Согласно ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать от продавца предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы и о реализуемых им товарах. Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке.
Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре его действительным параметрам. Если перевод на русский язык не достоверен, то это следует понимать как предоставление ненадлежащей, недостоверной или недостаточно полной информации и для изготовителя наступают правовые последствия, предусмотренные ст. 12 Закона о защите прав потребителей, так как согласно ст. 10 Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ обозначение, свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
перечень основных потребительских свойств товаров, а в отношении продуктов питания — состав, калорийность, содержание вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов и противопоказания к применению при отдельных видах заболеваний;
цену и условия приобретения;
гарантийные обязательства изготовителя;
правила и условия эффективного и безопасного исполнения;
срок службы (годности) и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях при выполнении указанных действий;
адреса изготовителя и предприятий, уполномоченных изготовителем на принятие претензий от потребителя.
Маркировка товара регулируется Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Требования к маркировке товара — месту ее нанесения (непосредственно на товаре, на ярлыках, этикетках, таре и т. и.), ее содержанию — устанавливаются государственными стандартами. Требования государственных стандартов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании...» обязательны для соблюдения изготовителями товаров. Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности, качества продукции, технической и информационной совместимости.
ГОСТы информируют покупателя о наименовании продукта, наименовании и местонахождении изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при совпадении с юридическим адресом, адрес производства) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии такой организации).
На упаковках товаров (продуктов) должны быть обозначены:
товарный знак, наименование предприятия-изготовителя и его подчиненность;
наименование продукта;
дата выработки;
вес нетто;
способ приготовления (для мелкого развеса);
цена (для мелкого развеса);
срок хранения.
Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем чем эти доходы.
Размер неустойки (пени) определяется ст. 23 Закона и взыскивается за каждый день просрочки сроков устранения недостатков либо замены товара, установленных ст. 20, 21, 22 Закона, за каждый день невыполнения требования потребителя о предоставлении ему на время ремонта либо до замены товара с недостатками аналогичного товара длительного пользования.
Если срок устранения недостатков не был определен письменным соглашением сторон, то он считается минимальным. Е1едостаток должен быть устранен незамедлительно.
Е1еустойка (пеня) в случае нарушения сроков работ либо оказания услуг определяется и. 5 ст. 28 Закона и взыскивается за каждый просроченный день либо час в зависимости от условий договора. Если исполнителем были одновременно нарушены сроки как начала, так и окончания работы (оказания услуги), ее этапа, неустойка взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма, в отличие от неустойки, предусмотренной ст. 23 Закона, не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена отдельного вида работы не установлена договором.
Е1еустойка в размере, предусмотренном и. 5 ст. 28 Закона, взимается за каждый день нарушения срока устранения недостатков работ, предусмотренных законом.
Е1еустойка взыскивается по день фактического исполнения решения.
Размер неустойки (пени) определяется судом из расчета стоимости товара или услуги, существовавшей в той местности, в которой требование потребителя должно было быть удовлетворено, если ответчик не уплатил неустойку в добровольном порядке. Суд вправе уменьшить размер неустойки исходя из конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, существенные интересы ответчика.
Вред в указанных случаях возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (услуги) или в течение десяти лет, если срок годности или службы на данную категорию товара не установлен ст. 1095—1097 ЕК РФ.
Статья же 15 Закона о защите прав потребителей предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда при наличии его вины.
При этом согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
|