Длительное время велось следствие по ряду уголовных дел в связи с финансированием избирательной кампании Союза правых сил на выборах депутатов Государственной Думы в 2007 г. Так, в Саратовской области с мая 2007 г. постоянно находились политтехнологи этой партии, которые создавали действующие структуры по принципу сетевого маркетинга. Правоохранительные органы до дня голосования выявили и установили личности 68 бригадиров и более 500 рядовых членов из числа избирателей Саратовской области, с помощью которых планировалось в декабре 2007 г. докупить необходимый процент голосов. Одна из технологий состояла в следующем: агитатор должен был договориться с избирателем, который придет голосовать, о том, что избиратель вносит свои фамилию и имя в заранее подписанное лидером партии удостоверение сторонника СПС, получив за голосование 100-200 рублей в зависимости от важности участка. При выходе с участка избиратель, который доказал свой выбор в пользу СПС, получал дополнительные деньги в обмен на сдаваемое удостоверение. Изъято несколько пачек таких удостоверение весом до 35 кг. Если учесть, что одно удостоверение весит меньше 0,2 грамма, то в этих пачках находилось более 175 тысяч удостоверений*(262). К сожалению, какого-то завершения в виде осуждения по ст. 141 УК РФ дело не получило.
По жалобе банкира П.Ш. прокуратура Смоленской области признала в 2016 г. незаконным финансированием избирательной кампании перечисление пожертвований на счета ЛДПР подставными лицами в 2013 г., что охватывается составом административного правонарушения предусмотренного ст. 5.20 КоАП РФ. Такие пожертвования организовал сам банкир в обмен на включение в список кандидатов в депутаты областной думы от ЛДПР. После конфликта с партией, исключения из списка кандидатов банкир потребовал от ЛДПР возврата денег в сумме 7 млн. рублей*(263). Однако ничего не получил.
Распространена практика создания налоговых преференций в обмен на политическую лояльность, предполагающую поддержку на выборах. Так, в июле 2011 г. менее, чем за год до выборов Президента в марте 2012 г. предприятие "Акрон" в Новгородской области, на котором занято 3800 человек, вступило в Общероссийский Народный Фронт. Через месяц оно получило налоговые льготы от области. Депутаты областной Думы провели внеочередное заседание и снизили налог на прибыль с этого налогоплательщика с 18% до минимально возможных 13,5%. Исполнительный директор этого предприятия был председателем комитета облдумы по бюджету, финансам и налогам. В итоге бюджет недополучил 600 млн. рублей. Администрация области для покрытия огромного бюджетного дефицита взяла кредит. При этом чистая прибыль холдинга в 2010 г. превысила 6 млрд. рублей, 75% этой прибыли было распределено в виде дивидендов*(264).
В Алтайском крае перед выборами губернатора в 2014 г. была проведена в СМИ кампания "Успех Алтая". Изначально она подавалась как социальная, оплачивалась из краевого бюджета, а затем все ее визуальные и графические элементы перекочевали в предвыборную кампанию действующего губернатора, который был избран*(265). Губернатор Калининградской области в 2015 г. накануне собственной избирательной кампании оказал социальную поддержку из областного бюджета в сумме 9,9 млн. рублей, организовав принятие соответствующего постановления правительством области. В августе 2015 г. перед днем голосования в сентябре каждый полицейский получил премию в размере 45 тыс. рублей. Прокуратура опротестовала постановление правительства как незаконное, сославшись на то, что полиция финансируется из федерального бюджета, а региональный бюджет не может оказывать полицейским социальную поддержку. Протест был проигнорирован правительством, а в суд прокуратура не обращалась*(266).
Важно заметить, что действующее законодательство резко ограничивает права избирателей на ведение предвыборной агитации по сравнению с правами кандидатов, политических партий. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2006 года N 7-П*(267) указал, что при осуществлении нормативного регулирования, направленного на разрешение правовых коллизий между правом на свободные выборы, с одной стороны, и свободой слова и выражения мнений, с другой, федеральный законодатель обязан соблюдать баланс указанных конституционно защищаемых ценностей, исходя из необходимости гарантирования конституционных прав граждан как избирателей и установления таких условий и порядка информационного обеспечения выборов, в том числе ведения предвыборной агитации и ее финансирования, которые надлежащим образом гарантировали бы проведение свободных выборов на основе демократических стандартов. В этом же Постановлении Конституционный Суд РФ подчеркнул различие статуса кандидата, политической партии и граждан, не являющихся кандидатами, их представителями, представителями политических партий*(268) и указал, что введение федеральным законодателем различных условий реализации права на предвыборную агитацию для граждан как участников избирательного процесса, с одной стороны, и кандидатов (политических партий), с другой - направлено на достижение конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от материального положения, и на предотвращение злоупотреблений, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными принципами и нормами. Тем самым Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ запрет на самостоятельное, то есть помимо избирательных фондов, финансирование предвыборной агитации. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что граждане могут "проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами".
Бесплатное эфирное время на выборах депутатов Государственной Думы по закону должно предоставляться в прайм-тайм. По данным официального телеизмерителя российских телеканалов это время определяется в интервале с 19 часов до 23 часов*(269). Однако стало уже обычной практикой предоставление безвозмездного эфирного времени в другие временные периоды. Суды не учитывают позицию официального телеизмерителя, полагая, что п. 2 ст. 51 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав предоставляет самой организации телерадиовещания право определять период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. В итоге, например, на выборах депутатов Государственной Думы в 2016 г. только ОАО "Первый канал" и АНО "Общественное телевидение России" предоставляли безвозмездно телеэфир для политических партий в прайм-тайм. Телеканалы Россия-1, Россия-24, ТВ-Центр игнорировали указанный официальным телеизмерителем период. Так, например, время с 10 часов 30 минут до 11 часов с понедельника до пятницы очевидно не может быть отнесено к прайм-тайм. Коррупционная составляющего такого применения избирательного закона в том, что телеканалы с государственным участием получают огромные бюджетные средства, ссылаясь на якобы убытки, которые они несут, исполняя возложенную на них государством обязанность предоставления эфирного времени партиям и кандидатам безвозмездно.
Между тем следует сделать достоянием общественности те сотни миллионов рублей, которые телерадиокампании официально получают от политических партий и кандидатов на выборах. Например, в 2016 году объявленная стоимость услуг по размещению предвыборных агитационных материалов на Первом канале телевидения в расчете на 30 секунд колебалась в зависимости от недели (с 20 августа по 16 сентября) и временного интервала от 143 900 рублей до 1 482 600 рублей в будни и от 59 000 рублей до 979 900 рублей в выходные дни. ТВ-Центр Москва продавало эфирное время для агитации за 120 000 - 340 000 рублей за 1 минуту, а в сетевом издании размещение агитационных материалов предлагалось соответственно за 700 000 рублей (статья до 3 000 знаков с видеороликом до 3 минут), 500 000 рублей (статья до 3 000 знаков), 50 000 рублей (баннер 426 на 200 пикселей). Такие расценки практически отрезают многие партии от возможности ведения полноценной агитационной кампании на телевидении. Думается, необходимо умерить аппетиты телекампаний, введя разумное правовое регулирование расценок на размещение агитационных материалов в телевизионном эфире.
Президент РФ в Послании Федеральному Собранию 2009 года указал: "...Внедрение электронных средств подсчета голосов и обработки информации на избирательных участках будет способствовать борьбе со злоупотреблениями в ходе избирательных кампаний...". Во исполнение этого положения была разработана Программа ускоренного технического переоснащения избирательной системы РФ. Предполагалось, что общий объем финансирования из федерального бюджета составит от 7,3 до 10,5 млрд. рублей. После согласования с органами исполнительной власти Программа, рассчитанная на период с 2010 г. по 2015 г., была утверждена ЦИК РФ 25 мая 2011 г. Она предполагала формирование в стране информационно-коммуникационной инфраструктуры на основе использования в избирательном процессе современных технологий. За эти годы предусматривалось достижение следующих целевых индикаторов и показателей:
- оснащение автоматизированными рабочими местами 60 059 участковых избирательных комиссий (62,16% от всех комиссий);
- использование комплексов обработки избирательных бюллетеней (КоИБов) на 59 059 избирательных участках (61,2% УИКов);
- внедрение в 1000 УИКов (1%) комплексов для электронного голосовании (КэГов), на которых избиратели голосуют без использования бюллетеней на бумажных носителях;
- введение на 9 660 избирательных участках (10% УИКов) в сельской местности средств системы обеспечения прозрачности, контроля за соблюдением законности и предупреждения злоупотреблений в ходе голосования на основе вэб-технологий и вэб-камерам и оснащения программно-техническими средствами на основе ГЛОНАСС для контроля перемещения переносных ящиков для голосования и избирательной документации от участковых в территориальные избирательные комиссии, использование при передаче протоколов об итогах голосования новых информационных технологий, предполагающих наличие 120118 обладателей электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
Общий объем финансирования на 2011-2015 годы должен был составить от 12,6 до 15,7 млрд. рублей в ценах 2010 г. На 2011 г. предусматривались в федеральном бюджете средства на Программу, но они не были освоены. Постановлением ЦИК РФ от 22.11.2013 г. утверждена новая редакция Программы. Почти все показатели были уменьшены в 10 и более раз (так, количество КоИБов уменьшено с 59 059 до 5 720), предусматривался весьма странный общий объем финансирования на 2011-2015 годы: от 3 259 894,5 тыс. рублей. Фактически программа и в новом варианте не была реализована. Даже первоначально выделенные средства не были освоены и возвращены ЦИКом в федеральный бюджет. Причина формально в том, что возникли опасения отказа техники при считывании информации с чрезмерно длинных избирательных бюллетеней в связи с взрывным ростом количества политических партий, которые вправе участвовать в выборах. Фактически следовало бы признать, что Программа предполагала использование технологически заведомо далеко не передовой техники. КОИБы в состоянии автоматически считывать информацию, содержащуюся в избирательных бюллетенях, подсчитывать распределение голосов. Они могут обрабатывать и другую информацию, но только после того, как она заложена вручную. Речь идет об информации, которая должна содержаться в так называемой верхней части протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а именно: адрес помещения для голосования, число избирателей, число бюллетеней полученных, выданных, погашенных и т.д. В итоге получается, что после окончания времени голосования КОИБ не может распечатать протокол об итогах голосования на избирательном участке без применения весьма значительного ручного труда. Поэтому большие финансовые, организационные и технические затраты на изготовление, использование и хранение КОИБов в межвыборный период существенно не повышают доверие к выборам в глазах избирателей.
Необходимо в перспективе использовать на выборах современные интернет-технологии и соответствующую этому уровню технику. Однако в настоящее время даже технически не решена проблема обеспечения тайны персонального голосования с использованием Интернета. Если безупречные технические решения и финансовые средства будут найдены, то потребуется достаточно большое время, чтобы у избирателей доверие к такой технике выросло до уровня, позволяющего повсеместное ее использование на выборах.
|