Психологические исследования последних десятилетий подвергают сомнению концепцию развития идентичности Эриксона - Марсии, несмотря на ее влияние на методологию и методику изучения идентичности. Альтернативные подходы, дополняющие и уточняющие ее, способны более точно и надежно предсказывать преобразования идентичности человека. Как отмечают критики, эти проблемы связаны с «жесткостью» стадиального конструкта: современные исследования показали недостаточную прогностическую валидность стадиальной модели. Согласно А. Ван Хуф, прохождение стадий обретения идентичности по маршруту, предначертанному Дж. Марсией, происходит лишь у 25 % обследуемых. У оставшейся части обследуемых траектория развития идентичности замыкается на переходах от диффузии к мораторию, а также в обратной последовательности - от достижения идентичности вновь к стадии моратория[1]. В этом «стадиальная» метафора построения идентичности проигрывает концепциям, в которых развитие описывается через образы «информационных процессов». Обмен социальной информацией между человеком и обществом в них представляется непрерывным, возобновляемым и сопровождающим каждое социальное действие. Он проявляется в репрезентациях самопредставления, а также оценках, суждениях об идентичности не только со стороны окружающих, но и самого человека по отношению к другим людям.
Другая особенность стадиальной концепции, угрожающая ее валидности, - недостаточное внимание к индивидуальным особенностям человека, его желаниям, устремлениям. Как полагает А. С. Ватерман, не только общество, но и сам человек вторгается в собственную идентичность, изменяя ее так, как ему это необходимо[2]. Нестабильность мнений людей о своей идентичности может определяться настроением, мотивацией, оценкой человеком социальных, ситуативных факторов и другими обстоятельствами. Стадиальная концепция не в полной мере замечает эту специфику, давая одностороннее представление о факторах детерминации идентичности. В них идентичность становится как бы проекцией общества: ролью, образом либо представлением человека о своем социальном положении. С одной стороны, в интерактивном взаимодействии ролевое поведение действительно существует, но насколько глубоко оно «проникает» в субъекта? Правила не всегда регламентируют социальное поведение человека: практики асоциального, преступного поведения показывают, как легко подчас человек нарушает запреты и ограничения, следуя за собственными желаниями. Можно полагать, что сведение идентификации к процессам влияния общества на человека не полностью и не всегда дает возможность судить о содержании идентичности.
Эти особенности показывают, что взгляды на развитие идентичности нуждаются в трансформации - в переходе от ее стадиального описания к процессам идентификации, от проекционной модели отношения между обществом и человеком - к модели их взаимовлияния. Какие методологические принципы составляют рамку конструкта идентичности?
Во-первых, принцип активного взаимодействия человека и мира, базирующийся на взглядах С. Л. Рубинштейна, его представлений об онтологической сущности личности и сопряженных с нею объектов мира: человек не является изолированным от социального мира, и его развитие протекает в процессе непрерывного взаимодействия с обществом. При этом, будучи самостоятельным и активным, человек взаимодействует с ним, сам становясь источником изменений. Эта позиция обуславливает наше представление о процессуальной природе идентификации, активной позиции человека в определении своей идентичности.
Во-вторых, концепция метаиндивидуального мира Л. Я. Дорфмана. Она описывает отношения человека с окружающим миром в форме двух взаимосвязанных систем: индивидуальность в мире, где индивидуальность выступает частью мира; мир в индивидуальности, где мир становится частью индивидуальности[3]. Эти системы неразрывны, взаимопроницаемы, едины в форме взаимоотношений и взаимодействий. Я-концепция заключает в себе обе системы отношений и одновременно может представлять их проявления. На основе данной концепции выстраивается наше представление о структуре потенциальных областей идентичности, отношений, существующих между ними.
В-третьих, модель информационного стиля развития идентичности[4]. Построение идентичности в его представлении - это процесс познания социальной реальности, поиск информации о направлениях социального развития человека; ее анализ, принятие решения о действиях. Поэтому в ходе информационного обмена человек не только интерпретирует происходящие события, регулирует свое социальное поведение, воздействует на окружающих людей, но и изменяет собственную идентичность. Таким образом, развитие идентичности - это непрекращающийся процесс изменения репрезентаций Я, их сопоставления с релевантной социальной информацией, обеспечивающий субъективное представление о неизменности Я.
Данные принципы используются под углом зрения конструктивистского подхода. Это означает, что человек представляет свою идентичность в контексте взаимоотношений с обществом. Основной формой репрезентации идентичности выступает дискурс: набор терминов и понятий, применяемых в обществе для описания идентичности. Идентичность выражается, в основном, в вербально-символической форме. Определяя собственную идентичность человек использует для описания социальные категории (пол, возраст, национальность), социальные роли (отец, мать), свойства (ответственный, ленивый), качества (общительный, толковый), увлечения (шахматист) и пр. Конечно, специфика репрезентации зависит от уровня когнитивного развития, коммуникативной компетентности, ситуации, в которой возникает необходимость вербализации идентичности, эмоциональных компонентов, мотивации и множества других переменных. Поэтому исследователи предпочитают стандартизированные формы измерения нестадартизированным, «качественным». Они представлены в когнитивно-ориентированном подходе к описанию идентичности. К таковым можно отнести опросники, измеряющие стили поиска и переработки информации (информационная, нормативная, диффузная)[5] [6]; использование процессов аккомодации, ассимиляции в ходе
124
репрезентации идентичности ; изменений, происходящих с идентичностью человека в ходе переработки информации (индивидуация, диссонанс; углубление; интернализация; интеграция; преобразование)[7]. Во всех них эмпирическими индикаторами выступают описания состояний, способов социального поведения, релевантные практикам идентификации, которые, в свою очередь, соотносятся с теоретическими взглядами на идентичность.
Нами рассматриваются две глобальные практики идентификации, вызванные социальным взаимодействием: самоидентификация и социальная идентификация. Их теоретические предпосылки подробно обсуждались в параграфе 2 главы 1. Следуя этому предположению, мы намечаем четыре процесса, определяющих трансформации идентичности. Самоидентификация воплощается в самодифференциации, отделении себя от окружающих (самоопределение), а также в воздействии на окружающих, управлении ими в собственных интересах (самовоплощение). Социальная идентификация проявляется во влиянии на человека со стороны социального окружения (принятие), а также положения в социальной структуре (отождествление).
Опишем содержание этих процессов с учетом имеющихся в социально - психологической науке представлений о сопряженности с идентичностью и социальным поведением человека.
Самоопределение: описание собственной уникальности. Способность определять свою уникальность выступает детерминантой самоидентичности, побуждаемой иррациональной потребностью человека в отделении себя от окружающих.
Определение человеком себя через поиск отличий от окружающих рассматривается большинством социологических и психологических концепций межличностного взаимодействия. Так, в интеракционистской модели социальных отношений человек всегда характеризует себя во взаимодействии с другими уникальным, самобытным и отличающимся от окружающих; уникальность мотивирует поведение людей в социальных группах: нередко действия участников одной группы обусловлены стремлением отличаться от других групп при том, что они могут быть совершено иррациональными. Конкуренция между потребностью принадлежать к группе и быть отличным от нее заставляет людей выбирать общества, размер которых позволяет соблюдать обе эти потребности[8]. Уникальность оказывает разнонаправленное влияние на личность: на интрапсихическом уровне она позволяет поддерживать независимость человека от мыслей и чувств других людей; на экстрапсихическом - обеспечивает автономность внутреннего мира человека от окружающих, проявляется в независимости, способности отстаивать собственные интересы во взаимодействии с другими людьми. Как показывают клинические исследования, определение собственной уникальности способствует повышению уровня субъективного благополучия и совладанию со стрессом. Человек, не способный психологически дифференцироваться от людей, восприимчив к их когнитивному либо эмоциональному воздействию[9].
Проявления самоопределения связаны с социальным взаимодействием, Я- концепцией и самоидентичностью человека. Низкий уровень самоопределения будет проявляться в неспособности к самостоятельному поведению, зависимости самооценки от внешней оценки, а высокий - автономности поведения, независимости от влияния окружающих.
Самовоплощение: идентификация своего влияния на окружающих. Этот параметр идентичности описывает проявление социальной активности человека, способность к эффективному взаимодействию с окружающими.
А. Бандура, объясняя смысл самоэффективности, отмечал, что она говорит об «убеждении человека в своей способности организовать и осуществить необходимые действия»[10]. В трактовке другого социального психолога, V. Gecas, самоэффективность определяется как убежденность человека в возможности влиять на окружающих. Мотивы определения эффективности действий базируются на убеждении о том, что социальное поведение рацио- нально[11]. Люди начинают действовать лишь тогда, когда рассчитывают получить результат и затраченные усилия того стоят. Они полагают, что достигнут желаемого и уверены, что способны добиться этого сами. Представление человека о своей эффективности в конкретной ситуации основывается на четырех факторах: предыдущих успехах и неудачах, знании о том, как следует действовать, воодушевляющих или обескураживающих высказываниях других людей, переживаниях чувства азарта или страха. Высокая убежденность в самоэффективности, как правило, способствует большей вовлеченности человека в деятельность. Неудачи заставляют таких людей выбирать стратегию поддержки окружающих, чем просто отказываться от продолжения действий[12]. Отчасти самоэффективность является предметным воплощением самооценки[13]. Так, люди, считающие, что обладают высоким и положительным опытом действий, в определенной ситуации вели себя в ней активнее, нежели люди, чье мнение о собственной эффективности было низким. Помимо самооценки, оценка самоэффективности часто совмещается с социальным сравнением. Оно вызвано стремлением человека соответствовать требованиям социального окружения и оценивать свое положение в социальной структуре. В исследовании[14] показано, что самоэффективность и социальная полезность выступают двумя измерениями самооценки. Отношения между ними имеют характер сопряженности: высокая социальная полезность повышает оценку собственной эффективности. При этом сопоставление данных параметров с аутентичностью усиливает ее уровень. Признание полезности социальных действий человека повышает у него ощущение собственной компетентности и вместе с тем способствует развитию и укреплению представлений о себе самом. В нашем представлении обобщаются все представленные точки зрения. Самоэффективность рассматривается через представление человека о своей способности оказывать социальное влияние, воздействовать на других людей, быть компетентным и эффективным в социальном взаимодействии.
Итак, самодифференциация и самоэффективность являются представлениями человека о своей уникальности, отличии от других и способности эффективно действовать в социальных отношениях. Оба процесса восходят к самоидентификации субъектом себя на основе информации, полученной в ходе социального взаимодействия.
Измерение социальной идентичности нацелено на отношения, возникающие между обществом и человеком. Как правило, речь идет о двух их разновидностях: взаимодействие с конкретными людьми и ролевое взаимодействие в социальных структурах[15]. В первом случае объектом являются члены семьи, друзья и другие люди, общение с которыми строится на межличностной основе. Во втором случае объектом выступает ролевое поведение, регламентируемое социальными структурами, что проявляется в знании и соблюдении социальных норм, правил, ритуалов и иных деперсонализированных практик поведения. Человек воспринимает других с точки зрения их социальной роли: например, учителя, врача, полицейского - и ведет себя соответственно этой роли. Персонализированные и деперсонализированные социальные роли специфически влияют на идентичность человека, равно как и воспринимаются им.
Акцентируем внимание и на том, что в отечественной и зарубежной криминальной психологии и криминалистике накоплено значительное количество подтверждений влияния социального окружения на преступное и просоциальное поведение. В частности, показано, что преступное поведение подростков в преобладающем виде носит групповой характер, а планы его совершения обсуждаются со сверстниками. Напротив, группа просоциально-ориентированых сверстников способна снизить риск криминального поведения деликта эффективнее, нежели негрупповые формы коррекционной работы.
Персонализированная социальная идентификация («принятие») - это процесс социальной идентификации, осуществляющийся в межличностном взаимодействии. Близкое социальное окружение человека - родственники и друзья - значимо влияют на Я-концепцию человека в целом, направленность и содержание его действий. Конечно, эта роль не является однозначно определенной на всем протяжении жизни. Открытые, неустойчивые и поверхностные социальные контакты подростков заменяются на закрытые, стабильные и глубокие отношения в зрелости и пожилом возрасте[16]. Вместе с тем в любом возрасте эти отношения с ближайшим социальным окружением интенсивно воздействует на идентичность. В сложных жизненных ситуациях (при распаде семьи, болезнях, потере работы, экономических проблемах) влияние друзей на принятие решений, стратегии преодоления проблем только увеличивается. Вместе с тем именно персонализированная социальная идентификация определяет социальное поведение деструктивной направленности: группа играет весомую роль как в побуждении к деструктивному поведению, так и в отказе от него[17]. К примеру, вхождение в группу сверстников с антисоциальным поведением практически всегда приводит к криминализации подростка[18]. Конечно, принятие идентичности с группой обладает и положительными последствиями. В подростковых и молодежных группах сверстники обеспечивают друг другу поддержку знаниями, сочувствием и сопереживанием, предоставляют защиту от агрессивного воздействия других людей. Таким образом, идентификация с социальным окружением предполагает принятие знаний, оценок, опыта поведения. Уровень принятия свидетельствует о влиянии референтных лиц на идентичность человека и вместе с этим характеризует открытость личности этому воздействию.
Деперсонализированная социальная идентификация («отождествление»). Как и предыдущий, этот процесс идентификации связан с присутствием человека в обществе. Однако здесь идентичность подразумевает представление человека о своем соответствии социальной роли. Другими словами, отождествление с социальной ролью - это процесс, в котором его личные потребности уступают место ролевым моделям поведения. Она развивается в ролевом взаимодействии, в форме подражания, копирования модели социального поведения. Об успешной идентификации можно говорить, когда человек следует нормативам социального поведения, заданным социальным окружением.
Деперсонализированная идентификация приводит к изменению Я- концепции человека, дополнению и изменению представлений о себе, самооценки за счет приобретаемых социальных ролей. Исследования показывают, что социальные идентичности интегрированы в личные. Этот процесс связывается с выработкой социальных стереотипов поведения, оценки и самопрезентации, которые в последующем усваиваются человеком и вытесняют другие, персонализированные описания себя[19]. Конечно, деперсонализированные социальные идентификации отражают меру вовлеченности человека в социальные группы. Высокая включенность проявляется широким набором социальных ролей, их вариативностью, низкая - минимальным набором самоописаний, социальным исключением, слабой социальной компетентностью.
Помимо этого, вариабельность идентификации зависит от параметров социальной структуры, ролевую модель поведения которой осваивает человек. Авторитарные структуры представляют «жесткие» модели ролевого поведения: военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов, обучающийся и пр. В противоположность им демократические структуры предлагают «мягкие» модели поведения, не имеющие определенных социальных предписаний и легко совмещаемые друг с другом.
Подводя итоги, конкретизируем содержание конструкта. Идентичность рассматривается нами в совокупности двух областей - самоидентификации и социальной идентичности. Каждая область включает два процесса идентификации (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1
Области конструкта и их значение в опроснике «Оценка процессов идентификации личности»
Цель идентификации
Название
показателя
Интерпретация показателя
Определение себя как уникального субъекта
Самоопреде
ление
Человек оценивает свое своеобразие, отличие от окружающих, определяет присущий себе, особый уровень социальных свойств, не присущих другим. Для этого он сравнивает себя с окружающими людьми, выделяет свои уникальные стороны, определяет, чем и в какой мере отличается от окружающих
Определение себя как субъекта эффективного социального действия
Самовопло
щение
Человек определяет влияние своей социальной активности на людей, свое проявление в их деятельности и жизни. Характеризует удачный и неудачный опыт своего воздействия на других людей, последствий влияния на окружающих. Оценивает собственную способность добиваться нужного для себя результата посредством взаимодействия с другими людьми
Определение
себя как
объекта
воздействия
социального
окружения
Принятие
Человек представляет себя в виде объекта воздействия со стороны других людей. Он оценивает влияние родственников, друзей и других лиц из близкого ему социального окружения на его личность и социальное поведение. Показатель раскрывает интенсивность социального воздействия и положительный либо отрицательный характер влияния
Определение себя в контексте ролевого поведения
Отож
дествление
Человек определяет, как его положение в обществе влияет на его поступки. Человек оценивает эффект, который на него и его жизнь оказывают ожидания других людей, нормы социального поведения, предписанные ему как исполнителю социальной роли
Оценка влияния идентичности как параметр измерения. Какую роль играют процессы идентификации в повседневной жизни человека? Являются ли они центральными, определяющими логику каждого момента жизни или напротив, вынесены на периферию сознания?
Как показал обзор, выполненный в первой главе, исследователи чаще всего обращаются к когнитивным репрезентациям идентичности - номинациям Я-концепции (например: православный, водитель, муж, отец). Задачей опрашиваемого является определение своей идентичности с помощью социально понятного термина. Нередко измерение затрагивает состояние идентичности - например, неясное или несогласованное представление человека о себе, своих жизненных целях, отношениях между социальными ролями. Г о- раздо реже исследователи оценивают идентичность с точки зрения удовлетворенности ее состоянием, той пользы, которую она приносит.
Нами поддерживается подобная позиция: используемое в методике измерение оценивает влияние которое идентичность оказывает на жизнедеятельность человека. В методике изучается субъективное восприятие человеком продуктивности либо непродуктивности проявлений процессов самоидентичности и социальной идентичности. С позиции испытуемого, это подразумевает оценку их влияния на собственное благополучие, социальную успешность. В процессе опроса это означает постановку задачи на понимание опрашиваемым того, полезной ли является его уникальность, самобытность или напротив, бесполезной, вредной? Отвечая на этот вопрос, человек оценивает проявления своего социального поведения и взаимоотношений с окружающими.
На наш взгляд, подобный подход повышает очевидную валидность процедуры, поскольку направляет внимание опрашиваемого на доступные его пониманию объекты измерения, каковым выступает социальное поведение. Конечно, это повышает требования к процедуре опроса и мотивации испытуемого, вследствие повышения риска получения социально желательных ответов.
Процедура измерения реализована с помощью четырех типов дистракто- ров. Каждое утверждение предлагается оценить используя один из четырех вариантов сложно составного ответа (см. табл. 2.2)
Таблица 2.2
Описание дистракторов методики «Мой характер уникален»
Да, это так и это положительно влияет на мою жизнь
Нет, это не так и это положительно влияет на мою жизнь
Да, это так и это негативно влияет на мою жизнь
Нет, это не так и это негативно влияет на мою жизнь
Каждый дистрактор содержит в себя два модуса оценки: когнитивный (...да это так.../ нет, это не так) и эмоционально-аффективный («это положительно влияет...» / «это негативно влияет...»). Человек выполняет две сопряженные оценки собственной идентичности. Во-первых, представляет себе присуще ли ему это проявление идентичности, т. е. определяет его существование. Во- вторых, оценивает продуктивность / непродуктивность его влияния.
Кодирование ответов осуществляется двумя способами: номинальным и интервальным. В зависимости от типа кодирования выполняется интерпретация результатов.
В номинальном дистракторы описывают проявления идентичности. Каждая оценка является суждением об одном из четырех типов идентичности, которые образованы пространством когнитивного измерения (предполагающего наличие / отсутствие признака) и оценочного (выражающего отношение к этому явлению (положительное / отрицательное)). Интерпретация осуществляется путем подсчета частоты выбора варианта проявления идентичности (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3
Номинативное шкалирование ответов
Ответ
Проявление
Характеристика
идентичности
Да, это так, и это положительно влияет на мою жизнь
Определенная,
продуктивная
идентичность
Идентичность осознается, а ее проявление рассматривается положительно. Идентичность способствует социальному взаимодействию, полезна, эффективна
Да, это так, и это негативно влияет на мою жизнь.
Определенная,
непродуктивная
идентичность
Идентичность осознается, но ее проявление влечет негативные последствия. Она мешает человеку, затрудняет его деятельность, отношения с окружающими
Нет, это не так, и это положительно влияет на мою жизнь
Неопределенная,
продуктивная
идентичность
Идентичность не определяется, но сопутствует деятельности человека, помогает добиваться результатов, быть социально эффективным
Нет, это не так, и это негативно влияет на мою жизнь.
Неопределенная,
непродуктивная
идентичность
Идентичность не определяется, и это негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношений человека с окружающими
В интервальном кодировании оценки связаны логическими отношениями в единый показатель когнитивно-эмоциональной оценки (рис. 1). Ведущим выступает когнитивный ее компонент - признание наличия либо отсутствия идентичности. Дополнительным является эмоциональный - положительная / отрицательная оценка проявления идентичности.
Рис. 1. Интервальное шкалирование субъективной оценки
влияния идентичности
Ответы кодируются путем сопряжения их значений в трехбалльной шкале оценивания.
Максимальное положительное значение по шкале имеют утверждения о наличии проявления идентичности и положительном влиянии на испытуемого - 3 балла. Средние значения имеют утверждения «промежуточного» типа. Например, присутствие идентичности и негативных последствий ее проявления, либо отсутствие идентичности и позитивная оценка этого явления 2 балла. Минимально возможное значение получают утверждения об отсутствии идентичности и негативных последствиях, вызванных этим явлением - 1 балл.
Итак, каждый из процессов идентификации рассматривается в совокупности двух модусов: когнитивной репрезентации идентичности и оценки последствий ее влияния на человека.
[1] Van Hoof A. Op. cit.
[2] Waterman A. S. Personal Identity formation: Finding something to do or someone to be.
[3] Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993.
[4] Berzonsky M. D. A constructivist view of identity development: People as postpositivist self-theorists // Discussions on ego identity. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc. 1993. P. 169-183.
[5] Berzonsky M. D., KukL. S. Op. cit.
[6] Sneed J. R., Whitbourne S. K. Identity processing styles and the need for self-esteem in older adults // International Journal of Aging and Human Development. 2001. № 52. Р. 323-333.
[7] Sevig T. D., Highlen P. S., Adams E. M. Development and validation of the Self-Identity Inventory (SII): A multicultural identity development instrument // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2000. № 6 (2). Р. 168-182.
[8] BrewerM. B., Gardner W. Op. cit.
[9] KerrM. E. Chronic anxiety and defining a self // Atlantic Monthly. 1988. № 9. Р. 35-58.
[10] Bandura A. Self-efficacy mechanisms in human agency // American Psychologist. 1982. №2 37. Р. 122-147.
[11] Gecas V. The Self-Concept: Social Product and Social Force // Social Psychology: Sociological Perspectives. New York: Basic Books, 1990. P. 562-592.
[12] Brown J. D., Smart S. A. The self and social conduct: linking self-representations to prosocial behavior // J. Pers. Soc. Psychol. 2001. № 60. Р. 368-375.
[13] Lunenburg F. Self-efficacy in the workplace: implications for motivation and performance // International Journal of Management, Business, And Administration. 2011. №2 14 (1). URL: http://www.google.com/url?sa= t&rct =j&q= &esrc=s& source=we b&cd=1&v ed=0CB4Q FjAA&url=http %3A %2F %2Fwww. Nationalforum.com %2FElectronic %2520 Journal %2 520 Volumes % 2FLunenburg %2C %2520Fred %2520C. %2520Self-Efficacy %2520i n %2520the %252 0Workplace %2520I JMB A %25 20V1 4 %2520N1 %25202011 .pdf&ei=ZpjzVNPPMM ezoQSKm 4KQCA&usg= AFQjCNF-JUQCq9syEhMgD2KNd3bgvqs Q&sig2=AMbs bE3oT N5Nt 1nEEP E- OA&bvm=bv.87269000,d.cGU (дата обращения: 24.12.2016).
[14] Stets J. E, Burke P. J. Self-esteem and identities // Sociological Perspectives. 1994. №2 57 (4). Р. 409-433.
[15] BrewerM. B., Gardner W. Op. cit.
[16] Ingersoll-Dayton B., Morgan D., Antonucci T. The effects of positive and negative social exchanges on aging adults // Journals of Gerontology. Social Sciences. 1997. №2 52B. Р. 190-199.
[17] Hawkins J. D., Catalano R. F., Miller J. Y. Risk and protective factors for alcohol and other drug problems in adolescence and early adulthood: Implications for substance abuse prevention. Psychol Bullutine. 2001. № 112 (1). P. 64-105.
[18] Brookmeyer K. A., Fanti K. A., Henrich C. C. Schools, parents, and youth violence: A multilevel, ecological analysis // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2006. №2 35 (4). P. 504-514.
[19] HoggM. A., ReidS. A. Op. cit.
|