Для достижения реального действия Конституции на всей территории государства, соблюдения ее высшей юридической силы в правовой системе, защиты Основного закона от возможных нарушений используются различные правовые средства, институты и механизмы.
Правовая охрана Конституции — это комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.
В более широком смысле под правовой охраной Конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном значении правовая охрана Конституции предполагает применение специфических конституционно - правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе.
Одним из средств охраны конституции выступает конституционный контроль.
Конституционный контроль — это деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, установлению наличия и устранению несоответствий нормативных правовых актов конституции, а также законам, в ходе которой данные органы полномочны отменять обнаруженные несоответствия[1].
В Российской Федерации конституционный контроль осуществляется.
Конституционным Судом РФ на основании ст. 125 Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. ;
судами общей юрисдикции и арбитражной юрисдикции (ст.ст. 46, 120, ч. 4 ст. 125 Конституции РФ). Суды общей юрисдикции и арбитражные суды применяют законы к конкретным отношениям, они проверяют также правомерность применения законов органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами по жалобам граждан и юридических лиц. Исходя из названной обязанности, суды в процессе применения норм права в конкретных делах обязаны соотносить каждую такую норму с конституционными предписаниями;
Федеральным Собранием РФ в процессе рассмотрения и принятия законов (ст. 105 Конституции РФ);
Правительством РФ, которое наделено правом отменять или приостанавливать действие правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе и по мотивам их несоответствия Конституции РФ (ч. 7 ст. 12 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г.[2] [3]);
Президентом РФ (ст.ст. 80, 85, 107, 115 Конституции РФ). Президент РФ наделен, согласно Конституции РФ (ст. 107), полномочием подписывать федеральные конституционные и федеральные законы. Закон, не подписанный Президентом РФ, не действует;
Уполномоченным по правам человека в РФ, который наделен правом обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (п. 5 ч. 1 ст. 29 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1997 г.[4]).
Особую роль в обеспечении верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства, защите прав и свобод личности, соблюдении принципа разделения властей, разрешении конфликтов между ветвями государственной власти играет институт конституционного судебного контроля.
[1] См. подробнее: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С. 6-16.
[2] Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ . 1994. № 13. Ст. 1447.
[3] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
[4] Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016 г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
|