Среда, 27.11.2024, 01:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Закрепление прав коренных народов на окружающую среду на универсальном и региональном уровнях

Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. придала импульс признанию прав коренных народов на окружающую среду. Конференция признала, что коренные народы и их общины должны играть решающую роль в управлении и развитии окружающей среды. Получило признание значение традиционных знаний и опыта, которыми обладают коренные народы, международное сообщество выразило готовность обеспечивать, укреплять и защищать права, традиционные знания и опыт этих народов и их общин.

Одним из документов, принятых на Конференции в Рио-де- Жанейро, была Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.

Конвенция признаёт тесную зависимость многих общин коренных народов от биологических ресурсов и желательность использования тех выгод и преимуществ, которые предоставляются в результате использования их традиционных знаний и опыта по сохранению биологического разнообразия, включая разнообразие видов.

Разнообразие видов имеет большое значение для естественного функционирования экосистем, а выживание видов является индикатором нормального состояния окружающей среды. Коренные народы в значительной степени утратили или утрачивают родовые земли и свои святилища, многие из которых характеризовались большим биологическим разнообразием. Государства, принявшие Конвенцию о биологическом разнообразии, обязались принять соответствующие законодательства или внести измене - ния в Конституции с целью обеспечить участие коренных народов в сохранении и устойчивом развитии окружающей среды в местах их проживания.

Одной из основных целей Конвенции является справедливое и равноправное распределение выгод, возникающих в результате эксплуатации генетических ресурсов, в том числе путём соответствующего доступа к ним и передачи технологий, с учётом всех прав на эти ресурсы и технологии.

Конвенция также предусматривает защиту традиционных знаний, играющих большую роль в сохранении мировых биологических ресурсов.

Одним из органов, созданных в целях реализации положений Конвенции и имеющим непосредственное отношение к коренным народам, является Рабочая группа по имплементации ст. 8(j) Конвенции. Всего в Конвенции для коренных народов значение имеют ст. ст. 8(j), 10(с), 17.2 и 18.4. Особый интерес представляет ст. 8(j). В ней содержится призыв к государствам сохранять и поддерживать знания, методы и практику коренных и местных общин, направленные на сохранение и устойчивое неистощительное использование биологических ресурсов. Конвенция требует от госу- дарств-участников активно использовать такие знания совместно и при участии заинтересованных коренных народов. Ст. 8(j) требует также, чтобы возникающие при этом выгоды в равной степе - ни были доступны общинам коренных народов.

В Конвенции не используется термин «коренные народы», однако речь идёт о «коренных и местных общинах, ведущих традиционный образ жизни».

Ст. 10 посвящена устойчивому использованию отдельных компонентов биологического разнообразия. В ней содержится требование защищать и поддерживать использование биологических ресурсов в соответствии с традиционной практикой, не противоречащей требованию сохранения и устойчивого использования. Эта статья имеет важное значение для сохранения культуры, поскольку некоторые биологические виды составляют духовную и экономическую основу многих культур коренных народов. Соответственно, существование таких видов обеспечивает существование культуры.

Зависимость сохранения традиционных знаний, опыта и навыков коренных народов от сохранения их культуры и материальной базы была признана и на Конференции стран участниц Конвенции в мае 2000 г. в Найроби. Государствам было предложено принять необходимые меры в целях сохранения и поддержания этих ценностей (Решение V/16, § 16).

Ст. 17 Конвенции, в которой говорится об обмене информацией, относящейся к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, содержит требование, чтобы такая информация включала знания коренных народов. Для последних это требование может иметь важные последствия, если коренные общины заинтересованы в возвращении сведений, накапливавшихся ранее десятилетиями и веками музеями и исследовательскими центрами, о своих традиционных знаниях и навыках об использовании флоры и фауны. Такая информация поможет заполнить существующие пробелы в знаниях или даже полностью восстановить отдельные виды деятельности коренных народов.

В ст. 18 Конвенции говорится о сотрудничестве во имя развития и использования технологий, включая те, которыми обладают коренные народы. Конференция стран-участниц признала, что при реализации положений Конвенции равное внимание должно уделяться знаниям коренных народов, они должны рассматриваться в той же степени, как и любые другие формы знаний, в том числе научные.

За весь период действия Конвенции Конференция стран- участниц неоднократно обращалась в своих решениях к проблематике коренных народов в контексте имплементации ст. 8(j). Был принят ряд соответствующих решений:

- Решение III/14: устанавливает межсессионный порядок работы, включая проведение семинара по традиционным знаниям и биологическому разнообразию в ноябре 1997 г. в Мадриде;

Решение Ш/17: о защите в ходе имплементации Конвенции традиционных знаний, опыта и навыков коренных и местных общин;

Решение IV/9: предусматривается создание межсессиональ- ной Рабочей группы по выполнению ст. 8(j).

В компетенцию Рабочей группы включается:

проведение консультаций по применению правовых и иных соответствующих форм защиты традиционных знаний;

консультирование Конференций стран-участниц по вопросам имплементации ст.8(|), особенно в отношении реализации плана работы на национальном и международном уровнях;

консультирование Конференций стран-участниц в отношении мер по укреплению сотрудничества между коренными и местными общинами на международном уровне, выработка рекомендаций по усилению поддержки такого сотрудничества.

В том же Решении содержится предложение о проведении исследований по вопросам:

взаимодействия традиционных знаний с другими формами знаний в области защиты биологического разнообразия и устойчивого использования природных ресурсов;

воздействия международных документов, правовых норм в области защиты интеллектуальной собственности, текущего законодательства и политики на традиционные знания в сфере поддержания биологического разнообразия;

определения степени инкорпорирования традиционных знаний в процесс принятия решений по вопросам развития и управления ресурсами;

проведения исследований в коренных и местных общинах относительно их традиционных знаний;

предварительного получения информированного согласия, справедливого и равноправного распределения выгод и сохранения ресурсов на территориях проживания коренного и местного населения;

прав на интеллектуальную собственность.

Проведение исследований должно осуществляться Всемирной организацией интеллектуальной собственности, их результаты могут использоваться Сторонами для имплементации ст. 8(j) и других связанных с ней положений.

Решение IV/9 содержит положение о необходимости привлечения к деятельности Рабочей группы представителей коренных и

местных общин. Уже в первом заседании этой группы такие представители принимали участие в качестве наблюдателей, а некоторые - в составе делегаций своих государств.

Решение V/16: принято на 5-й Конференции сторон в Найроби в мае 2000 г., касается непосредственно имплементации ст. 8(j). Основные положения следующие:

обеспечение полного и эффективного участия коренных и местных общин и, в особенности, женщин, в имплементации Конвенции;

защита традиционных знаний, опыта и навыков коренных и местных общин в области сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования природных ресурсов.

Коренные народы могут участвовать в реализации положений Конвенции различными путями. Их уполномоченные могут принимать участие в мероприятиях, в соответствии с положениями Конвенции как члены официальных делегаций и как представители организаций коренных общин, имея статус наблюдателей; могут предлагать рассмотрение конкретных ситуаций; становиться членами экспертных групп или групп по связи.

В целях максимального участия в работе по реализации Конвенции, коренные общины, через свои организации могут непосредственно связываться со своими правительствами. В не кото - рых странах правительства с целью ускорения имплементации Конвенции, рассмотрения решений Конференции стран-участниц, поддерживают создание органов, представляющих коренные народы, и участвуюших в различных программах, связанных с коренными народами.

Естественно, для коренных народов и их организаций крайне важно быть уверенными в возможности быть представленными в рабочих заседаниях, проводимых в соответствии с положениями Конвенции. Наблюдатели от неправительственных организаций, включая организации и общины коренных народов, могут присутствовать, участвовать или содействовать проведению Конференций стран-участниц или в их вспомогательных органах. Конференция поощряет участие коренных народов в заседаниях Рабочей группы по ст. 8.

О правах коренных народов на окружающую среду сказано и в Повестке дня на XXI в. Этот документ начинается с обсуждения социального и экономического измерений окружающей среды и развития, не упоминая при этом о правах человека и о влиянии их соблюдения или нарушения на устойчивое развитие и на защиту окружающей среды[1].

Глава 3 призывает к искоренению голода. В ней утверждается, что «эффективная стратегия решения проблем голода, развития и окружающей среды одновременно, должна включать в себя демографические вопросы, обеспечение здравоохранения и образования, роль коренных народов и местных общин, а также демократические процессы участия в сочетании с повышением уровня управления».

В главе 7 заявлено, что народы должны быть защищены от незаконного их выселения из их жилищ или с их земель. Это полностью соответствует акценту, который делает ООН на защите прав человека и их связи с окружающей средой и развитием. В положениях Повестки XXI о пользовании и управлении землёй содержится призыв «к установлению справедливых форм землевладения, обеспечивающих защиту прав всех землевладельцев, в особенности коренных народов, женщин, местных общин, малообеспеченных жителей городов и деревенской бедноты»; право собственности или недискриминация не упоминаются.

Участие в государственных делах подчёркивается в Повестке XXI, хотя и не как право на участие в управлении. В решении социальных и экономических проблем Повестка XXI призывает государства обеспечить возможности участия для коренных народов и местных общин. Предлагается создать необходимые механизмы такого участия. Раздел 8 части 1 посвящён вопросу интеграции окружающей среды и развития в процессе принятия решений. К сожалению, во всём этом разделе не сказано о таких широко распространённых правах как право на участие в принятии решений и на недискриминационный доступ к средствам правовой защиты.

О правах на юридическую защиту сказано в Рекомендации об установлении правовых и административных процедур. Государства должны установить процедуры защиты в области окружающей среды и развития от нарушений, «которые противоречат закону, и являются нарушениями прав человека», доступные группам и организациям, действующим в этой области. Далее в документе сказано, что каждое государство «должно» выработать стратегию «включающую механизмы вовлечения групп в развитие, принятие законов и других актов управления в области окружающей среды и развития».

О повышении роли основных групп населения говорится в части III Повестки XXI. К таким группам относятся, в частности, коренные народы. В Преамбуле к этой части содержится призыв к широкому участию общественности в процессах принятия решений как «к основному условию достижения устойчивого развития». Основой для деятельности направленной на признание и укрепление роли коренных народов и местных общин признаётся историческая привязанность к своим землям. Понятие «земли» охватывает окружающую среду территорий, на которых традиционно проживают соответствующие народы. Отмечается, что коренные народы должны в полной мере пользоваться правами человека и основными свободами, не сталкиваясь при этом с какими-либо препятствиями и дискриминацией. Принимая во внимание взаимосвязь между состоянием природной среды и устойчивым развитием и культурным, социальным, экономическим и физическим благополучием коренных народов, в рамках национальных и международных усилий по обеспечению экологически безопасного и устойчивого развития необходимо уделять должное внимание и содействовать повышению роли коренных народов, а также признавать и укреплять эту роль.

В Преамбуле устанавливается необходимость для индивидов, групп и организаций участвовать в процедурах оценки воздействия на окружающую среду, знать и участвовать в принятии решений. Кроме того, заявлено, что «индивиды, группы и организации должны иметь доступ к информации в отношении окружающей среды и развития, имеющейся у национального правительства, включая информацию о продукции и деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду и к информации о защите окружающей среды вообще».

Необходимо сказать, что, обсуждая роль коренных народов, Повестка XXI делает ссылки на известные договоры в области прав человека.

Повестка XXI утверждает, что коренные народы и их общины «могут потребовать, в соответствии с национальным законодательством, большего контроля над своими землями, самоуправления своими ресурсами, участия в подготовке решений, затрагивающих их интересы, включая, при необходимости, участие в создании или управлении заказниками».

Правительствам предложено при всестороннем сотрудничестве с коренными народами направлять свои усилия на достижение следующих целей:

а) положить начало процессу повышения роли коренных народов путём осуществления ряда мер, включая:

принятие или укрепление соответствующей политики и/или правовых документов на национальном уровне;

признание необходимости защиты земель коренных народов от видов деятельности, являющихся экологически небезопасными или, по мнению затрагиваемых коренных народов, неприемлемыми в социальном и культурном плане;

признание значимости их ценностей, традиционных знаний и методов рационального использования природных ресурсов в целях содействия обеспечению экологически безопасного и устойчивого развития;

признание того, что традиционная и прямая зависимость от возобновляемых ресурсов, включая получение устойчивых урожаев, по-прежнему, сохраняет свою существенную значимость для обеспечения культурного, экономического и физического благополучия коренных народов и местных общин;

создание и укрепление национальных механизмов по урегулированию споров в связи с заселением земель и вопросами, касающимися рационального использования ресурсов;

поддержка альтернативных экологически обоснованных методов производства с целью обеспечить многовариантность выбора способов повышения качества их жизни, с тем, чтобы они получили возможность эффективно участвовать в обеспечении устойчивого развития;

активизация деятельности по укреплению потенциала местных общин на основе освоения традиционных знаний, представлений и методов рационального использования ресурсов, а также обмена ими, с тем, чтобы обеспечить устойчивое развитие этих общин;

б) создавать, по мере необходимости, механизмы в целях укрепления активного участия коренных народов и местных общин в разработке на национальном уровне политики, законов и программ, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и другими процессами в области развития, которые могут оказывать на них воздействие, и обеспечение более активного выдвижения ими предложений, касающихся такой политики и программ;

в) вовлекать коренные народы и местные общины на национальном и местном уровнях в процесс осуществления стратегии в области рационального использования и сохранения природных ресурсов и других соответствующих программ, реализуемых в целях содействия осуществлению стратегий обеспечения устойчивого развития, в частности стратегий, предложенных в других программных областях Повестки дня на XXI в.

Кроме того, «Правительствам на основе всестороннего сотрудничества с коренными народами... по мере необходимости следует:

создавать или укреплять национальные механизмы консультаций с коренными народами и местными общинами в целях учёта их потребностей, а также их ценностей и традиционных и других знаний и практики в национальной политике и программах в области рационального использования и охраны природных ресурсов и других затрагивающих их программах в области развития;

сотрудничать, по мере необходимости, на региональном уровне в решении общих проблем коренных народов в целях обеспечения признания и укрепления их роли в обеспечении устойчивого развития».

Право на окружающую среду применительно к коренным народам достаточно подробно определено в Конвенции № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», принятой МОТ в 1989 г. Конвенция № 169 представляет собой частичную ревизию Конвенции № 107 1957 г., в которой особое место уделялось правам коренных народов на земли. Это объясняется тем, что их культура и жизнь тесно связана с землей, как это подметил Х. Берджес: «.для коренных народов Земля и жизнь - синонимы»[2].

Из всего комплекса проблем прав коренных народов наиболее актуальной и острой стала проблема прав аборигенов на землю, как основу их существования.

В соответствии с Конвенцией 1957 г. за коренными народами было признано право коллективной или индивидуальной собственности, находящиеся в их исконном владении земли (ст. 11). Однако коренные народы могли быть перемещены с земель, которые они занимают, если этого требуют соображения национальной безопасности или интересы национального экономического развития (ст. 12(1)). При таком перемещении должна производиться компенсация, т.е. коренным народам должны быть предоставлены другие земли, по качеству сравнимые с их исконными землями (ст. 12(2)).

Одновременно с Конвенцией № 107, в Рекомендации № 104 (1957 г.) «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах» были сделаны дополнения, касающиеся земельных вопросов о том, что должны проводиться законодательные или административные меры для урегулирования различных существующих de facto или de jure положений, на основании которых заинтересованное население пользуется землей. Эти меры должны ограничивать, прямо или косвенно, передачу в аренду земель, которыми владеют коренные народы, а также передачу в залог земель, находящихся во владении (собственности) представителей коренных народов, лицам или органам, не принадлежащим к их числу или их среде. Более того, коренным народам должен обеспечиваться земельный резерв.

В Конвенции № 169 раздел о земле значительно более подробно регламентирует данный вопрос, чем аналогичный раздел предшествующей Конвенции. Прежде всего, признаётся значение территориальной основы для соответствующего народа, что подразумевает коллективные аспекты взаимоотношений народов «с землями или территориями - или с тем и другим, в зависимости от обстоятельств, - которые они занимают или иным образом используют (ст. 13(1)). В Конвенции, таким образом, используются два термина: «земли» и «территории». Термин «земли» не определен, но Конвенция дает определение «территорий» - сферы районов, которые занимают или используют иным образом указанные народы (ст. 13(2)).

Конвенция обязывает государства принять специальные меры по защите окружающей среды соответствующих народов. В частности, правительства должны «В сотрудничестве с соответствующими народами... осуществлять меры по защите и сохранению окружающей среды территорий, которые они заселяют» (ст. 7(4)).

В ст. 14 классифицируются виды взаимоотношений, которые могут возникать у народов с землями, собственность и владение в случае с традиционно занимаемыми землями и доступ к землям, которые занимают не только они.... Правительства должны предпринимать меры для определения земель, традиционно занимаемых коренными народами, и для обеспечения эффективной защиты их прав собственности и владения (ст. 14(2)). Кроме того, для рассмотрения претензий, связанных с землей, в рамках национальной правовой системы должны быть установлены необходимые процедуры разрешения споров (ст. 14(3)). Ст. 15 содержит положения о природных ресурсах, относящихся к землям коренных народов. Их права на природные ресурсы гарантируются. С учётом ст. 15(2), в которой упоминается о случаях, «когда государство сохраняет собственность на минеральные ресурсы и ресурсы земных недр или права на другие ресурсы, относящиеся к землям», из содержания ст. 15, можно сделать вывод: права коренных народов на природные ресурсы означают адекватные их права на те земли, на которых или под которыми эти ресурсы находятся, и наоборот, что собственность на землю в данном случае означает собственность на природные ресурсы. Но с другой стороны, столь «полные» права собственности коренных народов на самом деле заключаются в том, что они имеют право просто «участвовать в использовании и распоряжении этими ресурсами и в их сохранении» (ст. 15(1).

В ст. 16 предусматривается, что коренные народы не могут быть выселены с занимаемых ими земель и территорий кроме случаев, когда перемещение этих народов считается необходимым в виде исключительной меры» (ст. 16(1) и 16(2)). Что является «исключительной мерой», Конвенцией не определено, что создает хорошую предпосылку для самоуправства со стороны правительств. Такое переселение может иметь место только с согласия соответствующих народов, однако согласие явно не является обязательным; как предусматривает Конвенция, «если согласие не может быть получено», такое переселение, тем не менее, может иметь место, если соблюдены «соответствующие процедуры» (ст. 16(2)). «Если возможно», коренные народы «должны иметь право вернуться на свои традиционные земли, когда исчезают основания для переселения» (ст. 16(3)). Ст. 18 предусматривает принятие законов содержащих санкции за неправомерное вторжение на земли этих народов.

Таким образом, в области владения, пользования и распоряжения своими исконными землями, территориями и их богатствами коренные народы имеют следующие права:

право на постоянный контроль над своими исконными территориями и на пользование ими, то есть исключительное право коренных народов на свои традиционные земли и их ресурсы, причем земли и ресурсы коренных народов, отнятые у них без свободного согласия, подлежат возвращению (право на реституцию и компенсацию);

права коренных народов на землю включают: право на землю и недра, право на прибрежные и внутренние воды, а также право на исключительные экономические и прибрежные зоны и воды на основе международного морского права;

право на то, чтобы с ними предварительно консультировались и чтобы без их разрешения не проводились какие бы то ни было научные исследования на их территории, а также право на полный доступ к результатам этих исследований; запрещение военного и насильственного перемещения коренных народов или использования их территории в экономических или военных целях без явного согласия на это самих народов.

В продолжение вышесказанного, коренные народы не могут быть выселены с занимаемых ими исконных земель. Переселение этих народов - исключительная мера, и может осуществляться лишь при их согласии. Если такое согласие не получено, переселение должно происходить в соответствии национальным законодательством. Но, когда основания такого переселения отпадают, коренные народы имеют право на немедленное возвращение на их традиционные земли. Если это невозможно, они имеют право получить равноценную землю и адекватный правовой титул на такие земли.

Когда коренные народы согласны на компенсацию за землю в деньгах, они должны получить ее под соответствующие гарантии. При перемещении (переселении) коренным народам возмещаются все потери и убытки.

Государство обязано устанавливать соответствующие наказания за нарушение земельных прав коренных народов. Также правительство обязано принимать меры по предотвращению таких нарушений, в частности, национальная программа не должна содержать дискриминационных положений в отношении коренных народов.

Право коренных народов на природные ресурсы включает участие коренных народов в пользовании, управлении и сохранении этих ресурсов, при освоении природных ресурсов коренных народов правительство обязано консультироваться с ними и изучать влияние последствий этого освоения на положение коренных народов. Они имеют право участвовать в освоении природных ресурсов и получать справедливую компенсацию за их освоение.

Должны быть также обеспечены:

право на коллективную и индивидуальную собственность, на владение, пользование и распоряжение землей, на которой они живут традиционно или на ресурсы. Отнятие у них земли допускается при их свободно выраженном согласии, отраженном в договоре, соглашениях или при наличии свидетелей;

право на признание их собственной системы земледелия для защиты и поощрения пользования, владения и распоряжения землей;

право на принятие мер для обеспечения владения и контроля над ресурсами, находящимися над землей и в ее недрах, на которых они проживают или пользуются, включая фауну и флору, воды и морские льды;

право на возвращение ресурсов, находящихся над землей и в ее недрах, и, когда это невозможно, добиваться справедливой компенсации за них, особенно, если такое ущемление в правах основывается на теориях, которые связаны с открытием, расселением по принципу «ничейная земля, пустынные земли или незанятые земли». Если стороны согласны, компенсация может быть осуществлена в форме получения другой земли или ресурсов, адекватных по качеству и правовому статусу с прежними объектами собственности;

право на защиту их среды обитания, особенно от таких действий, которые могут привести к разрушению, порче или загрязнению их традиционных мест обитания, земли, воздуха, воды, морских льдов... «без их ясно выраженной воли». Коренные народы имеют право на получение справедливой и адекватной компенсации в связи с любым таким последствием, а правительства принимают меры в сотрудничестве с коренными народами для защиты и сохранения окружающей среды коренных народов, для четкого обозначения земли, на которой коренные народы традиционно проживали.

В странах, где земли, территория и ресурсы частично или целиком принадлежат и используются государством, такая концепция вряд ли будет воспринята в силу понятных экономических причин. В конце концов, именно из этих ресурсов, помимо прочих, извлекается доход, необходимый для обеспечения национальных интересов, безопасности, прогресса и развития и обеспечения экономических, социальных и культурных прав всего населения. Более того, современное международное право подтверждает суверенные права народов (включая те, которые образовали независимые государства) на свои национальное богатство и ресурсы. Как записано в Обращении Генеральной Ассамблеи ООН «О постоянном суверенитете над природными ресурсами» естественные ресурсы и богатства «должны использоваться в интересах национального развития и благосостояния государства, которому они принадлежат». Таким образом, если часть национального сообщества получает исключительные права на свою национальную территорию и ресурсы, это означает, что может не хватить ресурсов для жизнеобеспечения других групп населения, которые не принадлежат к коренным народам[3].

Существуют политические причины для несогласия с такими формами земельных прав. Если такие права на свои территории и ресурсы будут предоставлены коренным народам, другие меньшинства будут их оспаривать, и заявят о своих «традиционных» правах на земли и ресурсы. Если каждая национальная группа начнёт борьбу за свои собственные «традиционные земли и ресурсы», за поселение или переселение, за сельхозугодья, за право на охотничий промысел, на рыболовство, на добычу ископаемых, а «поздние» или «новые» поселенцы или собственники начнут защищать свои приобретённые права и собственность и откажутся от переселения, возникнут многочисленные противоречия, споры, политические волнения, а в результате, беспорядки и гражданская война, что составит угрозу национальному единству, территориальной целостности и сохранению национального суверенитета.

Такая ситуация, конечно, не позволит независимым народам мирно осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, т.е. гармонично решать вопрос о самоопределении и пользоваться основными правами и свободами. Отсюда следует, что международное сообщество вряд ли выберет такой путь развития. Как подчёркивалось в резолюции Генеральной Ассамблеи

ООН 32/130 1977 г., Объединённые Нации не позволят проведение такой политики, которая «угрожает национальному суверенитету, национальному единству и территориальной целостности... представляет собой вмешательство в право каждой нации осуществлять такой суверенитет над своими природными богатствами и ресурсами, и создаёт ситуации, которые ведут к массовому и грубому нарушению всех прав и основных свобод человека и народов».

В 1997 г. Рабочая группа по коренным населениям организовала исследование земельных прав коренных народов. Исследование подтвердило, что доступность земель и ресурсов имеет жизненно важное значение для выживания коренных народов. Была отмечена необходимость признания и защиты земельных прав коренных народов, прозвучало обращение к правительствам начать процесс переговоров и консультаций с коренными народами по вопросу управления землями и ресурсами.

В том же 1997 г. на очередной 51 сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации была отмечена необходимость для государств признавать и защищать права коренных народов на владение, развитие, контроль и использование своих общинных земель, территорий и ресурсов, а там, где они были лишены традиционно занимаемых земель или без их согласия переселены с этих мест - принять меры к их возвращению. В случае невозможности таких действий, реституция может быть заменена выплатой быстрой и справедливой компенсации.

В 1972 г. на Стокгольмской конференции была принята рекомендация о создании ЮНЕП, а в Найробийской декларации 1997 г. о роли и мандате ЮНЕП отмечено, что она должна выполнять роль ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы ООН и являющегося авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды.

ЮНЕП приняла на себя ответственность за обеспечение признания государствами необходимости сохранения традиционных способов и знаний коренных народов в области окружающей среды и за получение коренными народами экономических и коммерческих выгод возникающих из использования этих способов и знаний.

ЮНЕП также работает совместно с общинами коренных народов в сфере реализации экологических проектов разработанных и финансируемых в рамках Конвенции и биологическом разнообразии. В частности, речь идёт о проекте по оценке глобального биологического разнообразия. Данный проект определяет основные источники угроз биоразнообразию, это: разрушение естественной среды распространения видов, чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов, загрязнение и внедрение флоры и фауны, неестественной для данной природной среды, изменение климата. Проект включает также исследование на тему «Человеческая составляющая в системе ценностей биологического разнообразия», в котором говорится о традиционных, религиозных и культурных ценностях связанных с биоразнообразием и подчёркивается взаимосвязь коренных народов и окружающей их среды.

Коренные народы участвуют в реализации проекта ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива», определяющем основные направления, в которых международному сообществу необходимо предпринять безотлагательные и согласованные меры, чтобы сократить, а в перспективе и повернуть вспять существующие в мире негативные экологические тенденции. Это:

энергоэффективность и возобновляемые энергетические ресурсы;

надлежащие и экологически безопасные технологии во всемирных масштабах;

глобальные действия в области оценки водных ресурсов;

стандартные данные и комплексные оценки[4].

На региональном уровне существует ряд документов, закрепляющих право народов на окружающую среду. Первым документом, закрепляющим право на окружающую среду, стала Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г. В ней сказано, что все народы имеют право на общий удовлетворительный уровень окружающей среды, благоприятствующий их развитию. Хартия стала фактически первым актом, признающим, в чётко выраженной форме, права народов на удовлетворительное состояние окружающей среды, благоприятное для их дальнейшего развития. В Хартии содержатся так называемые права третьего поколения, в том числе на свободное распоряжение своими природными ресурсами и на удовлетворительную окружающую среду.

Хартия одновременно признает права народов на развитие. Так, в статье 22 говорится:

«1. Все народы имеют право на экономическое, социальное и культурное развитие при одинаковом праве на пользование наследием человечества. 2. Государства обязаны, индивидуально и коллективно, обеспечить соблюдение права на развитие».

В статье 24 Хартии говорится: «Все народы имеют право на общее удовлетворительное состояние окружающей среды, благоприятное для их развития».

В данной формулировке прослеживается привязка к понятию развития. Однако и это вызывает вопросы: означает ли она, что основной акцент в работе по улучшению среды следует ставить на мерах, которые дадут возможность развития, при этом, оставляя без внимания те экосистемы, от которых не зависит выживание человека[5].

В основе политики Подкомиссии по поощрению и защите прав человека и других органов ООН в отношении связи коренных народов с их землями, территориями и ресурсами лежат выводы, предложения и рекомендации Спецдокладчика Х.М. Кобо. Он говорит: «Важно знать и понимать особую привязанность коренного населения к своим землям, носящую глубоко духовный характер, поскольку оно рассматривает эти земли как нечто основополагающее для своего существования, существующее в его верованиях, обычаях, традициях и культуре. Для коренного населения земля не является лишь объектом владения и средством производства. Неразрывная связь духовной жизни коренных народов с матерью- землёй, со своими землями, влечёт за собой иногда далеко идущие последствия. Земля не является товаром, который можно присвоить, а материальным элементом, которым необходимо пользоваться в условиях свободы»[6].

Аналогично, в ст. 13 Конвенции МОТ № 169 говорится об «особой важности для культуры и духовных ценностей соответствующих народов... связи с землями и территориями,... которые они занимают или используют иным образом, и в особенности важности коллективных аспектов этой связи».

В преамбуле проекта Межамериканской декларации о правах коренных народов также содержится следующее положение: «Государства,... признавая положительное отношение к окружающей среде, которое уделяют ей культуры коренных народов Америк, и, учитывая особую привязанность коренных народов к окружающей среде, землям, ресурсам и территориям, на которых они проживают, и их природным ресурсам,. признавая, что во многих коренных культурах традиционные и коллективные системы контроля и пользования землёй и территорией, а также ресурсами, включая воду и прибрежные районы, являются необходимым условием их выживания, социальной организации, развития и их индивидуального и коллективного благосостояния.»[7].

Каждый из этих примеров подчёркивает ряд факторов, которые являются уникальными для коренных народов:

существует глубокая привязанность коренных народов к их землям, территориям и ресурсам;

эта привязанность имеет самые разнообразные социальные, культурные, духовные, экономические и политически аспекты и обязательства;

важное значение имеет коллективный аспект этой привязанности;

аспект преемственности поколений, связанный с подобным отношением, также имеет огромное значение для самобытности коренных народов, их выживания и сохранения культуры.

Таким образом, основными проблемами, касающимися земельных прав коренных народов являются следующие:

а) непризнание государствами прав коренных народов на земли, территории и ресурсы:

непризнание существования права пользования, владения и собственности;

непредоставление надлежащего правового статуса, надлежащей правоспособности и других юридических прав;

б) дискриминационные законы и политика, затрагивающие привязанность коренных народов к их землям:

законы, касающиеся лишения коренных народов прав на землю и ресурсы;

доктрина полных полномочий;

аннулирование договоров и земельные права;

в) необозначенность границ;

г) неспособность государств ввести в действие или осуществлять законы, защищающие земли коренного населения;

д) проблемы, связанные с претензиями на землю и возвращением земель;

е) экспроприация земель коренных народов в национальных интересах, включая интересы развития;

ж) выселение и переселение;

другие программы и политика правительств, отрицательно влияющие на связь коренных народов с их землями, территориями и ресурсами:

выделение земли отдельным лицам;

программы расселения;

присвоение государством доверительного титула;

программы предоставления займов;

отношение правительства к святым местам и памятникам культуры;

и) неспособность защитить целостность окружающей среды земель и территорий коренных народов;

к) пользование и управление землёй и ресурсами и внутреннее самоопределение, касающееся земель, территорий и ресурсов коренных народов.

Всё вышеупомянутое не теряет актуальности и в настоящее время, о чём свидетельствует Заявление Конференции тысячелетия коренных народов, сделанное в адрес Всемирной конференции по борьбе против расизма в 2001 г.: «Мы призываем государства признать коренные народы в качестве “народов” в полном соответствии со значением этого понятия в международном праве... Прекратить использовать доктрину открытия terra nullius; запреты на коллективное владение землёй коренных народов; доктрину, согласно которой земли коренных народов могут отчуждаться без соблюдения надлежащей правовой процедуры и должной компенсации; доктрины, предусматривающей аннулирование в одностороннем порядке прав и титула собственности коренных народов на землю; предположение о том, что коренным народам не принадлежат ресурсы недр; доктрины, в соответствии с которой концессия на освоение ресурсов коренных народов может предоставляться без проведения с ними консультаций или без их согласия»[8].

 

[1] Бринчук М.М. Повестка дня XXI века // Экологическое право (право окружающей среды): учебник. М., 1998. С. 643-645.

[2] Broms B. The Rights of indigenous Peoples: recognition of collective Rights // The Finnish Yearbook of International Law. Helsinki, 1992. Vol. 3. P. 307.

[3] Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами. Резолюция 1803 (XVII) ГА ООН от 14 декабря 1962 г. // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В. Карташкин, Е. Лукашёва. М., 1998. С. 101.

[4] Russian National Committee for UNEP. URL: http://www.unepcom.ru/ unep.html (дата обращения: 14.02.2013).

[5] Alfredsson G., Ovsiouk A. Human Rights and the Environment // Nordic Journal of International Law. 1991. Vol. 19. P. 60.

[6] Кобо Х.М. Исследование проблемы дискриминации в отношении коренных народов. Издание ООН. Т. V. П. 196-197.

[7] Рабочий документ, подготовленный Спецдокладчиком Э-И. Да- ес. См.: UN Doc. E/CN.4/Sub.2/2001/21. P. 11. URL: http://www.un.org/esa/ socdev/unpfii/documents/resource_kit_indigenous_2008.pdf (дата обращения: 06.06.2013).

[8] См.: UN Doc. E/CN.4/Sub.2/AC.4/2001/8. URL: http://www.unhchr. ch/Huridocda/Huridoca.nsf/0/b6955133720ee55fc1256b21003d1ebb/$FILE/ G0114239.doc (дата обращения: 04.04.2013).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.04.2017)
Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%