Воскресенье, 24.11.2024, 18:06
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Государственные услуги, предоставляемые федеральной инспекцией труда в процессе защиты трудовых прав работников

Государственные услуги предоставляются полномочными органами государства несколькими путями:

1) непосредственно органом государства либо его территориальными органами;

2) через сеть Интернет на официальном сайте посредством печатных средств массовой информации, в буклетах, информационных стендах и т.д.;

3) через многофункциональные центры (далее - МФЦ).

Роструд как орган государства предоставляет определенные государственные услуги: по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров <1>, по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства <2>, по ведению базы данных по учету трудовых арбитров <3>, по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <4>, по организации подготовки трудовых арбитров <5>, по представлению сведений о трудовых арбитрах, содержащихся в базе данных по учету трудовых арбитров <6>, и т.д. Заметим, что предоставление некоторых государственных услуг еще не подкреплено административными регламентами (к примеру, по предоставлению государственных услуг по проведению государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников, приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности и т.д.).

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минтруда России от 22 сентября 2014 г. N 654н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена" // РГ. 2014. N 299.

<2> См.: Приказ Минтруда России от 12 сентября 2014 г. N 636н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений" // РГ. 2014. N 299.

<3> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 21 ноября 2011 г. N 1375н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги ведения базы данных по учету трудовых арбитров" // РГ. 2012. N 17.

<4> См.: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 сентября 2014 г. N 603н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" // РГ. 2015. N 3.

<5> См.: Приказ Минтруда России от 24 сентября 2015 г. N 660н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по организации подготовки трудовых арбитров" // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (21.10.2015).

<6> См.: Приказ Минтруда России от 24 сентября 2015 г. N 659н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по представлению сведений о трудовых арбитрах, содержащихся в базе данных по учету трудовых арбитров" // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (23.10.2015).

Федеральная инспекция труда, реализуя задачу, закрепленную в ст. 355 ТК РФ, и в силу своих полномочий предоставляет такие государственные услуги, как:

- информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности по производству средств индивидуальной защиты.

К сожалению, предоставление последней государственной услуги не подкреплено административным регламентом. Ранее действовал Административный регламент, которым устанавливалось, что государственную услугу по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности по производству средств индивидуальной защиты предоставляют государственные инспекции труда в субъектах РФ <1>. В настоящее время данный Регламент утратил силу <2>. Очевидно, что компетенция государственных инспекций труда в субъектах РФ не претерпит изменений, но порядок предоставления государственной услуги будет скорректирован.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минтруда России от 30 октября 2012 г. N 355н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности по производству средств индивидуальной защиты" // РГ. 2013. N 42 (утратил силу).

<2> См.: Приказ Минтруда России от 9 апреля 2015 г. N 223н "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (30.04.2015).

В рамках настоящего параграфа мы остановимся на предоставлении государственными инспекциями труда в субъектах РФ такой государственной услуги, как информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее по тексту - информирование и консультирование).

В ТК РФ это направление соответствует одной из задач федеральной инспекции труда (ст. 355 ТК РФ), которая находит свое выражение в двух полномочиях федеральной инспекции труда:

- осуществление информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан.

Информирование и консультирование как государственная услуга предоставляются следующим субъектам: неограниченному кругу лиц (через информационно-справочные материалы) либо ограниченному кругу лиц (работникам, работодателям, их представителям). В данном случае Административный регламент содержит более расширенный, по сравнению с ТК РФ, перечень субъектов - получателей государственной услуги. В ТК РФ в числе субъектов - получателей государственной услуги не значатся представители работников, а также не упоминается неограниченный круг лиц.

Согласно Административному регламенту, информирование и консультирование по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предоставляются в трех видах:

1) подготовка и размещение информационно-справочных материалов, адресованных неопределенному кругу лиц;

2) консультирование заявителей на личном приеме;

3) направление разъяснения заявителям при письменном обращении (далее по тексту - Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию и консультированию) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 сентября 2014 г. N 603н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" // РГ. 2015. N 3.

Формами информирования и консультирования являются размещение или издание информации, устное консультирование, письменное разъяснение. Эти формы и виды информирования и консультирования являются важными профилактическими мерами, направленными на предупреждение нарушений трудовых прав работников.

Несложный анализ показывает, что информирование включает в себя собственно информирование (1), консультирование (2) и ведение разъяснительной работы (3). Стало быть, информирование включает в себя и консультирование, что, на наш взгляд, не совсем верно, поскольку государственная услуга называется "информирование и консультирование", а не информирование. Очевидно, содержание Административного регламента не соответствует его названию <1>.

--------------------------------

<1> Нельзя не отметить, что в ранее действовавшем Административном регламенте предусматривалось различие между информированием и консультированием. Так, информированием назывались административные процедуры, направленные на формирование, предоставление и получение неограниченным кругом работодателей и работников информации и рекомендаций по вопросам применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, субъектов РФ. Под консультированием понимались административные процедуры, направленные на предоставление по личному устному, письменному или иному обращению конкретных работодателей и работников рекомендаций и разъяснений по вопросам надлежащего соблюдения отдельных положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (см.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 мая 2012 г. N 581н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" // РГ. 2012. 29 авг. N 197 (утратил силу)). Анализируя указанные определения, можно уверенно сказать, что формальные различия между информированием и консультированием ранее соблюдались. Анализ содержания понятий "информирование" и "консультирование" позволяет определить их разницу, заключающуюся в том, что информирование носило публичный характер, так как осуществлялось по отношению к неограниченному кругу работодателей и работников, в то время как консультирование было адресным, поскольку обращено к конкретным субъектам - получателям государственной услуги. Информирование реализовывалось посредством бумажного или электронного носителя, в то время как консультирование осуществлялось путем личного (письменного или устного) или электронного обращения. При публичном информировании услуга завершалась размещением в средствах массовой информации, на официальных сайтах Роструда или в МФЦ информационных (справочных) материалов и рекомендаций по вопросам применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе ежегодных докладов о соблюдении трудового законодательства.

Результат и сроки предоставления государственной услуги зависят от вида и формы информирования и консультирования. Это может быть консультация - 30 минут (при личном обращении), разъяснение - 30 дней с момента регистрации заявления (при письменном обращении), размещение информации (не более 7 рабочих дней) в средствах массовой информации или на официальных сайтах, на стендах в МФЦ.

1. Основанием для размещения информационно-справочных материалов является внесение изменений в трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Периодичность размещения информации определяется внесением таких изменений, но не реже чем один раз в полгода. Анализируя способы доступа к информации о деятельности государственных органов <1>, можно предложить следующие способы реализации информирования:

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

- публичное размещение информации в средствах массовой информации;

- размещение государственными инспекциями труда в субъектах РФ информации о своей деятельности в сети Интернет;

- размещение информации в помещениях, занимаемых органами государства, в справочных материалах и рекомендациях;

- ознакомление с информацией через библиотечные и архивные фонды;

- публичное размещение информации в ежегодных докладах о соблюдении трудового законодательства и т.д.

Анализируя Административный регламент, можно предложить скорректировать данный вид государственной услуги по информированию и консультированию. Думается, что необходимо увеличить количество способов ее реализации. В частности, предусмотреть такие способы, как:

- интервью. Представляются заслуживающими внимания те интервью, которые размещаются на официальном сайте федеральной инспекции труда в виде онлайн-конференций. Например, периодически происходят онлайн-конференции - интервью с заместителем руководителя Роструда И. Шкловец <1>, с заместителем руководителя Роструда М. Иванковым <2>.

--------------------------------

<1> См.: http://www.rostrud.ru/press-centre/48/xPages/entry.14378.html.

<2> См.: 21.09.2015. Интервью. Заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков в эфире программы "Вести. Экономика" о реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // http://www.rostrud.ru/press_center/intervyu/340726/; 15.10.2015. Интервью. Обсуждаем инструменты защиты трудовых прав, предлагаемые Рострудом, с заместителем руководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаилом Иванковым // http://www.rostrud.ru/press_center/intervyu/350567/.

Такая форма интервьюирования позволяет оперативно предупреждать нарушения трудовых прав работников;

- социологические опросы работников и работодателей (как правило, анкеты располагаются на сайтах государственных инспекций труда в субъектах РФ). Опрос работников, на наш взгляд, не в полной мере отражается в действующем законодательстве. Как правило, в настоящее время эта форма находит выражение в проводимых федеральной инспекцией труда на своем сайте опросах работников по тем или иным проблемам нарушений их трудовых прав. В Административном регламенте предоставления государственной услуги по информированию и консультированию также предусматривается возможность участия заявителей в опросах;

- телевстречи должностных лиц инспекции с работниками и работодателями. О времени наступления таких встреч необходимо заранее оповещать работников с помощью электронных либо печатных средств массовой информации <1>.

--------------------------------

<1> Согласно ранее действовавшему Административному регламенту предоставления государственной услуги по информированию и консультированию предусматривалось предоставление руководителю государственной инспекции труда в субъекте РФ информационных материалов для принятия решения о целесообразности их размещения в средствах массовой информации или путем электронного информирования. При положительном решении в течение 5 рабочих дней данные материалы размещались в средствах массовой информации, после чего материалы передавались руководителю для предоставления государственной услуги посредством личного участия с выступлениями по телевидению, радио, на совещаниях, семинарах и иных мероприятиях, носящих публичный характер. В Административном регламенте указывалось, что периодичность зависела от внесения в установленном порядке изменений в трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но не реже одного раза в полугодие (см.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 мая 2012 г. N 581н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" // РГ. 2012 г. 29 авг. N 197 (утратил силу)).

Очевидно, такие встречи необходимо осуществлять периодически, например ежемесячно или еженедельно, поскольку они носят профилактический оттенок и предупреждают нарушения трудовых прав работников, а также направлены на реализацию положений ст. 355 ТК РФ об обеспечении работодателей информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предупредительный характер таких мероприятий, несомненно, положительно отразится на соблюдении работодателями действующего законодательства, а также на восстановлении нарушенных трудовых прав работников. В целях реализации данного предложения важно разработать план проведения таких мероприятий, контроль за выполнением которого следует поручить соответствующему отделу федеральной инспекции труда;

- онлайн-конференции <1>;

--------------------------------

<1> См.: http://www.rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.44134.html.

- международные встречи по проблемам соблюдения трудового законодательства (например, 12 сентября 2013 г. состоялась встреча руководителя Роструда и Председателя правления Федерального агентства занятости Германии Франка Й. Вайзе <1>);

--------------------------------

<1> См.: http://www.rostrud.ru.

- вручение номинации "Лучший работодатель года".

2. Административным регламентом предоставления государственной услуги по информированию и консультированию четко определен срок ожидания консультации - 15 минут. Если заявитель нуждается в письменном ответе на консультацию, то его заявление должно быть зарегистрировано в специальном журнале и передано полномочным лицам для ответа. В том случае, когда в ходе консультирования выясняется, что необходимо восстановить нарушенные трудовые права работника посредством проведения проверки, т.е. путем осуществления федерального государственного надзора, заявитель вправе обратиться с письменной жалобой, рассмотрение которой будет осуществлено в соответствии с другим Административным регламентом <1>. В настоящее время проведенный анализ обращений работников выявил, что в основном обращения касались вопросов оплаты труда и заключения, изменения, прекращения трудового договора <2>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минтруда России от 30 октября 2012 г. N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" // РГ. 2013. N 68; и т.д.

<2> http://www.rostrud.ru/

3. При письменном обращении заявителя за разъяснением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основанием получения информации является наличие письменного заявления, которое регистрируется в течение 3 дней с момента поступления.

Информирование и консультирование осуществляются непосредственно федеральной инспекцией труда либо в МФЦ.

Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется в помещении Роструда и государственных инспекций труда в субъектах РФ. Их адреса размещены на сайте Роструда. Информация также может размещаться на стендах, расположенных в иных субъектах (Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования и т.д.).

На основании ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту - ФЗ N 210-ФЗ) <1> государственные услуги оказываются в том числе и через МФЦ. Законодателем предусмотрены четыре вида перечня государственных услуг, предоставляемых через МФЦ: 1) перечень услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в МФЦ; 2) перечень рекомендуемых услуг, которые могут предоставляться по тому же принципу в МФЦ; 3) перечень услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в МФЦ, результатом предоставления которых является документ, содержащий информацию из информационных систем органов; 4) перечень услуг, предоставляемых без личной явки заявителя (в порядке эксперимента).

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

Среди таких государственных услуг, предоставляемых Рострудом через МФЦ, обозначены государственные услуги, связанные с социальным страхованием и обеспечением занятости населения (например, содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников, включая предоставление информации о ярмарках вакансий, об имеющихся вакансиях, сведений, входящих в базы данных соискателей и работодателей; проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; выдача гражданам с использованием баз данных органов службы занятости населения документов (справок) о регистрации их в качестве безработных, о размере выплачиваемого пособия по безработице, необходимых для представления в различные инстанции в целях получения адресной помощи и иных социальных выплат, и т.д.) <1>. Однако указанные виды государственных услуг предоставляются иными структурными подразделениями Роструда (например, Управлением предоставления социальных гарантий и организации государственного контроля качества оказания социальной помощи населению), но не федеральной инспекцией труда.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (вместе с Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) // СЗ РФ. 2011. N 40. Ст. 5559.

Между тем среди таких государственных услуг, которые могли бы предоставляться федеральной инспекцией труда работникам и работодателям через МФЦ, не предусматриваются указанные в Постановлении Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 797 - информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Предоставление государственной услуги по информированию и консультированию через МФЦ имеет ряд преимуществ.

Во-первых, при сохранении масштаба предоставления данной государственной услуги (территория субъекта РФ), несомненно, увеличится количество случаев предоставления государственной услуги, так как МФЦ находятся в местах скопления большинства людей, в то время как инспекции труда в субъектах РФ расположены не всегда в центрах населенных пунктов.

Во-вторых, в связи с наличием электронной очереди время ожидания заявителя для предоставления государственной услуги сократится в несколько раз.

В-третьих, и это самое главное, возможно прогнозирование снижения необоснованных письменных обращений работников, поскольку качественное консультирование позволит уменьшить количество обращений работников. Так, в 2010 г. 58,9% обращений работников были признаны обоснованными, в 2011 г. - 43,9%, в 2012 г. - 39,3% <1>. Эти цифры констатируют увеличение количества необоснованных обращений работников. Это свидетельствует о том, что работники "вспоминают" о своих правах только при возникновении разногласия с работодателем. Своевременная квалифицированная консультация в период заключения трудового договора, его изменения или прекращения позволит исключить в будущем необоснованность обращения работника.

--------------------------------

<1> http://www.rostrud.ru/

Государственные услуги предоставляются посредством заключения соглашений о взаимодействии. Подчеркнем, что в более чем 70 субъектах РФ заключены соглашения о взаимодействии: 30 соглашений заключены Рострудом с органами государственной власти субъектов РФ, ответственными за создание МФЦ, остальные соглашения - непосредственно государственной инспекцией труда субъекта РФ и МФЦ <1>. К сожалению, не во всех субъектах РФ действуют такие соглашения, что, на наш взгляд, не может быть оправданно. Например, в Краснодарском крае отсутствуют такие соглашения, что, несомненно, снижает уровень предупреждения нарушений трудовых прав. Нам представляется, что, во-первых, в целях расширения территориального масштаба организации предоставления государственных услуг Роструду или всем его территориальным органам (ГИТ) необходимо заключить соглашения о взаимодействии с МФЦ во всех субъектах РФ, а во-вторых, важно в постановлении Правительства РФ дополнительно указать все государственные услуги, которые могут быть предоставлены Рострудом или его территориальными органами через МФЦ. Соответственно, необходимо разработать и утвердить административные регламенты предоставления этих услуг.

--------------------------------

<1> http://www.rostrud.ru/activities/21774/21808.shtml

Подчеркнем, что в качестве одного из Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2018 года обозначено формирование условий для развития механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере (не менее 90% государственных услуг должны быть получены по принципу "одного окна") <1>. Реализация этого направления возможна за счет полного охвата предоставления государственных услуг путем их делегирования негосударственным организациям. С этих позиций возможно предложение о необходимости передачи предоставления большинства государственных услуг, входящих в компетенцию федеральной инспекции труда, например, МФЦ или иным субъектам, способным осуществлять информирование и консультирование о положениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; прием и учет уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности; содействие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д. Это начало развития системы негосударственного аудита.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.02.2017)
Просмотров: 337 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%