Среда, 27.11.2024, 01:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Эмпирическая оценка конструкта и описание психометрических свойств опросника

Описание опросника. Описанный конструкт само- и социальной идентификации личности воплощен в форме опросника. Он представляет собой бланковый структурированный самоотчет, состоящий из 33 пунктов с четырехбалльной шкалой ответов. Опросник включает в себя четыре шкалы, представляющие четыре области идентификации.

Свойства выборки. Принципиально важным для проведения обследования выступает критерий возраста и стажа профессиональной деятельности опрашиваемых. Методика ориентирована на лиц зрелого возраста (21-55 лет[1]), имеющих опыт профессиональной деятельности, обладающих профессиональными компетенциями, сформированными в результате обучения по программам среднего профессионального и высшего образования.

Пилотная выборка и выборка валидизации различаются по времени их сбора и типу опрашиваемых. В пилотной выборке (2014 г.) принимало уча-

 

стие 140 человек в возрасте от 25 до 45 лет, 63 % мужчин, по роду занятий: 45 % - сотрудники органов внутренних дел, 30 % - учителя, 25 % - менеджеры предприятий оптовой и розничной торговли.

В выборке валидизации (2015 г.) принимало участие 970 человек, в возрасте от 18 до 56 лет, 59 % мужчин. По роду занятий: студенты и курсанты очной формы обучения образовательных организаций высшего образования Министерства образования и науки, Министерства внутренних дел (9 %), средний начальствующий состав подразделений ОВД, внутренних войск МВД России и ФСИН России (40 %), осужденные и отбывающие наказание в исправительных учреждениях ФСИН России (30 %), менеджеры предприятий оптовой и розничной торговли (21 %).

Выборка оценки ретестовой надежности (2016 г.) принимало участие 107 человек в возрасте от 19 до 45 лет, 54 % мужчин. По роду занятий: обучающиеся очной и заочной формы обучения образовательных организаций высшего образования Минобрнауки (29 %), педагогические работники школ (35 %), менеджеры предприятий оптовой и розничной торговли (36 %).

Проверка психометрических свойств. Проверка психометрических свойств осуществлялась путем расчета внутренней согласованности (табл. 2.4), корреляционных связей между показателями шкал (табл. 2.5), факторной структуры показателей шкал опросника по индивидуальному (прил. 2) и социально-детерминированному контурам (прил. 2), общая факторная структура показателей опросника (прил. 2).

Показатели внутренней согласованности шкал и опросника

Таблица 2.4

N = 970

п/п

Показатели

Среднее

значение

(X

Ст.

отклон.

(SD)

а-Кронбаха/ станд. а

Коэфф.

Гуттмана

1

Самоопределение

12,7

4,7

0,83 /0,83

0,79

2

Самовоплощение

12,2

4,4

0,80/0,80

0,73

3

Принятие

13,4

4,8

0,79/0,79

0,75

4

Отождествление

14,4

4,3

0,81/0,81

0,79

Суммарный

52,7

13,7

0,90/0,90

0,92


 

Показатели внутренней согласованности соответствуют среднему уровню надежности по а-Кронбаха / стандартизованному коэффициенту а (см. табл. 2.4). Результаты расчета показывают, что пункты шкал гомогенны, поскольку значения коэффициента Г уттмана в среднем удовлетворительны. Это означает, что можно суммировать значения пунктов в шкалы и использовать их результаты в психодиагностической практике.

Корреляционный анализ свидетельствует о статистически значимых связях между показателями методики, а также между отдельными показателями и их суммой. Наиболее тесные связи (0,64 и 0,54) наблюдаются между показателями шкал, включенных в соответствующие контуры. Эксплораторный факторный анализ (прил. 2) свидетельствует о наличии группировок пунктов. Полученное факторное решение совпадает с выполненной ранее экспертной оценкой пунктов и шкал методики. Результаты факторного анализа позволяют обобщать значения пунктов в четыре шкалы. Результаты проверки на шкал на согласованность, на существование связей между ними и групповыми показателями подтверждают теоретическую модель опросника: значения пунктов в шкалах гомогенны, а их группировка соответствует разрабатываемому конструкту процессов идентичности.

Таблица 2.5

Линейная корреляция показателей по шкалам и суммарно _ по опроснику (r-Пирсона, n = 970)_________________________________________

п/п

Показатели

Самоидентифика

ция

Социа

идентиф

льная

Ьикация

Сум-

мар-

ный

Само-

опреде

ление

Самово

площе

ние

Приня

тие

Отож

дествле

ние

1

Самоопределение

-

0,64

0,32

0,26

0,74

2

Самовоплощение

0,46

0,32

0,80

3

Принятие

0,54

0,78

4

Отождествление

0,70

Примечание: значимые выделены для р<0,001.


валидность методики. В этой части работы приводятся сведения о критериальной и конструктной валидности. Проверка критериальной валидности методики осуществлялась путем оценки показателей идентичности в нескольких аспектах, характеризовавших ее проявление: в связи с возрастом (3.1), полом (3.2), профессиональной направленностью (3.3), влиянием на личность стрессовых ситуаций (3.4).

3.1. Процессы идентификации и пол. Оценка влияния пола проводилась по всем выборкам, принимавшим участие в исследовании. Установлены значимые различия между мужчинами и женщинами по показателю «Самоопределение» (F = 9,124, при p<0,009). Данный показатель отличается большей выраженностью у женской части выборки, что свидетельствует о большей категоричности женщин в оценке собственной уникальности: они критически оценивают проявление собственной уникальности, считая его влияние непродуктивным.

Различия в области социальной идентификации статически незначимы, что говорит об отсутствии особенностей восприятия социального окружения мужчинами и женщинами. Данный результат свидетельствует о том, что социальное ролевое поведение воспринимается и оценивается одинаково - и мужчины, и женщины относятся к своим социальным ролям одинаково конструктивно.

Таблица 2.6

Половые различия в процессах идентификации

Пол опрашиваемых

Самоидентификация

Социальная

идентификация

Самоопре

деление

Самово

площение

Принятие

Отож

дествление

X

SD

X

SD

X

SD

X

SD

Мужчины, n = 580

11,4

3,44

12,1

4,30

14,0

4,63

14,4

3,50

Женщины, n = 390

12,8

5,03

12,9

5,20

14,0

5,36

15,0

5,32

В целом по выборке, n = 970

12,4

4,67

12,7

4,97

14,0

5,16

14,8

4,88


 

Процессы идентификации и возраст. Статистически значимые различия между различными возрастами не установлены. Этот факт свидетельствует о несопряженности возраста и процессов построения идентичности, подтверждая предположение о том, что идентичность образуется в процессах самопредставления.

Процессы идентификации и экспертная оценка личностных качеств. Выборка из 540 обследуемых была подвергнута экспертной оценке выраженности личностных качеств. Психологи оценивали выраженность 13 личностных качеств у известных им сотрудников органов внутренних дел:

«впечатлительный - хладнокровный», 2) «возбудимый - уравновешенный», 3) «упрямый - податливый», 4) «независимый -подчиняющийся», 5) «рассудительный - безрассудный», 6) «ленивый - трудолюбивый», 7) «своекорыстный - альтруистичный», 8) «склочный - дружелюбный», 9) «расточительный - воздержанный», 10) «семейный - несемейный»,

«создающий - уклоняющийся», 12) «ценящий - разочарованный», 13) «оберегающий - нападающий».

Результаты их оценки выражались в диапазоне от 1 до 7 баллов, где минимальные значения соответствовали первому качеству в паре, а максимальные - второму. Так, значение 2 для пары «впечатлительный - хладнокровный» предполагало, что оцениваемому сотруднику чаще свойственно проявлять впечатлительность, нежели хладнокровность, причем он более хладнокровен, нежели сотрудник, получивший оценку 1 в этом случае.

Результаты экспертной оценки личностных качеств соотносились нами с показателями самоидентификации и социальной идентичности по опроснику (см. рис. 2).

т

Гr 'fnv- АтТ IT-

Ш 1 ТН щ Т

Н- ■'

niC

*f

;,s 1

3 Tit

15? 1 щ

J-A

10 11 12 13 14 15

Продуктивная самодифференциация

 

16 17 18 19 20 21

Непродуктивная самодифференциация

 

1_Впечатлительный _хладмокровный ЭЕ 2_Возбудимый_у равно вешенный

3_Несюворчивый_неуживчивый=сговорчивый_уживчивый 3Z 4_Независ имыйсам ос тоятельны йзавис имы йподчи няющи йся ~+~ 5_Рассчетливый_рассудигепы-1ый_непоследовательный_безрассудный ■ 6_Необязательный_ленмвый_обязательный_трудолюбивый

7_Са мол юб«вый_своекорыстны й_альтру ис тич ный_с амоотверженн ы й А. 8_Агрес с и вны й_с кл оч н ы й_дружел юбный п р и ветл ивый ~+~ 9_Расточительный_беззаботный_аскетичиый_воздержанный =^= 1 о_Семейн ый ^домаш н и й_н ее еме йный_беэдомный -ffl- 11_Сгремящийея_создающий_имитирующий_уклоняю1ЦИйся -ф- 12_Ценящий_увлеченный_обесцениБакиций разочарованный -А- 13 Включенный развивающий оберегающий отчужденный нападающий

Рис. 2. Эффективность самоопределения и внешняя (экспертная) оценка

качеств личности

Примечание: по оси абсцисс представлены значения шкалы «Самодифференциация». Значения в диапазоне от 10 до 15 свидетельствуют о продуктивной идентификации, в диапазоне от 16 до 24 - о непродуктивной. По оси ординат представлена экспертная оценка личностных качеств в значениях от 1 до 7. Минимальные значения присущи первым значениям в диапазонах личностных качеств, максимальные - вторым.

На рисунке видно, что в оценках экспертов опрашиваемые с продуктивным самоопределением отличаются от их коллег с непродуктивным самоопределением. Продуктивная самодифференциация сочетается с положительной оценкой личностных качеств экспертами.

Опрашиваемым свойственна хладнокровность, уравновешенность, уживчивость. Низкая, непродуктивная самодифференциация, напротив, сопряжена с проявлениями негативных полюсов личностных качеств: возбудимостью, зависимостью, агрессивностью и пр. Интересно соотношение результатов оценивания. Четкое различение положительных и отрицательных качеств происходит в диапазоне от 10 до 15 баллов, совмещение самодифференциации и экспертных оценок наблюдается в диапазоне 16-18 баллов по шкале и далее. Учитывая, что объем оценок выполнен на массиве 540 испытуемых, данная тенденция не может иметь случайный характер и имеет психологическое объяснение. Вероятно, люди с высоким уровнем самодифференциации обладают ясным самопредставлением и адекватной самооценкой, соответственно, их социальное поведение очевидно для экспертов. Люди со слабой самодифференциацией, напротив, не отличаются стабильностью и последовательностью социального поведения, что выражается в негативных прояв
лениях личностных качеств. Таким образом, продуктивная самоидентификация соотносятся с позитивным социальным поведением, неэффективная самоидентификация - с негативным. В части психометрических свойств методики описанное сопряжение экспертной оценки и самоотчета свидетельствует о способности инструмента дифференцировать проявления продуктивной и непродуктивной стратегии самоидентификации в диапазонах от 10 до 22 баллов по шкале «Самоопределение». Подобные результаты получены нами также по шкалам «Принятие», «Отождествление».

Процессы идентификации и особенности профессиональной деятельности (на примере сотрудников ФСИН). Изучение различий проводилось в группе сотрудников ФСИН, разделенных по: 1) критерию профессиональной направленности, 2) критерию самостоятельности действий в профессионально важной ситуации.

Профессиональная направленность оценивалась руководителями и психологами подразделений. Направленность условно делилась на: высокую - что проявлялось в ориентации сотрудников на соблюдение профессиональных норм, ответственное отношение к своим обязанностям - отобрано 166 человек; низкую - характеризовавшуюся несоблюдением требований и правил деятельности, безответственным отношением к своим обязанностям, наличием дисциплинарных проступков - отобрано 136 человек. Процессы идентификации сопоставлялись с помощью t-критерия Стьюдента. Значимые различия были получены по процессу проявления. В группе с высокой профессиональной направленностью проявление более выражено, чем у сотрудников с низкой направленностью (t-крит. = 2,726, p<0,001). Причины объясняются конструктивным характером взаимодействия с окружающими, умением разрешать затруднения, оказывать помощь в их преодолении коллегам. Этот опыт включается личностью в структуру самоидентичности, становится частью профессионально-детерминированной Я-концепции высокопрофессиональных сотрудников. Ряд эмпирических исследований соотносит профессиональную успешность со способностью сотрудников ФСИН устанавливать эффективные личные и деловые контакты, организовывать взаимодействие с коллегами в преодолении не только типовых, но и нестандартных служебных ситуаций[2].

Полученные нами результаты согласуются с общепсихологическими представлениями о влиянии самооценки на профессиональную успешность[3], профессиональной составляющей Я-концепции на взаимодействие с коллегами[4], профессиональной идентичности на содержание общения с коллегами по рабо
те. Так, Л. Б. Шнейдер связывает устойчивость профессиональной идентичности с возможностью «свободного выполнения своей профессиональной деятельности и контактов, формирования желания передачи опыта»[5]. Таким образом, уровень самоидентификации личности во взаимодействии влияет на профессиональную успешность сотрудников ФСИН. Низкий уровень (11 баллов) свойственен сотрудникам, не стремящимся соответствовать требованиям профессиональной деятельности, высокий (12) присущ лицам, ориентированным на качественное, ответственное выполнение своих обязанностей, стремящимся к профессиональному самосовершенствованию.

Самостоятельность действий в профессиональной важной ситуации оценивалась экспертным способом в отношении каждого сотрудника. В качестве профессионально-важной ситуации подразумевалась профессиональная проблема, для решения которой требуется компетентность - знание, умение и навыки выполнения своих функций, демонстрация деловых и личностных качеств. В деятельности сотрудников ФСИН это может быть важное поручение, действие в условиях ограниченного времени, принятие ответственного решения и пр. Экспертом выступал психолог подразделения. Самостоятельность оценивалась в трех диапазонах: а) не самостоятелен; б) частично самостоятелен; в) полностью самостоятелен. Экспертные оценки соотносились с результатами измерения процессов идентификации с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Результаты экспертной оценки и самоизмерения совпали в отношении процессов самоэффективности и персональной идентификации (Fn -332 = 2,882, p<0,02; выборки гомогенны (крит. Livena). Результаты графически представлены на рис. 3.

1 8 1 7 1 6 1 5 14 1 3 12 1 1 10 9

Низкая Средняя Высокая

~ Ф ~ Низкая эффективность воплощения ~Ф Низкая эффективность принятия

Рис. 3. Различия процессов идентификации в зависимости
от самостоятельности действий в сложной профессиональной ситуации

Сотрудники, считающие свою способность взаимодействовать с окружающими низкой, недостаточно эффективно действуют в профессионально важной ситуации. Напротив, сотрудники, высоко оценивающие свою способность влиять на окружающих, а также осознающие свою идентичность с ближайшим социальным окружением, по экспертной оценке обладают высоким уровнем самостоятельности действий в социальной ситуации. Другие параметры идентификации - самоопределение и отождествление, не влияют на эффективность действий.

В целом можно прийти к выводу, что самоидентификация в деятельности и идентификация с социальным окружением влияют на профессиональную успешность и это проявляется в других видах профессиональных отношений.

Процессы идентификации личности и влияние стрессовых ситуаций. Руководствуясь представлениями о том, что Я-концепция зрелых людей трансформируется под влиянием стрессовых ситуаций, нами проверяется гипотеза об изменчивости проявлений процессов идентификации. По сути, вариативность идентификации должна варьироваться в зависимости от уровня и (или) количества стрессовых переживаний. Обнаружение этого позволяет говорить о прагматической валидности созданного нами инструмента.

Нами рассматривались параметры процессов идентификации у сотрудников полиции, подверженных психологическим стрессам в контексте их профессиональной деятельности. Обследованные 153 сотрудника полиции были разделены на группы по количеству пережитых стрессовых событий. Стрессовые события были заимствованы из стимульного материала шкалы стрессоустойчивости Холмса-Раге и сокращены, исходя из специфики службы в органах внутренних дел, а также снижения риска социальной желательности ответов (см. табл. 2.7).

Таблица 2.7

Вид стрессового события

% отв.

1

Смерть супруга

2,3

2

Развод

9,9

3

Смерть близкого члена семьи

22

4

Смерть близкого друга

13

5

Серьезная болезнь или травма

6

6

Участие в военных действиях

12

7

Увольнение с работы

1,5

8

Конфликты с начальством

12

9

Смена профессии

11,2

10

Изменение условий работы

10

Виды стрессовых событий, пережитых сотрудниками полиции, и их частота в выборке

Испытуемым предлагалось указать, какие из жизненных затруднений, перечисленных в списке, они испытывали в течение последнего полугодия.

В результате проведенных оценок все испытуемые распределены в три группы: с высоким (49 человек, 4-7 стрессовых событий), средним (51 чело
век, 2-3 стрессовых события) и низким (53 человека, отсутствие либо наличие одного стрессового события) количеством стрессовых ситуаций. Факторы пола и возраста не оценивались. Количество стрессоров, пережитых сотрудниками, варьировалось от 1 до 9 (Мх= 2 а с=2,2). Сопоставлялись характеристики процессов идентичности у сотрудников, вошедших в интервалы Мх; Мх +0,5с и Мх +1,5с (см. табл. 2.8).

Таблица 2.8

Параметры процессов идентификации в зависимости от количества стрессовых событий_______________________

Количество

стрессовых

событий

Самоопреде

ление

Самовопло

щение

Принятие

Отож

дествление

Среднее

значение

(X)

Л S4

В

о ^ В Й

а |

Среднее значение (X)_______

Ст. от- клон. (SD)

Среднее

значение

(X)

Л S4

В

о ^ В Й

а |

Среднее

значение

(X)

Л S4

В

о ^ В Й

а |

От 0 до 1, n=53

25,89

6,81

26,23

7,45

25,96

7,07

21,48

7,19

От 2 до 3, n=51

26,57

6,15

25,86

8,90

24,86

9,55

20,37

8,98

От 4 до 7, n=49

22,50

10,12

23,00

11,09

25,33

8,35

20,92

7,99


 

Далее, для каждой из групп испытуемых был проведен анализ отношений между параметрами процессов идентификации.

Результаты корреляционного анализа иллюстрируют изменение отношений между процессами идентификации в связи с увеличением количества стрессоров. Общая тенденция - повышение интенсивности процессов идентификации наблюдается в группе, подвергавшейся воздействию низкого количества стрессоров (4.1). Интенсивность процессов идентификации увеличивается и уменьшается пропорционально, все параметры самоидентификации и социальной идентификации взаимосвязаны.

С увеличением количества стрессоров (4.2) снижается количество связей между параметрами. В частности, статистически незначимой становится связь между процессами обладания и слияния, что свидетельствует о нарушении синхронизации между самотождественностью и потребностью в социальной интеграции. При этом синхронность процессов самоосуществления и принятия социального влияния сохраняется наряду с процессами подтверждения самоидентичности при оценке собственной уникальности, самопроявления во взаимодействии и общении с окружающими. Описанные отношения согласуются со стратегиями личности в ситуации поиска выхода из кризиса занятости. Самоорганизация в кризисе занятости осуществляется путем конструирования комплекса качеств при самопозиционировании на рынке труда и трансформации этого образа в процессе продвижения по маршруту поиска работы. Рассогласование процессов обладания и слияния объясняется в рамках полученных нами связей как влияние самоорганизации личности, изолирующей самоидентичность личности от влияния социального окружения в состоянии неопределенных перспектив трудоустройства.


 

С амоопределение

 

С амоопределение

 

С амовоплощенне

 

Самовоплошенн

 

Принятие

 

Принятие

 

Отождествление

 

Отождествление

 


 

 

 

4.1. От 0 до 1 стрессового события. п=53

 

От 2 до 3 стрессовых событий, n=51


 

Самоопределение

 

С амовоплошенне

 

Принятие

 

Отождествление

 



 

От 4 до 7 стрессовых событии. п=49

Рис. 4. Корреляционные связи между процессами идентификации в группах, различающих по количеству пережи-
тых стрессовых событий. Описаны группы 4.1, 4.2, 4.3. Значимые корреляционные связи показаны приp<0,05

 

В группе сотрудников полиции, испытавшей максимальное воздействие стрессоров, отмечается снижение связей между показателями, до двух из шести возможных (4.3), что свидетельствует о несовпадении вариаций идентификационных процессов. Статистически значимая связь между процессами обладания и слияния, слияния и принятия говорит о преобладающей роли социального окружения в процессе совладания со стрессовыми событиями и проходящих наряду с этим попытках установления самотождественности. Можно предположить, что синхронизация между процессами принятия и слияния отражает общую для обследованной выборки стратегию совлада- ния - поиск социальной поддержки и идентификация с лицами, которые ее оказали. Сохранение самотождественности, как показывает Е. Л. Солдатова, один из ключевых признаков преодоления психологического кризиса, отражающий коррекцию самопредставлений в ситуации изменения системы отношений к окружающим и самому себе .

В целом анализ корреляций в группах полицейских, подвергавшихся воздействию стрессоров, показал различия в связях между показателями процессов идентификации. Различия свидетельствуют о десинхронизации процессов идентификации, усиливающейся по мере увеличения стрессоров. Под влиянием максимального количества стрессоров воздействие референтного социального окружения на личность сочетается с процессами самоопределения и рассогласовывается с процессом самовоплощения во взаимодействии, влияния и воздействия на окружающих. Результаты корреляционного анализа согласуются с современными представлениями о личности в кризисе и способствуют уточнению внутренних механизмов происходящих изменений за счет использования представлений об идентичности.

Оценка конвергентной валидности методики. Оценка конвергентной валидности осуществлялась путем сопоставления параметров методики с разработанным в отечественной и зарубежной практике инструментарием диагностики идентичности. С этой целью применялись:

Опросник процессов эго-идентичности (Ego Identity process questionnaire (EIPQ))[6] [7].

Шкала принятия идентичности (The Utrecht-Management of Identity Commitments Scale (U-MICS))[8].

Методика структуры идентичности (Н.В. Сивриковой)[9].

Корреляционные связи идентификационных процессов с процессами принятия и поиска идентичности (Ego Identity process questionnaire (EIPQ)), n=107

Таблица 2.9

Показатели

Среднее

значение

(X)

Ст. отклон. (SD)

Принятие

(EIPQ)

Поиск

(EIPQ)

Принятие (EIPQ)

18,5

8,23

-

0,48

Поиск (EIPQ)

10,1

5,40

0,48

-

Самоопределение

13,5

5,49

0,25

-

Самовоплощение

13,3

5,95

0,33

0,32

Принятие

14,6

6,24

-

-

Отождествление

15,7

5,15

-

-

Примечание. Здесь и в табл. 2.10 незначимые при р<0,05 корреляции опущены.


Представленные в табл. 2.9 корреляции характеризуют связь между процессами принятия и поиска идентичности (p<0,001). Следовательно, принятие идентичности приводит к уменьшению активности поисков ее вариантов. Ставя цель, человек перестает интересоваться альтернативами построения идентичности. В обратном случае, например, добиваясь намеченного или отказываясь от идентификации, человек вновь приступает к подбору возможных вариантов. Переходы от принятия к поиску идентификаций являют-

147

ся основными этапами развития идентичности в юношеском возрасте .

Принятие идентичности (показатель EIPQ) связан с самоопределением (p<0,01) и самовоплощением (p<0,01)[10] [11]. По-видимому, представление об уникальности соотносится с эффективностью воздействия на окружающих и вместе они конструктивно влияют на взаимодействие человека с окружающими его людьми. Показатель поиска идентичности (EIPQ) коррелирует с показателем шкалы самовоплощения (p<0,01). Это также подтверждает представление о том, что невыясненная, не полностью определенная идентичность снижает продуктивность совместной деятельности, влияет на способность к эффективному сотрудничеству и взаимодействию. В целом полученные корреляции подтверждают конвергентную валидность процессов оценки идентификации, поскольку согласуются с содержанием процессов принятия и поиска эго-идентичности.

Для определения показателей конвергентной валидности нами использовалась Шкала принятия идентичности (The Utrecht Management of Identity

Commitments Scale (U-MICS)), базирующаяся на модели принятия социальной идентичности Crocetti, Rubini and Meeus[12].

Полагая что в основе идентичности могут лежать различные процессы, авторы методики сосредоточились не на содержании идентичности, а на этапах ее трансформации человеком. Описывается три последовательных этапа: а) принятие идентичности, б) углубление представлений об идентичности, в) переосмысление идентичности. Человек может находиться в состояниях идентичности: он либо определил ее для себя и принял, либо находится в поиске информации о ней, либо переосмысляет, изменяет свое представление о ней. Этапы соотносятся с конкретными сферами идентификации (образование, профессиональная деятельность, отношения с окружающими). Для проверки конвергентной валидности нами были выбраны сферы образования и сфера профессиональной деятельности, описанные авторами методики в соответствующей публикации[13]. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 2.10.

Таблица 2.10

Корреляционные связи идентификационных процессов со шкалой принятия идентичности (U-MICS), n=107

Сферы

Показатели

Среднее

значение

(X)

1

аг

ъ

1

а

Самоиден

тификация

Социальная

идентифи

кация

Самоопреде

ление

Самовопло

щение

Принятие

Отождеств

ление

Образова

ние

Принятие

18,4

4,36

0,26

0,25

Профессио

нальная

деятель

ность

Принятие

16,8

5,02

0,26

0,33

0,33

0,26

Углубление представлений

17,9

3,54

0,23

0,24

0,31

Процессы обладания и принятия идентичности коррелируют с показателем принятия образования (U-MICS, p<0,05), что говорит о общих процессах, лежащей в их основе.


 

151

Установлены связи между идентификационными процессами и показателями принятия профессиональной идентичности и углубления представлений о своей профессиональной деятельности. По-видимому, они вызваны направленностью вошедших в выборку исследования студентов на овладение профессией, расширение и уточнение собственных знаний о ней (U-MICS, p<0,05). В целом, статистически значимые корреляции свидетельствуют о связях между показателями принятия идентичности (U-MICS) и разработанным нами конструктом.

Процессы идентификации сопоставлялись с показателями методики «Структура идентичности»[14]. В ее основе лежит представление о четырех сферах проявления идентичности человека: времени, межличностных отношениях, деятельности и ценностях. По мнению Н. В. Сивриковой, сравнение этих сфер позволяет отличить людей с диффузной идентичностью от сформировавших идентичность. Категория «время» характеризует последовательность определения идентичности; категория «межличностные отношения» свидетельствует о способности человека устанавливать и поддерживать социальное взаимодействие, интимность с другими людьми. Категория «деятельность» характеризует способность человека быть продуктивным, принимать решения и нести ответственность за результаты собственных действий. Категория «ценность» описывает осмысленность жизни, ее наполненность в противовес бессмысленности и бесцельности жизни у лиц с диффузной идентичностью. В ходе анализа корреляционных связей нами были выделены следующие результаты (см. табл. 2.11).

Таблица 2.11

Корреляционные связи идентификационных процессов с методикой «Структура идентичности», n=107

Пока

затели

Среднее

Ст

Самоидентификация

Социа

идентиф

льная

Ьикация

значение

(X)

отклон.

(SD)

Само-

определе

ние

Самово

площение

Приня

тие

Отож

деств

ление

Время

5,9

2,02

0,23

0,21

-

-

Отно

шения

5,6

1,81

0,23

-

-

-

Соот

вет

ствие

7,4

2,21

0,27

0,23

0,24

Фикса

ция

7,6

2,02

0,25

-

-

-

Образованы корреляции между самоидентификацией в обладании и показателями «Время» и «Отношения» (p<0,05). Вероятно, самоидентификация личности происходит путем определения себя через показатели времени и


 

социальных отношений. При этом чувство временной последовательности оказывает влияние на успешность самопроявления в социальном взаимодействии. Также в методике «Структура идентичности» представлены три биполярные шкалы, раскрывающие особенности проявления сфер идентичности. «Автономность» предполагает самостоятельность в поиске и принятии идентичности, «Фиксация» обозначает фокусирование, «застревание» личности на определенном этапе идентичности, «Соответствие» характеризует принятие идентичности либо, наоборот, отрицание и обесценивание ее. Корреляционный анализ показал значимые связи между показателями «Соответствие» и «Фиксация» и процессами «Самоопределение» и «Отождествление» в идентификации (p<0,05). Их психологический смысл соотносится с содержанием пунктов шкал - самоидентификация человеком себя в понятиях времени, отношений, соответствия или фиксации сопряжена с областью самодифференциации, о которой, как мы полагаем, свидетельствует показатель «Самоопределение». Социально-ролевая идентичность, определяемая нами с помощью показателя «Отождествление», имеет связь с показателем соответствия, выражающим представление человека о своем сходстве с социально требуемым поведением.

В целом полученные результаты не противоречат содержанию валидизи- руемых показателей, а подтверждают их способность измерять качественные характеристики процессов идентификации, описывать их конструктивную либо деструктивную природу.

Конструктная валидность методики изучалась путем сопоставления показателей идентичности с индивидуально-типологическими свойствами личности, изучавшимися с помощью тестовой батареи, включавшей в себя «Стандартизованный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ) Л. Н. Собчик, «Фрайбургский многофакторный личностный опросник (FPI)», «Личностный опросник Г. Айзенка (EPQ)», «Пятифакторный личностный опросник (5PFQ)» Р. Макрея, П. Коста. Исследование проводилось на выборке менеджеров оптовой и розничной торговли (172 человека). Для изучения связей процессов идентичности и индивидуально- типологических свойств личности использовались методики: «Личностный опросник Г. Айзенка (EPQ)», «Стандартизованный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ) Л. Н. Собчик, «Фрайбургский многофакторный личностный опросник (FPI)».

Перечислим и опишем статистически значимые корреляционные связи:

с личностным опросником Г. Айзенка (EPQ) - установлена корреляционная связь показателя «Отождествление» с показателем «Нейротизм» (r=-0,29, p<0,05). Характер полученной связи позволяет утверждать, что повышение социальной идентичности нейтрализует уровень тревоги, беспокойства. С экстраверсией и интроверсией показатели идентичности не прокорре- лировали на статистически значимом уровне;

с личностным опросником «СМИЛ» установлены множественные связи (см. табл. 2.12).

Таблица 2.12

Корреляционные связи идентификационных процессов и показателей СМИЛ

Название

Самоидентификация

Социа

идентиф

льная

Ьикация

шкалы

Самоопреде

ление

Самовопло

щение

Принятие

Отождеств

ление

1 (Hs) - ипохондрии

-

-

-0,26

-

2 (D) - депрессии

-

-

-0,28

-

4 (Pd) - психопатии

0,32

-

-

-0,32

7 (Pt) - психастении

-

-

-

-0,27

9 (Ма) - гипомании

-

-

-

-0,30

Примечание. Приведены данные по выборке менеджеров предприятий оптовой и розничной торговли, n = 98. В таблицах показаны статистически значимые коэффициенты корреляции, p<0,01.

 

Представленные корреляционные плеяды образованы преимущественно шкалами социальной идентификации - шесть связей из семи полученных. Их характер говорит о позитивном влиянии идентификационного слияния на снижение психопатологических проявлений гипомании, психастении и психопатии. Усиление социальной идентификации сопровождается уменьшением астено-невротических, депрессивных, социопатических реакций у опрашиваемых. Выявленная закономерность не является принципиально новой - представление о психокоррекционном значении социальной идентификации лежит в основе ролевых (психодраматических) тренинговых программ работы с подростками и взрослыми[15] [16]. Однако она подтверждает валидность методики в части схожести связей и отношений между идентичностью и стратегиями воздействия на личность.

Повышение уровня обладания как идентификационного процесса связано с увеличением агрессивно-импульсивного поведения, что вызвано, по всей видимости, усилением эгоцентрической направленности, сопровождающей самоидентификацию по типу поиска отличий от окружающих. Подобный эффект подробно иллюстрирован Ю. А. Александровским в клиническом описании психопатических и психопатоподобных состояний. Лицам с психопатической акцентуацией характерен «эгоцентризм с неспособностью к сопереживанию, сочувствию другим; ...логика таких субъектов отличается крайней аффектив-

w 153

ностью, они не могут отсрочить удовлетворение своих желаний...» .

В целом психологический смысл полученных связей не противоречит современным представлениям о своеобразии процессов личностной и социальной идентификации у лиц с индивидуально-типологическими особенностями, проявлениями личностных расстройств, диагностируемых с помощью СМИЛ;

с Фрайбургским личностным опросником (см. табл. 2.13). Фрайбургский личностный опросник оценивает состояния и свойства личности, регулирующие социальное поведение и определяет эффективность социальной адаптации. Применение этого инструмента в сочетании с процессами идентификации позволит раскрыть особенности отношений, лежащих между проявлениями личностных черт и идентификационных процессов.

Таблица 2.13

Корреляционные связи идентификационных процессов и Фрайбургского личностного опросника

Название

шкалы

Самоидентификация

Социа

идентиф

льная

)икация

Самоопреде

ление

Самовопло

щение

Принятие

Отождест

вление

Невротичность

-

-

-0,27

-0,29

Раздражитель

ность

-

-

-

-0,30

Уравновешен

ность

-

-0,29

-

-

Реактивная

агрессивность

-0,27

-

-

-

Эмоциональная

лабильность

0,25

-

-

-

Маскулинность - феминность

-0,34

-

-

-


 

Корреляционные связи показателя «Самоопределение» обнаружены с показателями реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности и маскулинности. Повышение самотождественности снижает проявление маскулинного поведения и агрессивного реагирования при повышении эмоциональной чувствительности. Самовоплощение сопровождается снижением уравновешенности, что характеризуется повышением тревожности, эмоционального возбуждения, субъективным переживанием утомления, усталости, опустошенности.

Причиной видится истощение психологических ресурсов личности, реализующей собственные планы, достигающей намеченных целей, а также затрат, связанных с организацией окружающих и влиянием на них. Н. Е. Водопьянова отмечает, что данная симптоматика наиболее ярко проявляется в сфере профессий «человек - человек» и вызвана эмоциональной напряженностью взаимодействия, ответственностью за его результаты, большим количеством актов общения и вариативностью их содержания[17]. Ю. Г. Тихонова связывает негативные эффекты самопроявления личности в управленческом труде с самостоятельностью и независимостью руководителей при принятии важных решений[18]. М. А. Буянкина отмечает, что в профессиях сферы «человек - техника» психологические реакции самопроявления сопровождаются эмоциональным истощением и деперсонализацией[19]. В целом, следуя выполненному обзору исследований, самопроявление характеризуется негативными последствиями, вызванными повышенным расходом эмоциональных и когнитивных ресурсов личности, что согласуется с результатами проведенного нами корреляционного анализа. Показатель идентификации самопроявления характеризует оценку личностью успешности этого процесса.

Социальная идентификация личности в процессах принятия и слияния способствует снижению негативных проявлений - невротичности и раздражительности. При изучении связей между показателями индивидуальнотипологических проявлений с помощью методики СМИЛ нами уже была описана реакция подобного рода в отношении ипохондрии, психопатии, психастении, депрессии и гипомании. Полагаем, что эти корреляции подтверждают ранее высказанные нами предположения, а также отметим, что открытость личности к контактам с социальным окружением играет важную роль в профилактике эмоциональных расстройств и, как показывают клинико-психологические исследования, выступает индикатором психологических затруднений. Нарушение социальных контактов, происходящее из-за воздействия внешних факторов либо внутренних причин, становится серьезным испытанием для личности. В. Н. Мясищев писал, что трудности или нарушения во взаимоотношениях человека с людьми, социальной действительностью и задачами, которые перед ним ставятся этой действительностью, становятся источником невроза и физически, и психологически[20].

Основные выводы по главе. Оценка конструкта идентичности, представленного в опроснике, показала его применимость для измерения представлений человека о самоидентификации и социальной идентичности и продемонстрировала приемлемые показатели надежности и валидности.

Результаты корреляционного анализа показывают наличие связи между социальными качествами и процессами идентификации, согласуются с современными представлениями об идентичности человека. Усиление процессов самоидентификации сопровождается увеличением проявлений эгоцентрического комплекса черт, обособляющих личность и оттеняющих социальный контекст и окружающих. Увеличение интенсивности процессов социальной идентификации оказывает положительное влияние на уровень эмоциональных и личностных нарушений: невротичности, раздражительности, депрессивности, психопатичности. Процесс слияния выделяется по уровню своего конструктивного воздействия на личность, склонную к подобным состояниям.

Вместе с тем проведенный анализ позволил лишь очертить круг проблем, связанных с процессами идентификации, поставил новые вопросы и расширил зону перспективных направлений исследований, в инструментальное оснащение которых может войти представленная в этой работе методика.

 

[1] По возрасту: x = 34,3 а = 4,3, по полу - смешанная (60 % мужчины).

65

[2] Казаринов Ю. Л. Криминологическая характеристика и профилактики женской преступности в сфере незаконного оборота наркотиков: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 24 с.

[3] Садкова А. В. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 30 с.

[4] Родионова Е. А. Субъектный подход к определению профессиональной успешности [Электронный ресурс] // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сб. науч. ст. по материалам I (IV) Международ. науч.-практ. конф., Моск. гор. психолого-пед. ун-т, 23-25 апр. 2013 г. / под общ. ред. М. Г. Ковтунович. М.: МГППУ, 2013. Ч. 1. С. 295-308. Режим доступа: http://psyjoumals.ru/social_economical_psychological_/issue/63215.shtml.

[5] Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. 594 с.

[6] Солдатова Е. Л. Психологическое содержание нормативных кризисов развития личности взрослого человека // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2008. № 31 (131). С. 39-47.

[7] Balistreri В. Development and preliminary validation of the Ego Identity Process Questionnaire // Journal of Adolescence. 1998. №» 18. Р. 179-192.

[8] Dimitrova R. The Utrecht-Management of Identity Commitments Scale (U-MICS) Measurement Invariance and Cross-National Comparisons of Youth From Seven European Countries // European Journal of Psychological Assessment. DOI: 10.1027/1015-5759/a000241.

[9] Сиврикова Н. В. Социально-психологические особенности представителей поколений 70-90-х гг.: дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. 184 с.

[10] Bosma H. A. Identity development in adolescence, coping with commitments. Groningen: Rijksuni- versiteit Groningen, 1985.

[11] Отрицательный знак корреляции между показателями вызван различиями шкалирования показателей. Высокие значения показателей процессов обладания и проявления идентичности свидетельствуют о затруднениях, возможном деструктивном характере их воплощения, а высокие значения показателя принятия (EIPQ) свидетельствуют об устойчивости идентичности субъекта.

[12] Crocetti E., Schwartz S., Fermani A. et al. A cross-national study of identity statuses in Dutch and Italian adolescents: Status distributions and correlates // European Psychologist. 2012. № 17. Р. 171-181.

[13] Crocetti E., Rubini M., Luyck K., Meeus W. Identity formation in early and middle adolescents from various ethnic groups: From three dimensions to five statuses // Journal of Youth and Adolescence. 2008. №> 37. Р. 983-996.

Сиврикова Н. В. Указ. соч.

[15] Гриншпун И. Б., Морозова Е. А. Психодрама // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 301-342.

[16] Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: учеб. пособие для вузов. М.: Медицина, 2000. С. 110.

[17] Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

[18] Тихонова Ю. Г. Феномен психического выгорания и его специфика в управленческой деятельности // Проблемы общей и организационной психологии / под ред. А. В. Карпова. Ярославль: Яросл. гос. ун.-т, 1999. С. 185-190.

[19] Буянкина М. А. Взаимосвязь психического выгорания с типом организационной культуры в профессиях субъект-объектного типа: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2011. 223 с.

[20] Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. A. A. Бодалева. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. С. 199.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.04.2017)
Просмотров: 318 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%