответственности юридических лиц, проявляющейся через административную ответственность их должностных лиц, вполне можно было бы установить административную ответственность федеральной инспекции труда или государственных инспекций труда в субъекте РФ, должностные лица которых были привлечены к административной ответственности как представители власти. Иными словами, если государственный инспектор труда был привлечен к административной ответственности как представитель государственной власти, то одновременно необходимо привлекать к административной ответственности и государственную инспекцию труда в субъекте РФ, в которой осуществляет свою деятельность виновный инспектор труда. Это, на наш взгляд, справедливо и обоснованно и, соответственно, будет положительным образом влиять на качество реализации государственными инспекторами труда своих полномочий.
В Уголовном кодексе РФ также имеются составы преступлений, субъектом ответственности в которых является государственный инспектор труда (например, за получение взятки - ст. 290 УК РФ). Одновременно обратим внимание на ст. 285 УК РФ как норму, которая может быть применима к инспектору труда. Согласно ст. 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Иными словами, для должностного лица злоупотребление властью означает шикану, которая уголовно наказуема. Однако в данном случае не следует считать, что она (шикана) превращается в преступление постольку, поскольку ответственность за нее предусмотрена УК РФ. Дело в том, что устоявшееся мнение о том, что у должностного лица его права являются одновременно обязанностями, воспринято законодателем в области уголовного законодательства в полном объеме. Приходится заключить, что ответственность, предусмотренная ст. 285 УК РФ, фактически устанавливается за злоупотребление должностными обязанностями.
Вместе с тем между правами и обязанностями должностных лиц есть различие: "государственный орган имеет обязанности перед государством, права же его направлены к отдельным организациям и физическим лицам" <1>. Сообразно этому государственные инспекторы труда могут злоупотреблять предоставленными им правами по отношению к отдельным организациям и физическим лицам и не выполнять обязанности перед государством. Значит, определение злоупотребления должностными полномочиями как использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы означает невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей перед государством в форме злоупотребления.
--------------------------------
<1> Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит-ра, 1972. С. 83.
С другой стороны, злоупотребление должностными лицами обязанностями перед государством не позволяет сбрасывать со счетов одновременную реализацию этими должностными лицами прав в отношении отдельных организаций и физических лиц не в соответствии с теми целями, на достижение которых направлены эти права, и с намерением причинить вред поднадзорным субъектам (злоупотребление правами).
Злоупотребление должностными полномочиями имеет место в тех случаях, когда нарушаются публичные и частные интересы. Публичные интересы ущемляются, так как происходит невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей перед государством, а частные интересы - в случае реализации должностными лицами прав в отношении объектов надзора не в соответствии с теми целями, на достижение которых направлены эти права, и с намерением причинить им вред.
Отметим, что в ст. 52 Конституции РФ четко закреплено, что "права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба".
|