Место лоббизма в конституционно-правовом пространстве предопределяется его связью с режимом конституционной законности; конституционными правами и свободами человека и гражданина; законотворческой (нормотворческой) деятельностью, прежде всего, высших органов публичной власти, статус которых устанавливается нормами конституционного права.
Лоббизм можно рассматривать в качестве своеобразного связующего звена для экономического, политического и юридического организованных сообществ, реализующих свой потенциал и использующих свои ресурсы в пределах конституционно-правового пространства.
Современный лоббизм особым образом проявляется в актуальных конституционно-правового сферах, оказывающих влияние на эффективность законодательства: а) в системе конституционно-правовых презумпций и принципов; б) в конституционно-правовом взаимодействии; в) в системе конституционно-правовых рисков*(161).
Современная тенденция конституционализации международного права и интернационализации конституционного права применительно к лоббизму проявляется в уровне специального правового регулирования: национальном (конституционном, внутригосударственном) уровне - наличие специального закона или иного нормативного правового акта, и наднациональном (надконституционном, международном) уровне - наличие международных актов в сфере лоббизма.
Проблема конституционализации лоббизма предполагает ее рассмотрение с учетом доктринальности, нормативности и правоприменения.
Доктринально конституционализацию лоббизма уместно воспринимать в контексте современной теории конституционализации права. Сущность конституционализации определяется как процесс надлежащего качественного объективирования и оформления национальной правовой материи во всех конституционно признанных и допустимых для нее формах. Тенденция конституционализации все больше распространяется на глобальный и региональный мир, традиционно проявляясь на уровне национального государства*(162).
Конституционализация лоббизма направлена на: а) определение его концепции и основных приоритетов, исключающих из него коррупционную составляющую; б) консолидированное понимание целей, объектов и способов регулирования лоббистской деятельности; в) выделение таких форм лоббизма, которые будут служить формированию общественной необходимости.
На современном этапе конституционализация лоббизма может проявляться в специализированной сфере - конституционном судопроизводстве*(163). Признание лоббистского влияния на Конституционный Суд связано прежде всего с позитивным значением лоббизма, однако не исключается и негативное влияние. Конституционное определение Конституционного Суда единственным легальным интерпретатором конституционных норм предполагает, что конституционное толкование выходит за рамки правореализации и "пребывает" в плоскости правотворческой деятельности. Проблема состоит в том, что интерпретатор не может отходить от смысла и содержания нормы, а создание конституционных ценностей и определение конституционных целей - результат усилий не только одного Конституционного Суда.
На основе конституционализации определяется место и роль лоббизма как системного элемента конституционно-правового пространства. "Системный" характер лоббизма, т.е. способность быть частью того или иного сегмента системы конституционно-правовых отношений, проявляется в системном взаимодействии принципов, ценностей, стандартов, презумпций, рисков.
|