Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен
4
как для граждан, так и для самого государства .
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли Ж.Боден. [1]
В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др.
Т. Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки», практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Джефферсона торжественно провозглашает, что существую неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д. И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма. Вызывает интерес положения «Русской правды» П. И. Пестеля и Конституции Н.М. Муравьева, посвященные организации судебной власти. По мнению декабристов, судебная власть в цивилизованном государстве должна выступать гарантом защиты прав и законных интересов граждан, а не являться аппаратом репрессий. Ключевыми принципами организации судебной власти выступают следующие: самостоятельность в пределах своих полномочий; равенство всех перед судом, законность, равноправие и состязательность сторон судебного процесса[2].
Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и др.
Так, Г. Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к участию в законодательстве выборные общественные элементы[3] [4]. Важно отметить, что самостоятельность и независимость судебной власти от других ветвей государственной власти является характерным признаком правового государства, в котором суд, разрешая юридические конфликты, обеспечивает господство права.
В правовом государстве судебная власть призвана выполнять важные социальные функции: осуществлять защиту прав и свобод личности; обеспечивать реализацию принципа разделения властей, предотвращая сосредоточение абсолютной власти в руках какого-либо одного государственного органа; гарантировать принцип конституционной законности; исключать применение силы при политических конфликтах; обеспечивать принятие правовых законов, их реализацию; способствовать
п
обществу в осуществлении контроля над государственным аппаратом .
Советская государственно-правовая наука не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, противоположной классовой концепции государства. Это во многом послужило основой для серьезных социально - экономических, культурно-духовных и национальных конфликтов в жизни общества.
Начиная с 1990-х гг. прошлого века, с учетом происходящих социальноэкономических и политических реформ и преобразований, стали четко обозначаться новые подходы к оценке государства и права, их роли в политической системе общества. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С Алексеева, О.Е. Кутафина, В.Д. Зорькина, В.Н. Хропанюка, В.С. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова и др.
о
Предусмотренная в ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 г. характеристика нашей страны как правового государства прежде всего представляет собой обобщенную оценочную категорию, суть которой в полную силу может раскрываться лишь при учете наличия всех основных составляющих его частей. При отсутствии этих основных составных частей, характерных лишь для правового государства, никакое государство не может называться правовым. В связи с этим необходимо четко определить существенные признаки правового государства, характер функционирующих в нем институтов, специфику взаимоотношений такого государства с личностью, гражданским обществом, особенности реализации государственной власти.
Признаками правового государства являются .
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Основной закон правового государства — Конституция. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции — [5] неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.
Качество верховенства Конституции является важнейшим признаком соответствия идеям конституционализма в обществе.
В содержании верховенства можно выделить составные части .
строгое и точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами;
связанность действий и актов государства, гражданского общества положениями конституции; следование идеям и положениям конституции органами государства, институтами гражданского общества, гражданами. Следование (соразмерность) выражает творческую направленность действий по воплощению потенциала конституции как верховного документа государства, общества и личности.
[1] См.: подробнее: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. - 384 с. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996. - 736 с.
[2] См. подробнее: Рубаник С.А. Государственно-правовые воззрения П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. / С.А. Рубаник. - Москва: РАП, Белгород: ООО «ГИК», 2009. - 244 с.
[3] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 248.
[4] См.: подробнее: Аулов В.К., Казаков В.Н., Петухов Н.А., Туганов Ю.Н. Судебная власть в системе политико-правовых ценностей современного российского государства. Монография. - М.: «Граница», 2015. С. 67-88.
[5] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
|