Понедельник, 23.06.2025, 10:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие защиты прав потребителей

Жизнь на планете и в каждой конкретной стране ускоряется с каждым веком и годом. Социальные преобразования спешат за техническими. Россия, которой удалось было спрятаться от всего мира на 70 лет за «железный занавес», пойти иным от всего остального мира путем, Россия вдруг потеряла этот «занавес» и увидела себя обнаженной, потерянной на семи ветрах и безнадежно отставшей от мира и в технических, и в социальных достижениях. И кинулась вдогонку. Россия как единый организм, как живая мыслящая сущность интуитивно сознает, что технический прогресс в таком темпе, в каком он идет в передовых в этом отношении странах, невозможен без самых глубоких социальных преобразований и что настоящий момент для таких преобразований — самый подходящий. Поэтому в стране уже почти два десятка лет идет процесс активного законотворчества, основанного на постулате приоритета прав человека над правами общества и государства в целом и любых его органов в частности.

Закон «О защите прав потребителей» был принят 22 мая 1991 г. в СССР, незадолго до распада Союза Советских Социалистических Республик, и был введен в действие в Российской Федерации 7 февраля 1992 г.

Свежий ветер информации, демократии, свобод быстро помог зарождению и росту в стране новых структур, направлений, проявлению новых потребностей и попыток удовлетворить их по-новому.

Зарождение и становление в стране класса предпринимателей самых различных уровней явилось причиной для предложения населению все новых и новых видов услуг и товаров. Удивленное и обрадованное такими предложениями население стало спрашивать себя: чего же я хочу? И оказалось, что оно, население, давно хочет очень многого.

Оно хочет быть здоровым. И предприниматели предложили ему веера всевозможных медицинских и оздоровительных учреждений, продукции, лекарств, услуг.

Население хочет быть образованным. И институты, академии стали расти как грибы. Предложения по образованию становятся все более разнообразными и порой ошеломляющими.

 

Люди хотят иметь жилье. И рынок жилья приобретает размах. Но жилье это надо благоустраивать. И посыпались всевозможные предложения и по совершенствованию окон и дверей, и по утеплению, электроснабжению, водоснабжению, звукоизоляции, аэрации и т. д.

Человек может выбирать, приватизировать или нет свое жилье, может выбирать учреждение, которое будет нести ответственность за сохранность его дома.

Рынок финансовых услуг становится все более всепроникающим и разнообразным.

Приобретает все новых пользователей сфера страхования.

Людям нужна красота. Миллионы художников и дизайнеров, поодиночке и объединяясь в малые и в очень большие предприятия, пытаются охватить и украсить все, чего может коснуться глаз человека, и всю эту красоту предложить покупателям.

Людям нужны и развлечения, зрелища. И целая «индустрия развлечений» развивается в нашей стране. Туризм, игровая индустрия, концерты, клубы, зрелища — все растет как снежный ком.

Итак, в настоящее время начинает в нашей стране активно функционировать потребительский рынок в самых различных сферах жизни человека.

И везде, везде нужно качество. Внутренняя потребность человека в высочайшем качестве всего, что его окружает, и всего, что он делает сам, отражает его божественную сущность.

Вот этим-то вопросам обеспечения качества услуг населению (товары могут в широком смысле тоже считаться услугой) и посвящен Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей; Закон).

Гражданин выступает в роли потребителя, если приобретает, заказывает или использует товары, работы либо услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Для этих целей потребитель вступает в правовые отношения с организациями или индивидуальными предпринимателями, производящими или реализующими товары либо услуги.

До принятия этого Закона потребители в нашей стране были крайне ограничены в своих правах, что не позволяло им в полной мере предъявлять претензии как к производителям товаров, так и к исполнителям услуг, а также и защищать свои права в судебном порядке.

Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и поставщиками услуг, для установления прав потребителей на получение ими товаров и услуг надлежащего качества, на безопасность этих товаров и услуг для жизни и здоровья потребителей, на получение информации о товарах и услугах и их поставщиках, на просвещение потребителей, на государственную и общественную защиту их интересов, на объединение их в общественные организации потребителей, а также для определения механизма реализации этих прав.

В Законе устанавливаются права и обязанности изготовителя в области определения срока службы, срока годности товара, а также при определении гарантийного срока на товар. Законом определено, что если изготовитель не установил срок службы или срок годности на товары, на которые обязан был установить эти сроки, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товаров, подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Это повышает ответственность изготовителя за соблюдение им норм Закона в части установления сроков службы и сроков годности.

Закон устанавливает материальную ответственность исполнителя, изготовителя, импортера, продавца за некачественные товары или услуги, а также за вред, причиненный здоровью и жизни потребителя.

Закон утверждает, что потребитель имеет право на компенсацию морального вреда.

Закон регламентирует сроки, в которые исполнитель, изготовитель, продавец обязаны восстановить поставку потребителю качественного товара или услуги взамен некачественных.

В ст. 17 Закона, регламентирующей судебную защиту прав потребителя, указывается, что потребитель имеет право выбирать место суда; освобождается от уплаты государственной пошлины.

Защита прав потребителей осуществляется судом.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кто же является участниками этих отношений? Это потребитель, изготовитель, исполнитель, импортер. Закон дает следующее толкование этим и некоторым другим терминам.

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель — организация независимо от ее организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным Законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.

Импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Для грамотного использования своих прав потребителю необходимы знания о таких категориях, как гарантийный срок службы, срок годности, а также сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара.

Согласно и. 1 ст. 5 Закона на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании и. 6 ст. 19 и и. 6 ст. 29 Закона.

Согласно и. 6, 7 ст. 5 Закона поставщик вправе устанавливать на товар (услуги) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (услуге) недостатка изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 и 29 Закона.

Согласно и. 4 ст. 5 Закона на продукты питания, парфюмерию, медикаменты, бытовую химию и т. и. изготовитель обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

Согласно п. 1 ст. 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона требования к поставщику в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Согласно и. 2 ст. 19 Закона срок годности определяется периодом со дня изготовления товара, а гарантийный срок и срок службы определяются периодом со дня передачи товара потребителю.

Если день передачи установить невозможно, то со дня изготовления товара.

Согласно и. 6 ст. 19 и и. 6 ст. 29 Закона в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить поставщику требования об устранении этих недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара в его пользование. Это требование он вправе предъявить до истечения срока службы. Если срок службы не был установлен, то в течение десяти лет. Если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней, потребитель вправе потребовать:

уменьшения цены;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами;

возврата уплаченной за товар суммы (ст. 18).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.04.2017)
Просмотров: 297 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz


0%