Лоббистская деятельность осуществляется в пределах конституционно-правового взаимодействия на основе соответствующих политико-правовых подходов.
В современной теории*(164) под правовым взаимодействием понимается взаимный обмен субъектов юридически значимой деятельностью и (или) ее результатами, посредством которого осуществляется взаимное влияние субъектов права на сознание и поведение (деятельность) друг друга. Правовое взаимодействие проявляет себя и как юридическая форма иных социальных взаимодействий, и как самостоятельный вид социального взаимодействия.
Правовое взаимодействие, в зависимости от отношения сторон к законным интересам друг друга, выступает в виде юридического содействия или юридического противодействия. Допускаемый в теории правового взаимодействия по этому критерию юридический нейтралитет не применим к лоббистской деятельности, поскольку по своей природе лоббизм представляет собой активное целевое субъектно-ориентированное взаимодействие.
Политико-правовая легитимация рассматривается как продукт взаимодействия с публичной властью, которая стремится провозглашать свои цели и активно воздействовать на партнеров, используя публичные и скрытые средства убеждения и принуждения.
Политический строй считается легитимным, если институты публичной власти имеют поддержку от граждан, отдельных крупных социальных групп, общественного мнения (в широком смысле включая мнение международного сообщества). Эффективность политической системы имеет инструментальное измерение, а легитимность - оценочное. Легитимность как юридическая категория (особенно облеченная в форму конституционных установлений) указывает на положительное отношение граждан, общественного мнения к действующим законам, правовым институтам, признание их правомерности, уместности. Правовая система приобретает качества устойчивости и рациональности при условии, если межсубъектные взаимодействия кроме "технического" компонента содержат ценностную (идеологическую) компоненту.
Правопорядок, с большей степенью эффективности в демократических условиях, конституирован процессами взаимного признания субъектов, чья сфера взаимодействия организована по принципу формального равенства возможностей. При этом базовой является презумпция свободной воли индивида и его способности проявлять собственные интересы наиболее выгодным образом с точки зрения коммуникации. Рациональные и иррациональные практики в целом наполняют правовую систему содержанием. Взаимное признание и формальное равенство возможны при коммуникативной рациональности - социокультурной модели модернизации, гуманизации и интеграции общества, и в условиях делиберативной демократии (на основе компонентов равной меры, свободы, справедливости) как желательной модели коммуникации публичной власти и гражданского общества. Стратегия устойчивого социального развития предполагает комплексный подход, при котором уплотнение нормативной регуляции один, но не единственный подход. В современных условиях медиаориентированной демократии (массовые информационные потоки фактически определяют характер публичной поддержки государственных решений) информационно-коммуникативные связи показывают новый институциональный образ и принципы взаимоотношений общества и государства*(165).
Лоббистскую деятельность, таким образом, можно рассматривать в контексте коммуникативной рациональности (совершенствование практической деятельности лоббистов) и нормативной регуляции (принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов о лоббизме), учитывая принцип формального равенства и условие его действенности - механизм взаимного признания носителей субъективных прав. В политико-правовой характеристике лоббизма правовой аспект лоббистской деятельности рассчитан на длительную перспективу и стабилизацию общественных отношений, а политический аспект предполагает краткосрочность проектирования без заданной установки на стабильность. Политический компонент дифференцирует лоббистов как участников конституционно-правовых отношений не столько в соответствии со статусными позициями, сколько с наличием реальных ресурсов и возможностями их использования. В условиях общественной неопределенности (расхождения политических и правовых регуляторов) лоббисты способны вне институциональных и правовых норм применять технологии убеждающей коммуникации, манипулирования и т.д.
|