Ключевым в дискуссиях относительно международно-правового регулирования информационных технологий являлся - и до сих пор остается таковым - вопрос об управлении интернетом. Эта проблема в настоящее время не только не имеет однозначного решения, но и сами теоретические (доктринальные) подходы к ее разрешению весьма разнообразны. Во многом это объясняется тем, что интернет - это "техническое изобретение" и, как таковое, объективно требует технической поддержки и технологического обеспечения функционирования его инфраструктуры, которая главным образом связана со сферой телекоммуникаций. Для обеспечения трансграничного функционирования интернета в этом контексте наряду с правовыми нормами специальное регулирующее значение имеют "организационно-технические" нормы, такие как стандарты и протоколы интернета (Internet Protocol Standards), создаваемые, например, организациями, входящими в Общество интернета (InternetSociety, ISOC), Консорциумом Всемирной сети (World Wide Web Consortium, 3WC) и другими организациями.
Вместе с тем интернет следует рассматривать не только как "техническое изобретение", поскольку его использование влияет на внутригосударственное экономическое и социальное развитие государств, обеспечивает коммуникационные связи государств, организаций, людей в международном масштабе; безопасное использование интернета все чаще принимается во внимание в проблематике обеспечения международного мира и т.д. Сказанное, во-первых, обусловливает постановку и решение вопроса управления интернетом в международно-правовом контексте и, во-вторых, необходимость разработки оптимального международно-правового механизма управления интернетом.
Термин "управление интернетом", в его традиционном в настоящее время понимании, появился в начале 2000-х годов как достаточно условный перевод английского эквивалента Internet Governance. Действительно, слову governance, подобно многим другим отвлеченным понятиям, выраженным по-английски, нелегко подобрать однозначные соответствия в большинстве других языков мира. В литературе и практике дипломатической деятельности используются разнообразные переводы понятия Internet Governance на русский язык, в том числе "регулирование интернета", "управление использованием интернета" и т.д. Представляется, что из всего многообразия предложенных терминов именно "управление интернетом" наиболее адекватно отражает суть описываемого явления, сводящегося к установлению и соблюдению правил и процедур, регламентирующих порядок функционирования и развития глобальной информационной сети.
В ходе развернувшихся в начале 2000-х годов дипломатических дискуссий по проблематике управления интернетом выявились два противоположных подхода. "Узкий" подход ограничивал управление интернетом технико-организационными вопросами построения сети, сетевой адресации, нумерации, стандартизации и пр. Соответственно, при таком подходе безопасность интернета становилась центральной задачей. "Широкий" подход подразумевал необходимость включения в управление интернетом наряду с техническими также вопросов социально-политического характера. Кроме того, максимально широкое толкование понятия "управление интернетом" включало решение проблем коммутации международных сетей электросвязи, обеспечение "сбалансированности" тарифов за пропуск сетевого трафика и т.д.
В настоящее время проблематика управления интернетом охватывает достаточно широкий круг организационно-технических, технологических, общественно-политических, социально-экономических и прочих аспектов. Фактически управление интернетом совпадает с проблематикой "построения информационного общества", впервые обозначенной на международном уровне в Окинавской хартии Глобального информационного общества 2000 г., принятой главами государств и правительств Группы восьми.
В целом ряде документов международных организаций и форумов, связанных с управлением интернетом, сферы сотрудничества и взаимодействия разделяются на сферу, относящуюся к повседневной деятельности технического и эксплуатационного характера, и сферу, связанную с деятельностью правительств и их ролью в выполнении своих обязательств в решении международных вопросов государственной политики, касающихся интернета. Управление интернетом в сфере повседневной деятельности технического и эксплуатационного характера в целом сформировалось и в самом общем плане представляет собой исторически сложившуюся "многостороннюю" модель (multistakeholder's model), основанную на саморегулировании и многостороннем партнерстве, включающем все заинтересованные стороны. К числу заинтересованных сторон относятся частный сектор, гражданское общество, бизнес, техническое и академическое сообщество, правительства, международные организации.
Сфера управления интернетом, связанная с деятельностью правительств и их ролью в выполнении своих обязательств в решении международных вопросов государственной политики, касающихся интернета, прежде всего связана с государствами как субъектами международного права. В этой связи целесообразно отметить два момента. Во-первых, специфика организационно-технического функционирования интернета заключается в том, что интернет никому не принадлежит, ни одно государство не обладает монопольной властью над ним и интернет никто не может "выключить". Вместе с тем технологические компоненты интернета подпадают под многочисленные национальные и государственные юрисдикции, в рамках которых могут быть установлены те или иные ограничения на передачу информации, что является суверенным правом государств. Во-вторых, именно государствам принадлежит ведущая роль и в решении вопросов, связанных с политикой в сфере интернета, и в формировании международно-правового механизма управления интернетом. При этом особенности формирования такого механизма исторически связаны с тем, что, с одной стороны, он начал складываться в рамках международных межправительственных организаций, а с другой стороны, был тесно связан с процессом проведения Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества и последующих шагов в реализации принятых решений.
Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (World Summit on the Information Society) проходила под эгидой ООН (первый этап - Женева, декабрь 2003 г., второй этап - Тунис, 2005 г.). Важнейшими итогами первого этапа было, во-первых, принятие двух документов, впоследствии одобренных Генеральной Ассамблеей ООН, а именно: Декларации принципов по вопросам информационного общества и Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Во-вторых, Генеральному секретарю ООН был предоставлен мандат на учреждение Рабочей группы по управлению интернетом (Working Group on Internet Governance). В ходе второго этапа Всемирной встречи были приняты Тунисское обязательство по вопросам информационного общества и Тунисская программа для информационного общества.
Рабочая группа по вопросам управления интернетом с учетом всестороннего обсуждения выработала определение понятия "управление интернетом" (доклад Рабочей группы по управлению интернетом, июнь 2005 г.): управление интернетом представляет собой разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом, при выполнении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение интернета. Это определение в настоящее время считается общепризнанным. Важно обратить внимание на то, что разработанное рабочее определение зиждется на концепции широкого участия всех заинтересованных сторон в механизмах управления интернетом. Определение управления интернетом исходит из признания того, что в конкретных вопросах управления интернетом каждая заинтересованная сторона (правительства, организации, представители гражданского общества, частного сектора) имеет свои различные интересы, играет различную роль и принимает участие в различных формах, которые зачастую могут дублировать друг друга.
В соответствии с порядком изложения вопросов в итоговом Докладе Рабочей группы по управлению интернетом в числе важнейших проблем, требующих закрепления и решения на международном уровне, были названы:
- административное управление корневой зоной интернета и корневыми серверами системы доменных имен (DNS) <1>;
--------------------------------
<1> Доменное имя - это символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен (Domain Name System, DNS). Система доменных имен DNS предназначена для удобства пользователей интернета и обеспечивает соответствие между сетевыми адресами, IP-адресами. В сети интернет требуется глобальная уникальность адреса. IP-адрес (Internet Protocol Address, IP-Address) - уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP (см. подробнее об этом: http://cctM.m/m/docs/legals/domainsite.php/).
- порядок присвоения сетевых IP-адресов и распределения адресного пространства в условиях перехода на новый сетевой протокол IPv6;
- уточнение порядка присоединения информационных и телекоммуникационных сетей на международном уровне и их взаимодействие;
- стабильность и безопасность глобальной сети и ее пользователей;
- предотвращение противоправного распространения информации в интернете, включая спам;
- обеспечение основных прав и свобод человека при использовании интернета, включая в первую очередь свободу слова и выражения своего мнения;
- обеспечение конструктивного участия каждого желающего в разработке государственной политики управления интернетом;
- защита информации и права на неприкосновенность частной жизни;
- соблюдение прав потребителей при оказании сетевых услуг;
- расширение практики многоязычия и политики мультикультурализма.
Принципиальным моментом являлось то, что итоговый Доклад Рабочей группы по управлению интернетом исходил из признания многосторонней модели (multistakeholder's model) управления интернетом.
В конкретных вопросах управления интернетом роль и обязанности правительств должны быть связаны со следующими аспектами деятельности:
- разработка, координация и осуществление соответствующей государственной политики на национальном уровне, а также разработка и координация политики на региональном и международном уровнях;
- создание благоприятных условий для развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- надзорные функции;
- разработка и принятие законов, положений и стандартов;
- разработка договоров;
- развитие передового опыта;
- поощрение научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области технологий и стандартов;
- поощрение доступа к услугам в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- борьба с киберпреступностью;
- содействие международному и региональному сотрудничеству;
- поощрение развития инфраструктуры и прикладных программ информационно-коммуникационных технологий;
- решение общих вопросов развития;
- поощрение многоязычия и культурного разнообразия;
- содействие в урегулировании споров, включая использование арбитражных процедур.
В вопросах управления интернетом роль и обязанности частного сектора включают в себя:
- саморегулирование информационной индустрии;
- развитие передового опыта;
- разработка стратегических предложений, руководящих принципов и инструментария для директивных органов и других заинтересованных сторон;
- научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области технологий, стандартов и процессов;
- участие в разработке национального законодательства и национальной и международной политики;
- содействие инновационной деятельности;
- содействие в развитии арбитражных процедур урегулирования споров.
Роль и обязанности гражданского общества в вопросах управления интернетом включают в себя:
- расширение информированности общественности и создание возможностей для распространения знаний, подготовки кадров, обмена опытом и пр.;
- содействие созданию сетей;
- решение задач маргинальных групп населения, включая, например, общины-изгои и др.;
- участие в политических процессах;
- предоставление экспертов, специалистов, опыта и знаний по ряду направлений политики в области информационно-коммуникационных технологий;
- содействие политическим процессам и проведению комплексной политики, которая была бы ориентирована на людей и предусматривала их широкое участие;
- научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области технологий и стандартов;
- развитие и распространение передового опыта;
- содействие в обеспечении соответствия политических и рыночных факторов потребностям всех членов общества;
- поощрение социальной ответственности и практики рационального управления;
- пропаганду разработки социальных проектов и организацию мероприятий особой важности, которые, возможно, не отвечают требованиям дня или доходности;
- содействие формированию концепций информационного общества, ориентированного на человека, на основе прав человека, устойчивого развития, социальной справедливости и предоставления широких возможностей.
Конкретные международно-правовые механизмы управления интернетом в трансграничном масштабе Рабочей группой по управлению интернетом не были разработаны, но были предложены четыре возможные организационные модели управления интернетом. Следует подчеркнуть, что принципиальным моментом для всех четырех моделей являлось то, что все предложенные модели предусматривали осуществление функций Корпорации интернета по распределению имен и адресов - Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, далее - ICANN. Логика изложения требует пояснить роль и значение ICANN в трансграничном управлении интернетом <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее об ICANN: http://www.icann.org/.
Трансграничное функционирование интернета основано на саморегулировании, но требует "централизованного" осуществления как минимум трех функций: во-первых, разработки принципов распределения (выделения) блоков интернет-адресного пространства (Internet Protocol Address); во-вторых, эксплуатации корневых серверов (Operating Root Servers), позволяющих подключенным к интернету устройствам находить друг друга, а пакетам данных перемещаться от отправителя к получателю по всей сети, включая осуществление функции назначения параметров протокола "http" адреса; в-третьих, создания и администрирования системы доменных имен и адресов интернета (Domain Name System), без которых существование и функционирование целостного трансграничного интернета невозможно. Изложенное делает понятным, что управление интернетом прежде всего связано с деятельностью организаций, обеспечивающих осуществление обозначенных выше функций, а также технологическую поддержку трансграничного функционирования интернета, и именно ICANN принадлежит центральная роль.
ICANN была создана в соответствии с законами штата Калифорния (США) как некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в качестве оператора доменного пространства интернета. До создания ICANN вопросами распределения имен и адресов в интернете и осуществлением надзора за всей системой доменных имен занималось Правительство США в лице Министерства торговли США. Созданием ICANN в 1998 г. процесс передачи создания и администрирования системы доменных имен и адресов интернета (DNS) от Правительства США к ICANN был формально завершен, однако Правительство США продолжало сохранять фактический контроль. Это было связано с тем, что деятельность ICANN как организации, являющейся юридическим лицом штата Калифорния (США) и представляющей "частный сектор", зиждилась на возобновляемом контракте с Правительством США.
В настоящее время ICANN "централизованно и единолично" осуществляет трансграничную координацию системы присвоения доменных имен и адресов в интернете, контролирует выполнение базовых принципов. Вместе с тем ICANN не управляет "содержимым интернета", не осуществляет фильтрацию нежелательного контента, не предоставляет доступа к интернету. Но именно ICANN поддерживает безопасность, стабильность и взаимодействие Сети, решает, какие устройства могут быть подключены к интернету и какие у них будут доменные имена. Именно ICANN принимает решение об утверждении и вводе в эксплуатацию новых доменов верхнего уровня, о регистрации доменных имен для государств, географических регионов. Система доменных имен и адресов интернета (DNS) координируется ICANN путем заключения соответствующего соглашения с юридическим или физическим лицом (оператором, организацией-регистратором и др.), который поддерживает адреса доменов. Принципиальным моментом является то, что система доменных имен и адресов интернета (DNS) является ключевым вопросом управления интернетом. Следует отметить, что долгое время вопрос управления интернетом рассматривался исключительно в контексте борьбы за контроль над системой распределения доменных имен, и в настоящее время этот контекст не только не теряет актуальности, более того, он приобретает новый импульс развития в связи с расширением зоны доменов верхнего уровня.
Таким образом, ICANN de facto осуществляет трансграничную координацию системы присвоения доменных имен и адресов в интернете и контролирует выполнение базовых принципов, т.е. является центральным звеном решения вопросов интернета, относящихся к повседневной деятельности технического и эксплуатационного характера. Вместе с тем именно правовое положение ICANN как юридического лица штата Калифорния (США) дает основание многим государствам утверждать, что США, а не международное сообщество государств распределяют доменные имена и IP-адреса для всех стран мира и осуществляют надзор за этими процессами, что является нарушением основ многостороннего сотрудничества государств.
На Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, в ходе проведения тунисского этапа (2005 г.), ряд государств инициировал обсуждение вопроса о необходимости участия правительств различных стран в присвоении имен и адресов в интернете и в придании большей степени интернационализации деятельности, связанной с управлением интернетом. Было высказано предложение о создании международной организации, которая стала бы основой интернационализации управления интернетом на межправительственной основе. Созданная международная организация смогла бы осуществлять репрезентативное управление интернетом, не зависящее от национальных и политических влияний, прежде всего со стороны Соединенных Штатов. При этом такая международная организация рассматривалась в качестве международной платформы сотрудничества государств для разработки общих принципов управления интернетом.
Предполагалось, что компетенция международной организации будет связана с разработкой основных принципов, обязательных для корпорации ICANN, но с сохранением за ней осуществления функций распределения имен и адресов интернета. Таким образом, ICANN сохраняла бы функции осуществления текущих задач по обеспечению и поддержанию работы интернета, связанной с повседневной деятельностью технического и эксплуатационного характера, а полномочие принятия политических решений от ICANN перешло бы к новой международной организации, все решения которой вырабатывались бы на основе Декларации принципов по вопросам информационного общества, принятой на женевском этапе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Все предложенные меры должны были рассматриваться как своего рода гарантия для ICANN, что передача международной организации функций, связанных с выработкой политических решений, не повлечет за собой изменений для ICANN и позволит сохранить status quo управления интернетом в целом.
Предложение о создании международной организации не получило широкой поддержки главным образом из-за позиции США, представители которых выдвинули несколько причин, не позволяющих делегировать указанные полномочия международной организации. Во-первых, наделение той или иной международной организации, например Международного союза электросвязи (МСЭ), полномочиями по управлению интернетом приведет, по их мнению, к краху Сети, поскольку такой орган не сможет обеспечить реализацию фундаментальных ценностей и принципов интернета. Во-вторых, даже если "международная бюрократия" и не приведет интернет к гибели, интернационализация управления интернетом даст возможность некоторым странам с недостаточно высоким уровнем демократии, открытости общения и свободомыслия оказывать негативное влияние на формирование политики развития интернета.
Важнейшим итогом тунисского этапа Всемирной встречи было учреждение Форума по управлению интернетом (Internet Governance Forum, IGF), предназначенного для ведения многостороннего политического диалога по вопросам управления интернетом, действующего под эгидой ООН, на основании мандата ООН. Мандат Форума не предполагает жесткой организационной структуры и закрепляет условия ее нейтральности, прозрачности, демократичности, децентрализованности с возможностью ее периодического пересмотра. Мандат предусматривает, что Форум в своей работе опирается на существующий институциональный механизм управления использованием интернета и особое внимание уделяет взаимодополняемости функций между всеми действующими организациями, обеспечивающими процесс функционирования интернета, и заинтересованными сторонами, принимающими участие в этом процессе. Форум не осуществляет никаких надзорных функций и не подменяет существующие структуры, механизмы, институты или организации, но в то же время привлекает их к своей работе и использует их опыт. Принципиальным моментом является то, что Форум не вмешивается в вопросы повседневной эксплуатации или технического обслуживания интернета. Форум действует на постоянной основе посредством регулярных всемирных встреч, совещаний, которые могут также проводиться одновременно с крупными конференциями ООН по соответствующим вопросам. Решения, принимаемые Форумом, не имеют обязательной силы и носят характер рекомендаций. Материалы о его деятельности, а также рассматриваемые и принимаемые документы публикуются на регулярной основе и находятся в открытом доступе.
С 2006 г. до настоящего времени Форум провел семь встреч, и за период деятельности Форума существенно изменился формат обсуждаемых вопросов, изменились как акценты в постановке самих вопросов, так и их приоритетность. Например, если в 2006 г. вопросы открытости и безопасности обсуждались отдельно, то начиная с 2008 г. эти два вопроса наряду с конфиденциальностью стали рассматриваться в контексте с такими вопросами, как доступ к знаниям, свобода выражения мнений, права интеллектуальной собственности, преступность в интернете и государственная безопасность. Явно сместились акценты обсуждения "проблемных сфер": если в 2006 г. вопросы безопасности были связаны со спамом, то в 2010 г. тема безопасности была расширена за счет включения вопроса о регулировании вредоносного интернет-контента.
Следует обратить внимание, во-первых, на то, что Форум по управлению интернетом действует как структурное звено системы ООН. Во-вторых, на Форуме рассматриваются разнообразные аспекты управления интернетом, включая ключевые вопросы государственной политики. В-третьих, рекомендации Форума по управлению интернетом находят отражение в международно-правовых документах международных организаций, например в декларациях министров Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
С точки зрения международно-правового регулирования интернета важнейшее значение имеют Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная организация по интеллектуальной собственности (ВОИС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.
Как говорилось ранее, обсуждение проблем международного сотрудничества управления интернетом было инициировано, развивалось и осуществляется в настоящее время в рамках международных межправительственных организаций. При этом особенностью деятельности международных межправительственных организаций, как универсальных, так и региональных, включенных в этот процесс, является то, что в нем принимают участие представители всех заинтересованных сторон: гражданского общества, частного сектора, международных неправительственных организаций, технического и академического сообщества. Другой особенностью является то, что формат деятельности международных межправительственных организаций связан с реализацией задач и решений, закрепленных в документах двух этапов Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу. Еще одной особенностью является то, что в рамках международных межправительственных организаций создаются разнообразные структуры (рабочие группы, комиссии, программы, форумы, комитеты и иные структуры), деятельность которых связана с той или иной сферой интернета. При этом такие структуры, во-первых, действуют на основании мандатов этих межправительственных организаций; во-вторых, в мандатах, как правило, определяется круг вопросов, а не организационные формы деятельности таких структур; в-третьих, в деятельности создаваемых структур принимают участие все заинтересованные стороны; в-четвертых, такие структуры могут действовать как на временной, так и на постоянной основе; в-пятых, все принимаемые такими структурами решения носят рекомендательный характер. Следует обратить внимание также на то, что в настоящее время необходимость совершенствования механизма международного сотрудничества по вопросам управления интернетом осуществляется в рамках действующих международных межправительственных организаций, более того, сотрудничество по вопросам управления интернетом связывается с необходимостью использования действующей системы международных организаций.
Роль международных межправительственных организаций в развитии информационных и коммуникационных технологий в целом и в механизме управления интернетом в частности определена всеми итоговыми документами Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Напомним, что на первом, женевском, этапе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества был принят основополагающий документ - Женевский план действий. В этом документе было предусмотрено 11 направлений действий, реализация которых была закреплена за конкретной международной межгосударственной организацией, международной неправительственной организацией, организацией частного сектора. Простое перечисление организаций, ответственных за реализацию соответствующего направления действий, дает общее представление о их месте, роли и взаимодействии в общем процессе решения задач управления интернетом: Международный союз электросвязи, ЭКОСОС, Региональные комиссии ООН, Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, ВТО, ЮНЕСКО, ФАО, ЮНИДО, ЮНКТАД, ПРООН, Ассоциация по развитию коммуникаций (APC), Всемирный почтовый союз, ВОЗ, МОТ, ИКАО, Всемирная метеорологическая организация, Программа ООН по населенным пунктам (UN Habitat) и др. К примеру, реализация направления, связанного с содействием применению информационных и коммуникационных технологий в целях развития, закреплена за Международным союзом электросвязи, ЭКОСОС, Региональными комиссиями ООН, Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам; направления "доступ к информации и знаниям" - за Международным союзом электросвязи, ЮНЕСКО, ФАО, ЮНИДО и т.д.
Из шести главных органов ООН три, а именно Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС и Секретариат непосредственно участвуют в рассмотрении разнообразных аспектов управления интернетом и институционализацией этого процесса. По итогам Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу ЭКОСОС на основании мандата Генеральной Ассамблеи ООН выступает как общесистемный координатор реализации решений женевского и тунисского этапов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Такая роль ЭКОСОС связана с тем, что он действует под общим руководством Генеральной Ассамблеи, координирует деятельность ООН и учреждений ее системы, специализированных учреждений, функциональных и региональных комиссий ООН в экономической и социальной областях, служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы ООН.
Значительная роль в решении вопросов управления интернетом принадлежит Генеральному секретарю ООН. Во-первых, в соответствии с положениями Тунисской программы Всемирной встречи по вопросам информационного общества Генеральный секретарь ООН периодически представляет государствам - членам ООН доклад о деятельности Форума по управлению интернетом и привлекает для обсуждения его деятельности все заинтересованные стороны с учетом сбалансированного географического представительства. Во-вторых, Генеральный секретарь координирует деятельность и содействует взаимодействию всех заинтересованных сторон, участвующих в решении вопросов управления интернетом. Так, в 2006 г. Генеральным секретарем были выбраны 10 организаций, представляющих все заинтересованные стороны, для дальнейшего выполнения задач, намеченных двумя этапами Всемирной встречи по информационному обществу. Наряду с международными межправительственными организациями были названы и организации, представляющие частный сектор и гражданское общество, а именно: ICANN; Консорциум "Всемирная паутина" (W3C); Общество Интернета (ISOC); Организация по ресурсам нумерации (NRO); в качестве организации, представляющей технические и академические круги, была обозначена Рабочая группа по интернет-инжинирингу (Internet Engineering Task Force, IETF). В-третьих, Генеральный секретарь содействует активизации и расширению сотрудничества государств по вопросам политики в отношении интернета.
Группа ООН по информационному обществу (UN Group on the Information Society, UN GIS) была создана в 2006 г. в качестве специализированного подразделения ООН по вопросам информационных технологий, в качестве межучрежденческого механизма для координации политики деятельности организаций системы ООН в целях осуществления Женевского плана действий и Тунисской программы для информационного общества. Международные организации, входящие в состав Группы, имеют статус постоянных и непостоянных членов. Постоянными членами Группы являются МСЭ, ЮНЕСКО, ЮНКТАД, Экономическая комиссия ООН для Африки, ЭКАООН, а также Программа развития ООН (ПРООН). Группа имеет также широкий членский состав непостоянных членов, включающий организации ВТО, МАГАТЭ, МОТ, ОЭСР и др.
Названные выше международные организации, иные специализированные учреждения системы ООН, международные неправительственные организации взаимодействуют с государствами и всеми заинтересованными сторонами в решении вопросов управления интернетом. В этом процессе особое положение занимает Международный союз электросвязи (МСЭ), деятельность которого наиболее тесно связана с информационно-коммуникационными технологиями. Все 11 направлений действий в реализации общего процесса управления интернетом, включая вопросы институционализации процесса управления интернетом, которые были определены в Женевском плане действий, предусматривают участие Международного союза электросвязи. МСЭ принимает участие в решении вопросов всех 11 направлений действий либо самостоятельно, либо совместно с другими международными правительственными и неправительственными организациями.
Следует отметить, что многие развивающиеся страны, Россия, Китай, Бразилия, Иран, Пакистан и др. рассматривают Международный союз электросвязи в качестве межправительственной основы для наблюдения за различными аспектами управления интернетом и институционализации механизма управления интернетом. Призывы к расширению компетенции МСЭ поддерживаются не всеми государствами, включая развитые страны, а также не поддерживаются представителями заинтересованных сторон (Stakeholders), которые участвуют в решении вопросов управления интернетом. Высказываются вполне обоснованные опасения, что при таком подходе существует реальная опасность "слияния" традиционных телекоммуникационных сетей и интернета, что, в свою очередь, может повлиять на весь механизм трансграничного функционирования интернета. Кроме того, расширение полномочий МСЭ может радикально изменить сложившийся многосторонний механизм управления интернетом (multistakeholder's model), включающий все заинтересованные стороны, который сформировался эволюционным путем и оказался эффективным для обеспечения его стабильности, безопасности и доступности трансграничной инфраструктуры интернета, в то же время предоставляя суверенным государствам возможность регулирования использования интернета в пределах своей юрисдикции.
Международный союз электросвязи - специализированное учреждение ООН, основными документами которого являются Устав международного союза электросвязи, Конвенция международного союза электросвязи и Административные регламенты. В соответствии с Уставом высшим органом Международного союза электросвязи является Полномочная конференция, которая проводится один раз в четыре года. В этой связи следует отметить, что в декабре 2012 г. в Дубае (ОАЭ) состоялась очередная Полномочная конференция МСЭ. Особое внимание со стороны мирового сообщества к этой Полномочной конференции было связано главным образом с тем, что на ней обсуждались вопросы международно-правовой регламентации информационных и коммуникационных технологий, включая интернет. На Полномочной конференции обсуждался и один из основных договоров МСЭ - Административный регламент международной электросвязи (International Telecommunication Regulations, ITRs), - принятый на Всемирной административной конференции по вопросам телефонной и телеграфной связи в 1988 г. (World Administrative Telegraph and Telephone Conference, WATTC-88). Необходимость обсуждения Административного регламента международной электросвязи была связана с тем, что этот международный договор был принят в 1988 г., в "доинтернетовскую эпоху", в период существования государственной телекоммуникационной монополии. Почти за четверть века действия Административного регламента международной электросвязи, условия и порядок осуществления телекоммуникационной связи существенно изменились. Функционирование информационных и коммуникационных технологий, включая интернет, основывается на IP-протоколах - наборе правил, обеспечивающих соединение и обмен данными между компьютерами, подключенными к Сети, а для интернета существенная роль принадлежит протоколам TCP/IP и HTTP. В связи с необходимостью "адаптации" регулирования технических, операционных и прочих вопросов информационных и коммуникационных технологий Полномочная конференция в Дубае приняла решение о частичном пересмотре Административного регламента международной электросвязи. Итогом Полномочной конференции стало подписание новой редакции Административного регламента международной электросвязи. Из 193 государств, принимавших участие в Полномочной конференции МСЭ, этот документ подписали 89 государств (Россия, Китай, Бразилия, Иран, Куба, ряд развивающихся стран Азии и Африки), 55 государств (США, Канада, страны - члены ЕС, Индия и др.) выступили против этого договора, ряд государств воздержались от его подписания.
|