Среда, 27.11.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Конституционный судебный контроль: понятие, виды

Конституционный судебный контроль — это деятельность специально на то уполномоченных государственных органов, осуществляющих судебную власть, направленную на обеспечение верховенства конституции, предупреждения издания неконституционных нормативных актов, установление неконституционных законов, иных нормативных актов или действий, а также, в случае необходимости, осуществления толкования конституции и законов

Конституционный судебный контроль является важным атрибутом современного демократического конституционного устройства. Без него немыслимо поддержание конституционной законности, а значит, и законности в целом. Без эффективного конституционного контроля Основной Закон страны обречен оставаться не более чем общей декларацией принципов и намерений.

В юридической литературе имеются неодинаковые подходы к классификации сложившихся моделей конституционного судебного контроля в различных странах. В большинстве своем исследователи выделяют такие модели конституционного судебного контроля, как: американская, европейская. Дополнительно выделяют латиноамериканскую модель конституционного контроля[1].

Американская модель конституционного судебного контроля (США, Мексика, Канада, Бразилия) — конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции всех уровней. В США, в первую очередь, органом конституционного контроля выступает Верховный суд, который в течение более двух веков обеспечивает неприкосновенность Конституции США и ее конструктивное развитие.

Европейская модель конституционного судебного контроля (Австрия, Италия, Бельгия, Германия, Турция) — конституционный контроль осуществляется специально созданным судебным органом, организационно выделенным из судебной системы, не рассматривающий ни уголовные, ни гражданские дела, а разрешающий споры о конституционности актов. Латиноамериканская система конституционного судебного контроля — конституционный контроль осуществляется как специализированными органами конституционной юстиции, так и в иных судебных органах путем защиты нарушенных прав любого лица от нормативных правовых актов любого органа публичной власти, который тем самым нарушает конституцию государства.

В механизме правовой защиты Конституции классификация видов конституционного контроля может быть проведена по следующим основаниям.

По времени проведения.

-предварительный контроль (характерно осуществления контроля до вступления нормативного акта в силу; предполагает проверку конституционности законов на стадии рассмотрения их в парламенте или перед подписанием и промульгацией президентом; законопроект, признанный неконституционным, не подлежит принятию и опубликованию);

последующий контроль (распространяется на принятые и вступившие в силу нормативные акты);

По форме (способу) проведения.

-абстрактный контроль (применяется при рассмотрении

конституционности нормативного правового акта вне связи с его конкретным применением. Допускается в Италии, Турции, Мексике, Австрии, Германии);

конкретный контроль (осуществляется в большинстве стран, возникает в связи с применением рассматриваемого нормативного акта к конкретным обстоятельствам);

По содержанию:

формальный (проверка осуществляется только в отношении правильности процедуры принятия и издания соответствующего правового акта, то есть отсутствует проверка содержания закона);

материальный (заключается в соотнесении рассматриваемого акта с конституцией);

По обязательности:

обязательный (нормативный правовой акт подлежит проверке с точки зрения его конституционности и независимо от чьей-либо воли);

факультативный (рассмотрение вопроса в органе конституционного контроля связано с волей заинтересованного государственного органа, должностного или частного лица, то есть с инициативной субъекта, обладающего правом обращаться в орган конституционного контроля;

По правовым последствиям:

постановляющий (в случае обнаружения при проверке конституционности нормативного акта, противоречащего конституции, орган конституционной юстиции признает акт недействительным, утрачивающим юридическую силу);

консультативный (запрашивается мнение органа конституционного контроля в процессе подготовки законопроекта);

В зависимости от органов, проверяющих конституционность нормативных актов.

централизованный (конституционный контроль осуществляется специальным либо только высшим судом);

децентрализованный (конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции).

 

[1] См. подробнее: Несмеянова С.Э. Конституционный судебный процесс в России: Учеб. пособие. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - С. 9-24; Конституционный контроль в зарубежных странах: учеб. пособие / Отв. Ред. В.В. Маклаков. М., 2007. С. 48 и др.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.04.2017)
Просмотров: 255 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%