Среда, 27.11.2024, 02:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Проблемы реализации концепции устойчивого развития в современном мире

Концепция модели глобального развития имеет пять отправных точек. Во-первых, граничный темп роста численности населения планеты Земля в отдельных её частях, что связано с развитием социально-экономических отношений в обществе и с оценкой эффективности мер по регулированию демографических процессов. Во-вторых, решение задач обеспечения питанием населения в условиях его роста и ограниченности ресурсов планеты. В-третьих, необходимость выработки рационального режима использования природных ресурсов с учётом реальности экономического развития и научно-технического прогресса. В-четвёртых, поиски способов уменьшения разницы в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами. В-пятых, защита окружающей среды и сохранение жизни на земле в условиях возрастающих антропогенных нагрузок на природные комплексы. Наиболее важными элементами современной системы глобального развития являются: население (со всеми его характерными особенностями); механизм регулирования и управления общественными отношениями (доминирующие формы собственности, тип экономического и социального регулирования); экономическая жизнь; природные ресурсы, научно-технический прогресс; среда жизни; межрегиональная взаимосвязь страны и регионов[1].

 

Понимание взаимосвязи между загрязнением окружающей среды и несбалансированным экономическим развитием, ведущим к глобальному экологическому кризису, помогает определению мер для выхода из кризисных ситуаций, т.е. осуществлению двух основных принципов защиты природы: принципа экологической безопасности и принципа стабильного развития. Принцип экологической безопасности содержит в себе требование согласования социальных и экологических программ с экологическими закономерностями в форме схемы защиты природы путём переструкту- рирования экономической деятельности на основе экологических экспертиз. Принцип стабильного развития осуществляется с помощью стратегии развития, состоящей из пяти компонентов: приоритет качественных показателей (качество жизни) по сравнению с количественными (численность, потребление); сопротивление процессу энтропии (лимитирование экономики, рост количества отходов); тиражирование культурных ценностей; сохранение биологического и культурного разнообразия; согласование программ пользования природой с эволюционными периодами природных процессов и получение максимального дохода при выборе программ развития[2].

В Декларации Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.), сказано, что экономическое и социальное развитие имеет решающее значение, если мы хотим обеспечить среду, благоприятную для выживания и деятельности человека, и «создать на Земле условия, необходимые для улучшения качества жизни» (Принцип 8). В частности: «Способность Земли производить жизненно важные восполняемые ресурсы должна поддерживаться, а там, где это практически желательно и осуществимо, восстанавливаться или улучшаться» (Принцип 3). При таком подходе развитие должно обеспечить условия для благосостояния и сохранения окружающей среды, а его целью должно стать не только улучшение материальных условий жизни, но и реализация моральных и культурных ценностей. Развитие должно быть понимаемо как нечто принадлежащее одновременно и к области экономического, и общественного, и научного, и культурного. Оно должно иметь глобальный характер и охватывать многочисленные явления общественной жизни, отвечать моральным и культурным целям, укоренённым в историческом наследии каждого народа: «Невосполняемые ресурсы Земли должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало всё человечество» (Принцип 5).

В 1984 г. ГА ООН приняла решение о создании Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, с тем, чтобы исследовать ситуацию в глобальном масштабе. Её возглавила Г.Х. Брундт- ланд (Комиссия Брундтланд). Комиссия подготовила доклад «Наше общее будущее», где впервые была выдвинута концепция устойчивого социально-экономического развития в равновесии с окружающей средой. В докладе было записано: «Устойчивое развитие должно быть исходным пунктом любого международного соглашения и диалога». Г.Х. Брундтланд следующим образом определила термин «устойчивое развитие»: «развитие, которое отвечает требованиям людей, живущих сегодня и, при этом, не разрушает возможностей будущих поколений по удовлетворению своих потребностей в росте и развитии»[3]. Суть доклада заключалась в следующем: человеческое общество посредством производства, демографических процессов и других сил создаёт слишком сильное давление на экосферу нашей планеты, ведущее к её деградации, лишь немедленный переход на путь устойчивого развития позволит удовлетворить существующие потребности, обеспечив при этом будущим поколениям такую же возможность[4]. Этот доклад вызвал большие дискуссии, центром которых стали два основных вопроса: во-первых, как обеспечить будущим поколениям условия жизни, не худшие, чем те, в которых живём мы, и, во-вторых, каким образом исправить положение в развивающихся странах, когда ухудшение общей экологической ситуации требует введения всё более строгих стандартов в хозяйствовании. Между тем, речь шла не только о возможности формирования концепции новой экономической и экологической политики на глобальном уровне, но и микроуровнях, т.е. об уровнях экономических субъектов. С этой целью на Второй конференции организации Все-

мирной индустрии, посвящённой экологическому менеджменту, в 1991 г. была принята Рабочая хартия устойчивого развития, давшая индустриальным предприятиям ориентиры для формирования основных компонентов экологического менеджмента в условиях устойчивого развития.

Понятие «устойчивое развитие» возникло в результате поисков новой формулировки развития, такой, которая представляла бы собой и вывод критики понимания развития как количественного роста (производства и потребления материальных благ) и выражала бы потребность в установлении нового отношения между развитием, благосостоянием и защитой окружающей среды. В частности, считается, что «устойчивое развитие» следует понимать как «форму социальной и структурной общественной трансформации, которая учитывает соотношение между экономическим ростом и невосполнимыми ресурсами»[5] или как «стратегию развития, с помощью которой осуществляется управление всеми основными средствами, природными ресурсами точно так же как и финансовыми и физическими средствами с целью увеличения долгосрочного богатства и благосостояния»[6].

Устойчивым можно назвать такое развитие, которое делает возможным развитие технико-технологической основы труда, рост общественного богатства и благосостояния людей при одновременном сохранении окружающей среды для выживания нынешнего и будущих поколений[7].

В 1992 г. прошла конференция ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. В принятой Декларации провозглашено, что для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития, и не может рассматриваться в отрыве от него. Было указано, что проблема устойчивости развития, соответствия ресурсным возможностям должна стать общей проблемой всего человечества. Согласно хронике ООН основными измерениями развития, способствующими выживанию планеты следует признать: мир, экономический рост, охрану окружающей среды, социальную справедливость, демократию. Согласно данным, представленным

ООН, три четверти населения развивающихся стран живёт в районах с низкой несущей способностью, а в качестве и причины и следствия всех глобальных экономических проблем была объявлена бедность[8]. Актуальным становится рассмотрение вопроса о рациональном использовании земель как эффективном, целевом, осуществляемым с соблюдением публичных интересов, с учётом экологических связей в окружающей природной среде и в сочетании с охраной земли как основы жизни и деятельности человека[9].

На основе материалов Конференции по окружающей среде и развитию были сформулированы три исходные позиции формирования устойчивого развития. Во-первых, человек имеет право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой, поэтому именно ему должно принадлежать центральное место в выработке концепции и в осуществлении устойчивого развития, в котором защита окружающей среды представляет собой составную часть процесса развития. Во-вторых, государствам принадлежит суверенное право использовать свои природные богатства в соответствии со своей концепцией развития, но, так, чтобы не нанести ущерба окружающей среде других стран. В-третьих, государства должны работать над развитием благоприятной и открытой международной экономической системы, которая уважала бы интересы всех и защищала бы цельность глобальной системы окружающей среды и развития и способствовала бы экономическому росту и устойчивому развитию всех стран. Тогда же на Конференции была учреждена Комиссия по устойчивому развитию, которая разработала индикаторы устойчивого развития. Все индикаторы разбиты на 4 категории: социальная, экономическая, институциональная, окруженческая, которые включают в себя следующее[10]:

Социальная:

борьба с нищетой;

демографическая динамика и устойчивость;

развитие образования;

устойчивость расселения.

Экономическая:

международное сотрудничество для ускорения устойчивого развития и соответствующая внутренняя политика;

изменения в образе жизни;

финансовые ресурсы и механизмы;

трансфер экологически чистых технологий, возможности правительства.

Экологическая:

защита качества и объёмов ресурсов свежей воды;

защита океана и всех видов морей и прибрежных территорий;

интегрированный подход к планированию и управлению землёй;

управление хрупкими экосистемами, устойчивое развитие горных территорий;

устойчивое развитие сельского хозяйства и сельского населения;

борьба с исчезновением лесов;

консервация биологического разнообразия;

управление биотехнологией для защиты окружающей среды;

защита атмосферы;

экологически чистое управление мусорными и канализационными отходами;

экологически чистое управление токсичными химикатами;

экологически чистое управление особо опасными отходами;

безопасное захоронение радиоактивных материалов;

Институциональная:

интеграция проблем окружающей среды и проблем экономического развития при принятии решений;

наука для устойчивого развития;

международные соглашения;

правовые инструменты;

информация для принятия решений;

укрепление общественных групп, способствующих устойчивому развитию[11].

На Конференции была принята всеобъемлющая программа действий, так называемая «Повестка дня на XXI век», в которой содержались предложения:

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и ПРООН должны активно поддерживать создание центров по вопросам обеспечения устойчивого развития, которые должны консультировать местные органы управления по вопросам осуществления Повестки дня XXI века непосредственно на местах на основе всеобъемлющей политики и комплексных стратегий и должны стать составной частью международных сетей по обмену знаниями и опытом.

Учредить Глобальный фонд охраны мест обитания для финансирования мер по обеспечению комплексной защиты находящихся под угрозой важных с экологической точки зрения мест обитания в различных регионах мира. Фонд должен пополняться за счёт номинальных отчислений (0,5-1%) за право производства энергии во всех регионах мира с помощью ископаемых видов топлива - нефти, природного газа и угля, - что позволит ежегодно получать не менее 5-10 млрд. долларов США.

Изучить вопрос о том, как им (ПРООН и ЮНЕП) следует изменить свою структуру, с тем, чтобы осуществить преобразования, необходимые для того, чтобы устойчивому развитию человеческого потенциала уделялось первоочередное внимание.

ЮНЕП и Всемирному фонду охраны дикой природы (WWF) создать соответствующую правовую основу для защиты морской флоры и фауны.

Соблюдать и осуществлять подписанные странами декларации, конвенции и международные договоры и выполнять принятые ими обязательства, в том числе содержащиеся в Повестке дня на XXI век. Им следует ратифицировать важные протоколы многосторонних природоохранных соглашений, включая соглашение, в соответствии с которым правительства стран-доноров обязуются выделять 0,7% ВНП на официальную помощь в целях развития; проанализировать свои экономические модели развития на предмет их устойчивости и принять меры по осуществлению структурной перестройки, с тем, чтобы избавиться от тех моделей, которые ориентированы на экспорт, полностью зависят от импорта или определяются внешней задолженностью, если такие модели не носят устойчивый характер; перейти к устойчивым структурам производства и потребления, в которых важнейшее место занимает здоровье и благополучие населения и окружающей среды.

Провести анализ негативного экологического и социального воздействия неустойчивого развития и определить пути исправления такого положения. Осуществляемые правительствами программы развития должны оказывать содействие устойчивому развитию, в частности сохранению водных ресурсов, устойчивому ведению сельского хозяйства и созданию возобновляемых источников энергии, а также оказывать поддержку сохранению знаний и навыков коренных народов, женщин и фермеров в области устойчивого развития, при этом следует свёртывать проекты военного характера и проекты создания неустойчивой инфраструктуры.

Оказывать поддержку созданию учебных центров по вопросам устойчивого развития непосредственно для молодёжи, которая будет распоряжаться ими, обеспечить их функционирование и управлять их деятельностью; оказывать поддержку участию молодёжи, особенно из стран Юга, во всех форумах на всех уровнях и в качестве полноправных партнёров и лидеров в этих процессах, предоставляя ей соответствующие права; оказывать содействие созданию глобального фонда молодёжи, который будет финансироваться правительствами стран-доноров и/или учреждениями, и осуществлять свою деятельность под управлением Руководящего комитета Комиссии по устойчивому развитию.

Следует обратить внимание на тот факт, что становление образования, обеспечивающего возможность участия каждого человека в решении и предупреждении социальных, экономических, экологических проблем относится к числу основных задач, стоящих перед мировым сообществом.

Исчерпывающего перечня элементов концепции устойчивого развития до сих пор не установлено. Акценты на те или иные проблемы устойчивого развития в определённые периоды времени меняются, но все они признаются жизненно-важными и требующими принятия усилий, как на международном, так и на внутригосударственном уровнях.

Понятие устойчивость означает стратегию сохранения мира, включающую управление и пользование ресурсами таким образом, чтобы удовлетворить потребности нынешнего поколения без сокращения возможностей для будущих поколений[12]. Реализация концепции устойчивого развития предполагает разработку политики на международном, региональном и национальном уровнях, стержнем которой явится совокупность правовых норм.

На 19-й сессии ЮНЕП (Найроби, 1997 г.) был представлен доклад «О глобальной экологической перспективе». В докладе показан заметный прогресс, достигнутый в решении экологических задач как в развивающихся, так и в промышленно развитых регионах. Во всемирных масштабах максимальный прогресс достигнут в области институционального развития, международного сотрудничества, участия общественности и привлечении частного сектора. Несмотря на то, что повсеместно признаётся, как порочный, круг нищеты с вытекающими из этого последствиями для окружающей среды, так и безотлагательность смягчения последствий нищеты, в региональных докладах содержится весьма незначительная информация о том, что после Конференции в Рио-де-Жанейро были приняты эффективные и согласованные меры для обеспечения того, чтобы экологическая политика отвечала интересам беднейших членов общества. На национальном уровне сохраняется вакуум, разделяющий охрану окружающей среды и социальные инвестиции, такие как образование, повышение качества здравоохранения и создание рабочих мест для неимущих, в первую очередь для лиц из числа коренных народов.

На исходе ХХ столетия мировая экономика, как совокупность национальных хозяйств и их экономических и политических взаимоотношений, приобрела новое качество: важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни становится глобализация. Она охватывает важнейшие процессы социально-экономического развития мира, способствует ускорению экономического роста и модернизации. В то же время глобализация рождает новые противоречия и проблемы в мировой экономике.

Как было отмечено в годовом докладе ООН за 2000 г., процессы глобализации делают наиболее важной целью Организации ликвидацию нищеты в мире. Наиболее важным средством для достижения этой цели является содействие устойчивому и справедливому росту. Эффективная политика социального развития в таких областях как здравоохранение, образование и благосостояние, которые сами по себе являются важными целями ООН, обеспечивает поддержку процесса роста[13]. Само понятие глобализации далеко не однозначно. С одной стороны она способна дать изобилие, повысить продуктивность, эффективность производства. С другой - она углубляет неравенство, затрудняет приспособление к новым условиям, уменьшает разнообразие, подрывает гражданское общество[14].

В начале третьего тысячелетия нашей эры перед государствами остро поставлена проблема оптимального управления природными ресурсами суши и Мирового океана. Растущее население земного шара, развитая техническая и технологическая оснащённость современного мирового хозяйства всё более увеличивает спрос на естественные ресурсы. Теория неотвратимости «природного голода» находит всё больше сторонников в экономической науке[15]. В условиях растущей ограниченности в природных ресурсах экономический рост сопровождается всё более интенсивной их эксплуатацией, что на локальном уровне всё чаще оборачивается конфликтами между групповыми экономическими и неэкономическими (экологическими, культурными) интересами[16].

Требование определять и соблюдать границы дозволенного воздействия на биосферу вовсе не означает призыва вернуться к тому состоянию, в котором человечество уже находилось раньше и которое оно переросло: «Естественно, возврат в границы дозволенного воздействия на биосферу не является возвратом в прошлое или возвратом к тому состоянию, в котором человечество уже когда-то находилось. Это движение вперёд, к гармонии с природой, и оно требует гораздо больше сил, усилий и жертв... Человеку предстоит трансформировать свою экономику (хозяйственную деятельность) и, что ещё труднее, во всяком случае, на первый взгляд, своё восприятие мира, систему ценностей. По своей сути это неразрывные задачи, если учесть, что экологизация хозяйства невозможна без экологизации сознания, а постепенная экологизация хозяйства представляет собой необходимый компонент в системе воздействия на изменение восприятия мира»[17].

На путь устойчивого развития смогла встать небольшая группа самых развитых стран, разработавших новые правовые нормы по отношению человека к природе, внедривших новые «экологические» технологии. На смену «уровню жизни» пришло «качество жизни».

Рост экономики или научно технический прогресс являются виновниками возникшей глобальной экологической катастрофы. Поэтому оформилась стратегия выживания человечества (как составная часть концепции устойчивого развития), основные её элементы следующие:

Производить больше, используя при этом меньше сырьевых ресурсов и энергии на единицу продукции посредством повышения эффективности производства, сохранения возобновимых ресурсов, технологических нововведений, утилизации отходов. В качестве примера можно привести Японию, которая сейчас производит на 81% больше продукции, чем в 1973 г. при таком же количестве используемой энергии.

Постепенно сокращать, а затем и совсем остановить рост численности населения (не более 2,0-2,1 ребёнка в семье).

В слоях общества имеющих высокие доходы, преимущественно в развитых странах, сокращать потребление. Предлагается ввести предельные минимальные и максимальные доходы. Минимум, должен обеспечить разумные потребности в питании, одежде, медицине и образовании, а максимум не должен превышать минимум более чем в 20 раз.

Обеспечить перераспределение жизненных благ между теми, кто потребляет слишком мало, и теми, кто получает слишком много. В мире существует 358 миллиардеров, совокупное богатство которых равно имуществу наиболее бедных 2,5 млрд. людей[18].

От современной стратегии экономики, когда достижения оцениваются по показателям количественного роста (например, по величине ВНП) перейти к стратегии развития по показателям, характеризующим изменения качества жизни людей.

Очевидно, что стратегия устойчивого развития несовершенна, но в то же время это наиболее реалистичное из того, чем располагает мир, и поэтому может рассматриваться на данном этапе как основа стратегии выживания.

Весь капитал, которым обладает человечество, состоит из 4 основных видов:

природного (естественного);

производственного (материально-финансового);

человеческого;

общественного (социального).

Условием устойчивого развития может быть достижение устойчивости как всего общего (суммарного) капитала, так и каждого из видов капитала в отдельности. Задача интегрирования всех видов капитала сегодня не находит своего теоретического решения. Некоторый прогресс достигнут в исследованиях взаимосвязи между природным и материально-финансовым капиталами, т.е. между экологией и экономикой. Путь к устойчивому развитию лежит через поиск оптимальных сочетаний всех видов капитала, которыми обладает человечество и определение природного как приоритетного вида.

Экологическая безопасность и перестройка международных экономических отношений - таков основой лозунг в данном вопросе. Известно огромное количество документов, касающихся перестройки международных экономических отношений в целом, и связанных с экологической безопасностью - в частности, в том числе - резолюции специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Среди этих документов основными являются Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка 1974 г. и Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. Развивающиеся государства добились принятия в этих документах целого ряда позитивных деклараций, определяющих особый международно-правовой статус стран, которым следует оказывать активную экономическую, научно-техническую, финансовую и другие виды помощи, предоставлять им преференциальный режим во всех областях международного экономического сотрудничества, поощрять развитие и обеспечивать приток реальных ресурсов в развивающиеся страны; устанавливать справедливое соотношение между сырьевой и промышленной продукцией и т.д.

Тем не менее, ситуация продолжает оставаться угрожающей и без перехода к новым наднациональным средствам управления мировым порядком, создаётся полная безнадёжность в вопросе обеспечения экологической безопасности мирового сообщества.

В этом контексте требуют переосмысления такие положения ст. 2 Хартии экономических прав и обязанностей государств, как: «1. Каждое государство имеет и должно свободно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию».

С точки зрения императива экологической безопасности сегодня уместно ставить вопрос об ограниченном действии принципа государственного суверенитета и суверенных прав на ресурсы, хотя бы в рамках принципа общего наследия человечества. Это не так уж ущемляет интересы аутсайдеров (развивающиеся страны и страны с переходной экономикой). Скорее наоборот - позволяет им оставаться сырьевыми кладовыми мира, спасая его в экологическом отношении, но получая компенсацию со стороны развитых стран за эксплуатацию последними ресурсов общего наследия человечества[19] .

Задача достижения устойчивости развития социально-экономической сферы означает поиск равновесия между эффективной экономикой, с одной стороны, и социальной защищённостью профессиональных, национальных, территориальных и демографических групп - с другой. Мировой опыт так называемого «догоняющего развития» показывает трудность одновременного обеспечения высокого темпа развития экономики и социальной защищённости населения. В то же время, «социально ориентированная рыночная экономика» путём государственного регулирования не должна подменять социальную защиту социальным патернализмом, механизмы страхования - механизмами возмещения, общественную солидарность - социальным обеспечением[20].

Для достижения устойчивого развития важна роль государства, призванного интегрировать демографический аспект в стратегию экономического развития, способствуя тем самым достижению демографических целей и повышению качества жизни населения.

Говоря об условиях реализации права на развитие, Декларация ООН о развитии отмечает в качестве таковых международный мир, безопасность, разоружение, сотрудничество в предоставлении средств развивающимся странам и, безусловно, реализацию права народов на самоопределение, т.е. на свободное определение своего политического статуса, на владение национальными природными богатствами и ресурсами как на реализацию своего экономического статуса. К сожалению, реализация права на самоопределение народов и наций наталкивается на морально-политическую действительность и очевидное политическое нежелание государств трактовать понятие «национальный интерес» как сочетание интересов народов, наций, этносов и групп, проживающих на их территории. Именно поэтому положение о самоопределении народов, как о важнейшем условии реализации их прав на прогрессивное развитие, выступает как категорический императив выживания для многих народов и континентов.

Обращает на себя внимание, что Декларация, говоря о непременных условиях реализации прав личности и народов на развитие, настойчиво акцентирует внимание на том, без чего невозможно обеспечение данного права. Речь идёт о непременной реализации «права на социальный и международный порядок». Авторы Декларации правильно сделали, раскрыв, повторяя ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, содержание этого непременного условия: «В соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором прав и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществляемы». Как модель такого устройства, необходимого для устойчивого прогрессивного развития, профессором Л. Евмено- вым предлагается концепция конвергенционного общественного устройства[21].

Можно сказать, что в Декларации о праве на развитие речь идёт о таком национальном и международном порядке, который создаёт условия для реализации всех фундаментальных и элементарных прав человека и народов. Всех без исключения, а не выборочно, как это делается в условиях сверхдемократических государств и неодиктаторских режимов.

Постановка вопроса о необходимости социального и международного порядка, при котором «могут быть полностью осуществляемы» международные стандарты в области прав человека, продолжена в п. 2 ст. 2 Декларации. Здесь речь идёт о возможности активного вмешательства людей в процессы, связанные с реализацией права на развитие, ибо им позволено и даже вменяется в обязанность («они должны») поощрять и защищать соответствующий политический, социальный и экономический порядок, необходимый для развития. На сегодня очевидна необходимость определения содержания, структуры, целей, условий и механизмов реализации права на прогрессивное развитие человеческой личности в тесной связи с реализацией данных прав народами, нациями, этносами, человечеством в целом. Сегодня ни в одном своём документе ООН и её подразделения не демонстрируют изменений в подходах к правочеловеческим проблемам. Они продолжают оставаться на старых позициях, о чём свидетельствуют ежегодные доклады Программы развития ООН. В них убедительно демонстрируются и аргументируются острейшие проблемы многих народов и континентов в области развития, отмечается деградационный характер развития человека и народов многих стран и регионов мира, но утверждаются, как правило, две идеи: 1) богатые страны должны поделиться с бедными материальным достатком и технологиями преодоления нищеты и невежества; 2) развитие слаборазвитых - в конечном итоге, их собственное дело, дело их государств и народов. Анализ, сделанный специалистами ООН, проявляет глобальность поставленной проблемы, к решению которой должны быть привлечены и ТНК, которые по последним оценкам составляют четверть объёма мировой экономики и 40% всей коммерческой торговли США[22].

Следует признать, что ТНК стали реальностью не только экономической, но и политической. Не удивительно, что специалисты обратили внимание на возможную роль ТНК в формировании устойчивого развития. Был подготовлен доклад, в котором анализировалась роль ТНК в управлении окружающей средой и в достижении с их помощью процесса устойчивого развития или са- морегуляции[23]

 

[1] Тихомиров Н.Т. Социально-экономические проблемы защиты природы. М., 1992. С. 169-171.

[2] Наше общее будущее: Доклад Комиссии ООН по защите окружающей среды. 1987. URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 19.07.2013).

[3] Андрианова Т.В. Социально-философские аспекты формирования устойчивых обществ. М., 1998. С. 18-19.

[4] Our common Future. World Commission on Environment and Development Report. Oxford, 1987. P. 243.

[5] Peare D., Barbier E., Markandia A. Bleuprint 1: For a Green Economy. London, 1990. P. 14.

[6] Repetto R. World Enough and Time. New Haven, 1986. P. 15.

[7] Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1997. С. 414.

[8] Экологический саммит. Шанс, который мы не можем упустить // Хроника ООН. 1992. Т. 29. № 2. С. 40-63.

[9] Харьков В.Н. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование // Государство и право. 2000. № 9. С. 37.

[10] Андрианова Т.В. Социально-философские аспекты формирования устойчивых обществ. М., 1998. С. 19.

[11] Indicators of sustainable development. Framework and methodologies. UN. New York, 1996. P. 428. URL: http://www.un.org/earthwatch/indicators/ unorg.html (дата обращения: 09.06.2013).

[12] Энтин М.Л. Международное право развития: проблемы формирования и реализации // Советское государство и право. 1985. № 2. С. 23.

[13] Аннан К. Общая судьба - новая решимость. Годовой доклад о работе Организации за 2000 год. Нью-Йорк, 2000. C. 59.

[14] Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 1.

[15] Фишер С., Дорнбуш Р., Шаленз Р. Экономика. М., 1998. С. 659-660.

[16] Моисеев Н.Н. Экологический императив и этика 21 века // Зелёный мир. 1997. № 1.

[17] Данилов-Данильян В.И. Экологизация народного хозяйства - основа устойивого развития // Экология, экономика, бизнес. М., 1995. С. 7.

[18] Петрасов И. Концепция устойчивого развития применительно к мировому туризму. URL: http://tourlib.net/books_tourism/petrasov2-1.htm (дата обращения: 06.02.2013).

[19] Васильева М.И. О юридических направлениях национальной экологической доктрины // Экологическое право. 2002. № 1. С. 169.

[20] Колотова Н.В. Круглый стол: Права человека и стратегия устойчивого развития // Государство и право. 1998. № 11. C. 111.

[21] Евменов Л. Международное право: к вопросу о праве на развитие // Белорусский журнал международного и права и международных отношений. 2000. № 2. С. 94.

[22] Indicators of sustainable Development: Framework and Methodologies. New York, 1996. P. 428.

[23] Self-regulation of environmental management: An Analysis of Guidelines set by world industry Assosiation for their member firms. UN. Vol. VII. New York, 1996. P. 155-157.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (13.04.2017)
Просмотров: 198 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%