Введение. В данной главе производится обсуждение теоретического конструкта измерения процессов идентичности, разработанного на основе идей конструктивистского подхода, а также современного состояния представлений о развитии идентичности. Разработка нового инструмента вызвана стремлением адаптировать современные находки в области методологии исследования идентичности, полученные в смежных отраслях знания - философии, социологии - в практику психологического исследования. Таковым является конструктивистский подход, предполагающий альтернативный взгляд на сущность идентичности и, как следствие, механизмы ее трансформации. Как отмечалось в первой главе, личностная и социальная идентичность человека выступают результатом самосознания, а их трансформации происходят во взаимодействии человека с обществом. Концепция Эриксона - Марсии, а также сопряженные с ней исследования представляют идентичность как многоэтапный процесс поиска информации, ее осмысления и уточнения, принятия решения. Причем ранние взгляды более сосредоточены на стадиях (этапах) развития идентичности, поздние - на процессах, обеспечивающих идентификацию. Конструктивистский подход дополняет и расширяет эти идеи, раскрывая преобразования идентичности в контексте когнитивных репрезентаций человека, акцентируя внимание на субъективных представлениях человека о себе самом, окружающем мире. Идентичность — это представление человека об опыте взаимодействия с обществом. Опыт взаимодействия условно разделяется на субъектный, т. е. порождаемый активностью человека и объектный, вызванный влиянием на человека. Конструирование идентичности - это трансформация представлений человека о себе самом и своих отношениях с обществом, вызванная его оценкой эффективности опыта взаимодействия. Источником развития идентичности выступает потребность в принятии обществом и сохранении независимости от него. На трансформацию влияют области внутренних (субъективные) и внешних (объективных) факторов психологической и социальной жизни человека.
Структура главы имеет следующую последовательность: сначала излагается теоретическая модель (конструкт) методики, описываются свойства выборки на основе которых разрабатывался опросник. Психометрические свойства инструмента, изучение валидности и надежности изложены в завершающем параграфе главы.
|