При рассмотрении всевозможных вариаций политической коррупции для конституционно-правового анализа наиболее важным вопросом оказывается противодействие электоральной коррупции. Это утверждение базируется на верховном положении идеи народовластия в системе идеалов конституционализма. Сомнение в том, что власть в данном государстве действительно принадлежит народу, лишает соответствующую модель политической системы легитимности, любых серьезных претензий считаться демократической.
Существует огромное количество признаков, которые могут свидетельствовать о том, что народ не является или перестал быть источником власти. Но в наиболее ярком и концентрированном виде это становится понятно в результате анализа выборного процесса в таком государстве. Выборы в сжатой и хорошо организованной процедурной форме являются способом составления совокупной политической воли народа, которая находит свое отражение, во-первых, в фигурах народных представителей, составляющих верховные органы власти, принимающие наиболее важные для этого государства решения, во-вторых, в идеях, задачах и требованиях, которые эти народные представители перед избирателями обязуются провести в жизнь. Соответственно, если на пути свободного формирования воли и передачи своей части народного суверенитета (волеизъявления) гражданами встает препятствие, то возникает угроза главному и наиболее ценному с точки зрения конституционного права качеству демократического правления - принадлежности власти народу, народовластию.
Подтверждением центрального значения темы электоральной коррупции среди прочих разновидностей политической коррупции для конституционного права является и то, что это старейшая тема в профильной отраслевой литературе, которая исследуется с XIX в., т.е. после того как в результате слома абсолютистских государств выборы входят в политический обиход западных стран. Важно отметить, что данная проблема появилась задолго до того, как в политической науке сформировалось более или менее определенное представление о феномене политической коррупции как таковой.
Соответственно, сегодня эту тему отличает то, что для противодействия электоральной коррупции в рамках национальных правопорядков существует развитое законодательство в составе избирательного права как подотрасли конституционного права. Традиционное повышенное внимание со стороны конституционно-правовой науки, политической аналитики, обывательского интереса гарантирует значительно более качественное и детальное правовое регулирование, чем в отношении любой другой формы политической коррупции. Российские специалисты, студенты и просто наблюдатели легко могут оценить это по объему даже основных источников отечественного избирательного права*(132). Совершенно очевидно, что в этом нормативном массиве присутствуют нормы, препятствующие развитию коррупционных практик.
Более того, как уже отмечалось ранее, к настоящему времени можно отметить весьма примечательную тенденцию, связанную с формированием наднациональных норм конституционно-правового характера, касающихся противодействия электоральной коррупции. Речь в данном случае идет совсем не о примерах противодействия коррупции в регулировании процесса формирования неких наднациональных представительств вроде Европарламента в Европейском Союзе. В настоящее время на глобальном уровне под эгидой ООН принята Конвенция ООН против коррупции 2003 г., где мы обнаруживаем общие антикоррупционные стандарты законодательства о выборах и политических партиях современных государств*(133). На уровне региональных межгосударственных объединений мы встречаем еще более предметные, определенные и конкретные акты, устанавливающие для процесса выборов современные антикоррупционные нормативы*(134).
|