Вторник, 26.11.2024, 22:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Базовые ориентиры теории политической коррупции

Интересно, что начало исследований политической коррупции в зарубежной науке ведется со времени, когда на смену абсолютистским государствам приходят демократические. Считается, что в государствах абсолютистских еще не созрела характерная для понятия коррупции постановка вопроса об использовании публичного статуса для частной выгоды. В ситуации, когда государства были личным уделом, наследуемой собственностью монарших фамилий, такая постановка вопроса была лишена смысла, поскольку различий между публичными и частными интересами носителей власти не существовало, т.е. вся власть была коррупционна по своей природе. По мнению С.В. Бондаренко, политическая коррупция в современном ее понимании появляется в первых демократических государствах, Великобритании и США только в XIX в. в связи с широким использованием подкупа в электоральном процессе*(82). Иными словами, политическая коррупция изначально воспринимается как проблема общего контекста демократизации политической организации государств.

С точки зрения современных западных исследований важно разграничивать политическую и административную (бюрократическую) коррупцию ("grand" and "petty"). Первая отличается использованием инфраструктуры политического процесса для достижения коррупционных целей (в том числе незаконного удержания власти, укрепления политического статуса, накопления богатства и т.д.), а также тем, что используется эта инфраструктура субъектами политики, т.е. в первую очередь теми, кто наделен властью принимать решения от имени народа*(83). Бюрократическая же коррупция означает злоупотребление служебным положением ради своей частной выгоды в системе главным образом исполнительных органов власти невысокого уровня*(84).

Среди важных разновидностей политической коррупции, которые можно встретить в литературе, стоит выделить так называемую редистрибутивную и экстрактивную коррупцию (или, соответственно, коррупцию "снизу" и коррупцию "сверху"). Проще говоря, механизмы политической коррупции подразделяются здесь на два базовых типа в зависимости от вектора, по которому коррупционерами высасываются ресурсы. В случае с редистрибутивной коррупцией государство воспринимается как слабая сторона, ресурсы которой распределяют между собой сильные частные лоббисты, которые таким образом децентрализуют, феодализируют и приватизируют государство. В рамках теории экстрактивной коррупции, наоборот, в паре "государство - общество" государство воспринимается как более сильная сторона. При этой схеме коррупционных отношений "политическая элита или класс использует аппарат государства как инструмент для извлечения ресурсов из общества"*(85).

Данная классификация политической коррупции весьма близка более известной в российской литературе классификации коррупции по стратегиям группового поведения, где выделяется стратегия "захвата государства" (state capture), означающая практику бизнеса по системному теневому лоббизму, и стратегия "захвата бизнеса" (business capture), под которой понимается "совокупность стратегий и тактик власти, с помощью которых власть в лице своих представителей или даже организаций стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью коллективного и (или) индивидуального извлечения административной ренты"*(86).

Со стратегией захвата бизнеса много сходных черт имеет важное для понимания особенностей развития практик политической коррупции в различных государствах понятие институциональной коррупции. Данный термин означает синтез административной и политической коррупции, при котором ее распространение достигает таких масштабов и уровня структурированности, что государственно-властные решения принимаются не в интересах общества и даже не в интересах частного бизнеса, а в интересах коррумпированных бюрократических структур*(87).

В теории политической коррупции выделяется также ряд любопытных типологий государств в зависимости от доминирующих коррупционных практик. Например, профессор С. Роуз-Аккерман выделяет четыре типа коррумпированных государственных систем, распределяя государства по двум критериям: а) многочисленность взяткодателей и б) в низшем или высшем эшелоне власти имеет место коррупция. Так ею выделяются клептократия, конкурентное взяточничество, двусторонняя монополия и мафиозное государство. Первые два типа коррумпированных государств отличаются многочисленностью взяточников, а для первого и третьего характерно наличие коррупции в высших эшелонах власти*(88).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (08.04.2017)
Просмотров: 183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%