Среда, 27.11.2024, 02:24
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

О гуманитарной составляющей международной концепции устойчивого развития

Появление и наличие гуманитарной составляющей в дискуссиях о развитии составляет угрозу господствующему с 1980-х гг. мнению о рыночном характере самого понятия развития. Развитие, как право человека или народа, становится международным обязательством, которое должно выполняться независимо от существующей в стране экономической модели. Таким образом, любая дискуссия о проблемах развития должна начинаться с абсолютного признания и уважения индивидуальных и коллективных прав человека.

При том, что гуманитарный подход к концепции развития включает в себя все права человека, что подтверждает их взаимосвязь и взаимозависимость, особое внимание уделяется экономическим и социальным правам, как наиболее полно отражающим смысл самой концепции развития.

После принятия в 1948 г. Всеобщей Декларации о правах человека обе группы прав человека оказались в центре иедологиче- ского противостояния между Востоком и Западом. Хотя и сегодня дискуссии по поводу прав человека ведутся между Севером и Югом, окончание холодной войны освободило их от многих идеологических оков, а правозащитные призывы, звучащие со стороны развивающихся стран и народов и акцентирующие внимание на экономических и социальных правах, стали восприниматься более серьёзно.

Такие социальные индикаторы как состояние здоровья и грамотность отражают совокупный рост уровня жизни. В то же время, во всём мире на глобальном и на национальном уровнях увеличивается разрыв между бедными и богатыми, а также растёт феминизация бедности. Процессы нео-либеральной экономической глобализации несут угрозу социальным стандартам. Защита от негативных сторон глобализации требует большего внимания и уважения правам человека.

Глобальные проблемы находят своё отражение и на региональном, национальном и местном уровнях. Противостояние им не может быть достаточно эффективным на уровне одного государства, растёт признание необходимости принятия консенсусных решений. По мере ослабления принципа государственного суверенитета, государства, как и другие акторы (НПО и ТНК), всё яснее видят необходимость принятия общих стандартов в различных сферах глобальной политики.

Всемирные конференции, проведённые ООН в 1990-х гг., способствовали пониманию, что демократия, права человека, устойчивость и социальное развитие взаимозависимы. О необходимости объединения гуманитарной проблематики и политики в области развития говорилось на Конференции по правам человека в Вене (1993 г.), на Всемирной конференции женщин в Пекине (1995 г.) и на Всемирном Саммите за социальное развитие в Копенгагене (1995 г.).

В ситуации, когда формируется межсекторальный подход к решению проблем развития, а политика в области развития и прав человека рассматривается вне идеологического противостояния, появляется возможность применения гуманитарного подхода к развитию. Тем не менее, существуют и препятствия, особенно в связи с сомнениями в справедливом характере осуществления экономических и социальных прав и с их институализацией. Подобная критика может ослабить юридические обязательства, возникающие из гуманитарного подхода к развитию. Другие препятствия заключаются в области политики развития и вызываются необходимостью подчинять интересы отдельных государств долгосрочным гуманитарным целям.

Для реализации прав человека необходимы адекватные политические и социально-экономические условия при безусловной связи прав человека и развития. Таким образом, универсальность прав человека относится не только к их применимости, но и означает необходимость универсальных условий, в которых они могут быть реализованы.

Эта точка зрения была подтверждена в Венской Декларации и Программе действий 1993 г., акцент при этом сделан на взаимозависимости и взаимодополняемости демократии, прав человека и развития. В документе также содержится призыв к международному сотрудничеству, поддержке процесса развития и к выработке соответствующей политики на национальном и международном уровнях[1].

Такая точка зрения стала возможной после длительного периода дискуссий. Споры о связи между правами человека и развитием имеют долгую историю. В какой-то степени они оформились в период холодной войны и долго были причиной конфликтов в отношениях между Севером и Югом. Ещё в 1972 г. на Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) страны Юга объявили право на развитие составляющей частью концепции нового справедливого мирового экономического порядка, основанного на равенстве. После многолетних дебатов в 1986 г. ГА ООН приняла Декларацию о праве на развитие (за - 146 государств, 8 - воздержавшихся развитых стран Запада и 1 - против (США). В Декларации право на развитие описывается как индивидуальное, так и коллективное право, принадлежащее народам, хотя при этом не было указано, кто конкретно является носителем этого коллективного права[2]. Это вызвало подозрения развитых стран о том, что страны Юга рассматривают себя в качестве носителей права, а страны Севера - в качестве носителей обязательств по оказанию помощи в развитии.

Содержание права на развитие обсуждается не только правительствами, но и общественными движениями и учёными. Споры вызываются его неясностью и сомнениями в его справедливости. Данное право рассматривается не как таковое, а скорее как синтез всех прав человека. В Декларации 1986 г. представлена общая концепция развития, отражающая оптимистические представления 1970-1980-х гг. о развитии как о всемирном однонаправленном прогрессе. Такой подход не учитывает возможность появления ограничивающих факторов, связанных с обеспечением устойчивости и не подвергает сомнению возможность прогресса на глобальном уровне. Некоторые авторы считают такой подход двусмысленным и некорректным, предлагая использовать исключительно термин «прогрессивное развитие»[3].

С годами право на развитие стало главной темой дискуссий о правах человека, обозначая границу между Севером и Югом, но, не способствуя пониманию связи между концепциями прав человека и развития. Это проявилось и на Конференции по правам человека в Вене 1993 г., когда развивающиеся страны, в ответ на предложение западных стран о необходимости подтверждения универсальностиправ человека, выдвинули вопрос о праве на развитие. Результатом стал компромисс, включивший признание универсального характера прав человека (включая и культурные права) и признание права на развитие как индивидуального права. После Конференции в Вене защита права на развитие была включена в мандат Верховного Комиссара ООН по правам человека и заняла главное место в работе Комиссии по правам человека и других соответствующих органах.

Несмотря на признание права на развитие после Венской конференции, критики продолжают задавать вопрос об укреплении системы защиты прав человека в целом. Высказывалось мнение о необходимости выделения экономических и социальных прав из комплекса прав человека[4]. Однако, преобладает мнение о целесообразности использования права на развитие для дальнейшего объединения прав человека и политики в области развития[5].

В течение десятилетий развитие воспринималось, в основном, как экономический рост. Существовало мнение, будто промышленное развитие и рост инвестиций коснутся бедных слоёв населения и улучшат их положение.

Сегодня развитие всё больше понимается как устойчивое развитие человечества, оно обращено к индивиду в связи с управлением ресурсами и участием в подготовке и принятии решений. В этом плане экономический рост должен служить развитию человечества. ПРООН следующим образом определила развитие человечества: «...это процесс расширения возможностей выбора, стоящего перед людьми, расширения возможностей образования, здравоохранения, получения доходов и поиска работы, выбора, включающего все жизненные сферы человека от здоровой окружающей среды до экономических и политических свобод»[6]. В Докладе о развитии человека за 2000 г. понятие развития, как расширение возможностей, связывается с концепцией основных свобод[7].

Такое видение развития соответствует стандартам в области прав человека.

На международном уровне гуманитарный подход к развитию поддерживают ПРООН и ЮНИСЕФ. Отдельные промышленно развитые страны (Австралия, Дания и др. Северные страны, Германия, Великобритания) также разделяют такой подход. Активно проявляют себя гражданские движения и различные неправительственные организации, работающие как в области развития, так и в области прав человека[8]. В частности, НПО, занимающиеся защитой права на питание, обращают внимание на необходимость включения этого вопроса в политику в области развития. Работающий в этом направлении Совет по правам человека Австралии (HRCA) рассматривает развитие как подотрасль прав человека.

Институт развития заморских территорий (ODI) в Лондоне определил гуманитарный подход к развитию следующим образом: «Основанный на праве подход к развитию ставит целью развития максимальное соблюдение прав человека»[9].

Когда цель ясна и понимается более или менее единообразно, взгляды на пути её достижения могут сильно различаться. Однако можно обозначить некоторые общие позиции:

обращение к договорам в области прав человека как к исходным позициям;

запрет на дискриминацию, особенно, в отношении групп, находящихся в неблагоприятном положении;

признание права на участие в принятии решений;

благое управление[10].

При этом новизна видна лишь в гуманитарном оформлении концепции развития, хотя и высказываются мнения, что политика в области развития всегда была связана с гуманитарной проблематикой. В качестве примера можно привести положения законодательства США (Поправка Харкина § 116а к Закону о помощи иностранным государствам и § 502В Закона о помощи в безопасности), согласно которым экономическая и военная помощь может оказываться только странам, не допускающим значительные нарушения прав человека, за исключением случаев целевой помощи нуждающимся в ней. Аналгичное положение существует в ФРГ с 1991 г., когда были введены «5 критериев сотрудничества Германии в развитии»[11].

Чаще всего эти мнения основываются лишь на факте положительного влияния развития на сокращение бедности, однако, это не есть гуманитарный подход к развитию, который включает в себя защиту прав человека в самом широком смысле и требует наличия юридических обязательств по сотрудничеству в области развития, основывающемуся на международных договорах в области прав человека.

За последние десятилетия политика развития не раз изменялась с точки зрения её содержания, нацеленности на определённые группы населения и соответствовала политическим, стратегическим и экономическим интересам государств-доноров. Политика развития колебалась от финансирования технических проектов до попыток бороться с бедностью путём удовлетворения основных потребностей наиболее нуждающихся групп населения.

Права человека, как ориентир в развитии, обладают трёмя важными характеристиками: а) они основаны на широком консенсусе в отношении содержания; б) в силу юридической обязательности они требуют внесения изменений в саму концепцию развития; в) они влияют на своих носителей и ведут к изменению политического диалога между донорами и реципиентами.

Согласие в отношении прав человека может быть основой политики развития, т.к. большинство государств ратифицировали основные соглашения в области прав человека, а некоторые основные права универсально признаны в качестве обычноправовых принципов.

Моральные обязательства в отношении развития и международная солидарность закреплены в Уставе ООН и во Всеобщей Декларации прав человека. После получения международно-правового признания сама гуманитарная идеология оказывает самостоятельное влияние на международные отношения[12].

Международные стандарты в области прав человека представляют собой ориентир для всех государств-членов ООН, признающих принципы Устава. Ратифицируя договоры о правах человека, государства добровольно берут на себя обязательства по соблюдению гуманитарных стандартов. Большинство государств являются участниками основных соглашений.

Когда права человека становятся одной из составляющих политики развития, последняя выходит из сферы моральных обязательств и социальной политики и приобретает характер юридически признаваемых прав, обязательств доноров и правительств, получающих помощь в развитии. Отсюда, адекватное питание, образование и здравоохранение перестают быть вопросами благотворительности, а каждый человек получает право на удовлетворение своих основных потребностей. Это, в свою очередь, требует от носителей обязательств (доноры, государства-реципиенты помощи и международные организации) выработки такой политики развития, которая бы уважала, защищала и реализовывала права человека.

Обязанность сотрудничать для достижения этой цели закреплена в различных договорах и соглашениях о правах человека. В Конвенции о правах ребёнка это ясно выражено в ст. 24(4) (здравоохранение) и в ст. 28(3) (образование): «Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всём мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. Особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран»[13].

Ст. 2(1) Пакта об экономических, социальных и культурных правах также обязывает участников сотрудничать в реализации всех прав, закреплённых в Пакте: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте

прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер»[14].

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в своих Общих комментариях, а также Маастрихтские принципы соблюдения экономических, социальных и культурных прав и Лимбургские принципы имплементации Пакта об экономических, социальных и культурных правах подтвердили обязательность положений ст. 2(1) Пакта. Как сказано в Лимбургских принципах, международная помощь и сотрудничество должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечивать соблюдение прав, закреплённых в Пакте, «независимо от различий политических, экономических и социальных систем» и должны «быть основаны на принципе суверенного равенства государств»[15]. В Маастрихтских принципах подчёркивается, что «обязательства государств защищать экономические, социальные и культурные права включают... участие в работе международных организаций»[16].

Таким образом, международное сотрудничество в целях создания условий для пользования всеми индивидами своими основными правами стало юридически обязательным для стран, ратифицировавших соответствующие договоры. В то же время, это обязательство никогда не соблюдалось в полной мере на практике. Политика развития не входит в перечень вопросов, включаемых в доклады государств-доноров различным комитетам по правам человека и не обсуждается этими комитетами.

Сам по себе гуманитарный подход налагает обязательства на государства, получающие помощь в развитии; в соответствии с международным правом государства «несут основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа» и ответственны за благосостояние населения и соблюдение прав человека на своей территории[17].

Такой акцент на обязанностях государства-реципиента противоречит пониманию права на развитие, которого придерживаются развивающиеся страны, заявляя о своём праве на помощь в развитии.

Международный интерес к гуманитарной проблематике должен влиять на политику развития, поскольку последняя включена в механизмы мониторинга соблюдения прав человека. Это должно постепенно привести к пониманию политики развития как составной части системы защиты прав человека со всеми её обязательствами. Гуманитарный подход сделает всю систему отношений более равноправной и менее зависимой от чьих-то интересов и силы. Изменится и содержание политического диалога, т.к. гуманитарная проблематика перестанет быть инструментом давления со стороны доноров. Во главу угла встанет имплементация международных стандартов в области прав человека и международный мониторинг (спецдокладчики, миссии и т.д.).

Большую роль в поддержании международных стандартов в области прав человека играют неправительственные организации. То же относится и к сфере развития. Гуманитарный подход к развитию будет лишь тогда эффективным, когда НПО различной ориентации будут сотрудничать. Их мониторинг и контроль существенно дополнят деятельность государств и межгосударственных организаций. Следовательно, чтобы сделать гуманитарный подход к развитию устойчивым и успешным необходимо тесное сотрудничество государств и негосударственных акторов.

Запрет дискриминации - это основной принцип соблюдения прав человека и обязательное условие мира и развития. Он закреплён во Всеобщей Декларации прав человека, и в других договорах о правах человека. Отдельные соглашения, принятые МОТ, нацелены на предотвращение дискриминации при приёме на работу и на рабочих местах.

Принцип недискриминации можно рассматривать как одно из основных прав человека, защищённое обычным правом и входящее в состав права на жизнь, свободы от пыток и от рабства. Как обычно-правовая норма недискриминация всегда относилась к межрасовым отношениям. Исторически это было связано с колониализмом, сегрегацией и апартеидом.

Гуманитарный подход к развитию, включающий требование недискриминации, особое внимание уделяет уязвимым группам и индивидам, находящимся в неблагоприятном положении, к таким, чаще всего, относятся бедняки, коренные народы, женщины и дети.

Право на недискриминацию включается во многие программы развития. Гуманитарный подход требует расширения этой практики и признания юридической обязательности принципа недискриминации в политике развития. Это должно расширить сферу применения данного принципа и сделать его применение независимым от политических решений. Принцип недискриминации должен быть основным критерием выработки всевозможных программ и политики, а ликвидация дискриминации - показателем успеха.

Ещё одним требованием гуманитарного подхода является право заинтересованных групп населения на участие в принятии решений. По мнению Совета по правам человека Австралии, это право должно быть основным. Как и недискриминация, право на участие и раньше включалось в политику развития. Данное право понималось как необходимость более или менее полно информировать заинтересованные группы населения о готовящихся и реализуемых проектах. В отличие от этого, гуманитарный подход рассматривает участие именно как право, а не инструмент для одобрения и принятия программ и проектов, предлагаемых населению. Главное отличие в том, что участие включает в себя контроль над планированием, процессом, результатами и оценкой.

В этом смысле участие уполномачивает и наделяет людей правом определять свой путь развития. Для достижения этой цели необходимы и другие права, прежде всего, право на образование и на информацию. Условиями участия, а равно и целями, являются также достойный уровень жизни с соответствующим питанием, жильём, системой здравоохранения и т.д.

Такое понимание права на участие влияет на политику развития, меняя её направленность сверху вниз на интеграционное движение снизу вверх. Участие заинтересованного населения требует децентрализации принятия программ, переноса решений на местный уровень. В своём докладе за 1999 г. Институт развития заморских территорий (ODI), (Великобритания) отмечал, что реализация гуманитарного подхода наиболее эффективна на местном уровне. Это не только укрепит гражданское общество, но и обеспечит стабильность результатов, поскольку принимаемые меры не спускаются сверху[18].

Право на участие предполагает совершенно определённые требования к государственным органам и активное участие общественных организаций. Участие может сделать главным в политике развития не разработку конкретных проектов, а механизм консультаций с заинтересованным населением. Возникает необходимость политического диалога, как одной из форм участия.

Различия в понимании участия весьма широки: от активизации традиционной информационной политики (как предлагает ПРООН) и широкого включения в процесс НПО, до непосредственного обращения к широкой общественности (Совет по правам человека Австралии).

В основном, участие выражается в деятельности общественных организаций. Положительным в этом смысле является укрепление гражданского общества, негативным - тенденция приватизировать политические и государственные функции. Это может привести к ослаблению законности национальных правительств и парламентов, а следовательно и демократии.

Благое управление неотделимо от соблюдения прав человека вообще и, как следствие, от реализации права на участие. Можно предположить наличие различных форм участия, которые необязательно совпадают с демократическими социально-политическими структурами. Тем не менее, демократические институты наилучшим образом гарантируют стабильное и постоянное участие и развитие гражданского общества и, одновременно, устраняют зависимость от патернализма и произвола со стороны властей.

В политике развития укрепление демократических институтов является целью благого управления. Впервые благое управление, как условие экономического развития, было определено Всемирным Банком как способность правительства управлять экономической, политической и социальной сферами страны на основе закона. Признаками являются: транспарентность, ответственность и эффективность.

Критика в адрес концепции благого управления прозвучала со стороны Совета по правам человека Австралии. По мнению его членов, благое управление это всего лишь одна из попыток восполнить недостатки политики развития в последние десятилетия. Как и многие другие термины: децентрализация, гражданское общество, безопасность человека, «благое управление» - всего лишь пожелание: «Вместо «прав человека» нам предлагают слабую конструкцию... придуманную развитыми странами для обозначения определённой экономической или политической модели». По мнению Совета, в то время как термин «благое управление» может применяться лишь в узком смысле для описания эффективного менеджмента, более широкое определение следует основывать на правах человека, в основном на политических правах, и предлагать его как специфическую политическую модель для развивающихся стран. Австралийский Совет характеризует «благое управление» как выдумку, не имеющую практического значения, а гуманитарный подход Всемирного Банка, якобы, основан на узком понимании стоящих задач. «Благое управление» не воспринимается в качестве подходящей парадигмы укрепления ответственности государства... Основные принципы участия, ответственности, справедливости умаляются по сравнению с их определением в существующих документах о правах человека. Более того, им отводится роль инструментария.

С точки зрения Совета по правам человека дискуссии о благом управлении объясняются неспособностью многих правительств выполнить свои обязательства. По мнению ПРООН, благое управление выражается, в основном, в праве на участие, в справедливости и обеспечивает верховенство закона. Под верховенством закона подразумевается демократизация и борьба с коррупцией. Поддерживая своими программами законодательную и судебную системы государств, ПРООН действует в трёх направлениях:

содействие в проведении выборов;

формирование демократических институтов;

миротворчество и политическое реформирование.

Для ПРООН и ЮНИСЕФ ратификация и имплементация договоров о правах человека - вопрос ответственности государств, а стало быть, вопрос благого управления.

Гуманитарный подход к развитию требует ясного и точного понятийного аппарата. Термины «благое управление», «достоинство человека», «безопасность человека» не несут в себе каких-либо обязательств со стороны государства. Это может ослаблять стандарты в области прав человека и подрывать согласие между государствами в этой сфере.

До сих пор не выработано каких-либо критериев гуманитарного подхода к развитию. Сегодня невозможно ни судить о самой концепции гуманитарного подхода, ни сравнивать её эффективность с традиционной политикой развития.

Концепция гуманитарного подхода к развитию должна быть дополнена планом практических мер. Для этого необходимо разработать конкретные шаги по планированию, имплементации и оценке развития с учётом стандартов в области прав человека. Попытка выработать практическое руководство, с акцентом на экономические и социальные права на всех уровнях, предпринята Австралийским Советом по правам человека. В него вошли:

A - анализ ситуации (соответствие международным стандартам в области прав человека, правовая и административная системы);

Б - постановка целей и параметров (цели в области прав человека, цели секторальных программ, политический диалог);

В - выработка программ и планов (национальная стратегия);

Г - мониторинг и оценка (индикаторы, периодичность);

Д - участие (кто и как)[19].

Гуманитарный подход к развитию может быть успешно применён лишь в случае, если все ответственные и заинтересованные стороны (в министерствах, в международных организациях, заинтересованное население) хорошо знакомы с правами человека. Они должны понимать, что права человека, это не только моральные ценности, но и объект правового регулирования в системе ООН, поэтому, все кто занимается вопросами развития, а также заинтересованные граждане, должны пройти соответствующее обучение.

Для практического применения гуманитарного подхода, следует понять о каких правах пойдёт речь. Политика развития с её нацеленностью на беднейшие слои и группы, а равно и на кризисные точки в развитии, уделяет наибольшее внимание экономическим и социальным правам. Но, поскольку развитие в социально-экономической сфере требует адекватного политического окружения и развития гражданского общества путём участия в принятии решений, то гуманитарный подход к развитию включает в себя также политические и гражданские права.

То, каким правам будет уделено больше внимания, зависит как от общей ориентированности организации, занимающейся вопросами развития, так и от конкретной ситуации. Это может различаться в каждом проекте или в каждой стране.

Мониторинг и оценка конкретных предпринятых шагов должны проводиться в определённых, ясно выраженных гуманитарных целях. Для этого необходимы показатели эффективности, отражающие состояние с соблюдением прав человека и точки отсчёта для определения результатов[20]. Их пока нет. Социальные показатели, содержащиеся в Докладах о развитии человечества, издаваемых ПРООН, не содержат достаточно информации о ситуации с правами человека у групп, находящихся в невыгодном положении, чьи права наиболее уязвимы. Для получения более точной информации эти данные необходимо классифицировать по группам, представляющим интерес. Это могут быть дети, женщины, пожилые люди, безземельные крестьяне, городские безработные, городская беднота, мигранты и коренные народы[21].

Пакт об экономических, социальных и культурных правах разделяет права, на требующие немедленной имплементации и на реализуемые постепенно. Немедленная имплементация требуется, когда есть угроза, что уязвимые группы могут быть дискриминированы в своих экономических и социальных правах. Право на участие должно реализовываться немедленно. Что касается участия, как главного измерения гуманитарного подхода к развитию, политика развития должна быть направлена, в первую очередь, на обучение людей.

Поскольку использование юридических норм из гуманитарного права - главная инновация по сравнению с предыдущей политикой развития, оно должно получить практическое отражение. Приверженность к теме прав человека должна стать ориентиром в политическом диалоге доноров с реципиентами, а также в отношениях между НПО в сфере развития. Моментом истины должна стать ратификация наиболее важных договоров о правах человека, поэтому от стран-доноров и других акторов процесса развития требуются усилия по ратификации всеми государствами основных договоров о правах человека или по отзыву существующих оговорок.

Сокращение бедности и удовлетворение основных потребностей должны быть включены в гуманитарный подход к развитию.

Несмотря на поставленную ООН перед государствами-донорами цель - направлять 0,7% ВНП для оказания помощи в целях развития (в Официальный Фонд помощи в развитии - ODA), эта цифра постоянно снижается. В 1998 г. государства, в среднем, выделили 0,4%, причём наименьший показатель у США - 0,1%, а максимальный у Дании - 0,99%'. В итоге, финансовая помощь всё более маргинализуется.

Помощь в целях развития, оказываемая западными странами в последние годы, решает две цели: удовлетворение основных потребностей наиболее уязвимых групп и сокращение бедности. Обе эти цели могут быть включены в понятие гуманитарного подхода к развитию. Они относятся к тем ценностям, которые входят в понятие удовлетворительных условий жизни, как это прописано во Всеобщей Декларации.

Ориентированность на основные потребности означает соблюдение основных экономических и социальных прав, в особенности прав на питание, на здравоохранение и на образование. Главное в гуманитарном подходе скорее не в их содержании, а в отношении к ним не как к вопросу благотворительности, а как к правам. К этому можно добавить требование об укреплении положения уязвимых групп путём обеспечения их участия в принятии решений.

Одним из главных положений Копенгагенской Декларации о социальном развитии 1995 г. было соглашение между донорами и реципиентами о направлении 20% помощи в целях развития и 20% национального бюджета стран-получателей помощи на цели удовлетворения основных потребностей и борьбу с бедностью[22] [23]. Но слабая реализация этой инициативы показывает, что стороны не желают выполнять такое соглашение.

Сокращение бедности - вопрос прав человека, поскольку люди, находящиеся в нищете, обычно не пользуются правами и исключены из общественной жизни. Как отмечал А. Эйде: «Соблюдение прав человека требует повсеместного в мире искоренения бедности»[24].

Предпринималось много попыток сократить бедность в мире. Обращает внимание инициатива ОЭСР «Формируем XXI век», цель которой сокращение бедности в два раза к 2015 г. Задачи, стоящие при этом: обеспечение базового образования для всех, гендерное равенство в начальном и среднем образовании, сокращение детской смертности на 2/3 (от уровня 1990 г.) и доступ для всех к медицинскому обслуживанию по вопросам репродуктивного здоровья. Эти задачи совпадают с реализацией основных экономических и социальных прав.

Всё больше внимания сокращению бедности уделяют в своей работе такие международные валютно-финансовые институты как Всемирный Банк и МВФ. Так, «Стратегия сокращения бедности» (PRSP) содержит обращение к 70 беднейшим странам о выработке ими, совместно с институтами гражданского общества, национальных программ борьбы с бедностью. Такие программы должны быть непременным условием для решения вопроса об облегчении долгового бремени и о получении новых займов. Упоминание о гражданском обществе означает сдвиг в мышлении этих институтов в сторону признания гуманитарного подхода к оказанию помощи[25].

На межгосударственном уровне сторонники гуманитарного подхода должны быть участниками основных договоров и играть заметную роль в Официальном Фонде помощи в развитии при ОЭСР (ODA). Если рассмотреть положение 10 основных стран- доноров в этом Фонде, с точки зрения их участия в международных соглашениях, уже можно видеть возможность для имплементации гуманитарного подхода (табл. 1).

из этих стран ратифицировали все 4 основных договора о правах человека. Общий вклад этих 10 стран в Официальный Фонд составил в 1998 г. 86% всего Фонда (весь Фонд - 51,89 млрд. долларов), а без США - 66%. Если только эти страны согласятся с применением гуманитарного подхода к развитию, большая часть средств Фонда будет использоваться с учётом соблюдения прав человека. Эти 10 (или 9) стран-доноров обладают достаточной финансовой мощью для изменения международной политики развития в направлении укрепления уважения прав человека. Кроме того, они обладают более чем половиной голосов в МВФ и Всемирном Банке и могут влиять на принимаемые решения.

Страна

Доля в ODA (млрд. дол.)

% голосов

в МВФ

% голосов во Всемирном Банке

Участие в Пакте о граждан- ских и политических правах

Участие в Пакте об эко- номи- ческих, социальных и культурных правах

Участие в Кон- вен- ции о правах женщин

Участие в Кон- вен- ции о правах ребёнка

Япония

10,64

6,22

10,58

да

да

да

да

США

8,79

17,33

14,79

да

нет

нет

нет

Франция

5,74

5,02

4,21

да

да

да

да

Германия

5,58

6,08

6,91

да

да

да

да

Велико

британия

3,86

5,02

4,90

да

да

да

да

Нидерланды

3,04

2,42

2,17

да

да

да

да

Италия

2,28

3,30

2,89

да

да

да

да

Дания

1,70

0,78

1,01

да

да

да

да

Канада

1,69

2,98

2,99

да

да

да

да

Швеция

1,57

1,13

1,98

да

да

да

да

Всего

44,89

50,28

54,43

10

9

9

9

Таблица 1

 

10 основных стран-доноров, членов МВФ и Всемирного Банка, и их участие в международных договорах о правах человека1

 

Большинство из этих доноров уже включили гуманитарную составляющую в свою политику развития, а именно, социальные и экономические права человека. Это заметно, прежде всего, в позиции Канады, Дании, Германии, Нидерландов, Швеции и Великобритании. Вряд ли такую позицию займут США, т.к., прежде всего, они не хотят связывать себя вытекающими из этого обязательствами, а также потому, что их политика развития остаётся более [26] консервативной и в большей степени, чем у других государств-до - норов, определяется собственными интересами.

развивающихся стран, получающих от Официального Фонда наибольшие объёмы помощи, ратифицировали, как минимум, Конвенцию о ликвидации всех видов дискриминации в отношении женщин и Конвенцию о правах ребёнка (табл. 2). Эти соглашения можно рассматривать, как обязательства определять собственное развитие на основе уважения прав человека. Таким образом, между донорами и реципиентами существует совпадение обязательств в области прав человека и политики развития.

Таблица2

10 основных реципиентов помощи от Официального Фонда помощи развитию (ODA)1

Страна

1998 г., млн. дол.

Участие в Пакте о гражданских и политических правах

Участие в Пакте об экономических, социальных и культурных правах

Участие в Конвенции о правах женщин

Участие в Конвенции о правах ребёнка

Китай

2,359

нет

нет

да

да

Египет

1,915

да

да

да

да

Индия

1,595

да

да

да

да

Индонезия

1,258

нет

нет

да

да

Бангладеш

1,251

нет

да

да

да

Вьетнам

1,163

да

да

да

да

Пакистан

1,050

нет

нет

да

да

Мозамбик

1,039

да

нет

да

да

Танзания

0,998

да

да

да

да

Босния и Герцеговиня

0,876

да

да

да

да

Всего

13,504

6

6

10

10


 

Однако при взгляде на список 10 основных реципиентов можно легко заметить, что политика развития в той или иной степени определяется интересами доноров. Если Боснию и Герцеговину [27] можно рассматривать как особый случай (помощь оказывается в послевоенный период), то из остальных только Бангладеш, Мозамбик и Танзания относятся к наименее развитым странам. Остальные, это развивающиеся страны с положительной экономической динамикой и могут быть отнесены к новому поколению независимых государств. Сразу можно сказать, что помощь этим странам не нацелена на удовлетворение основных потребностей, а соответствует интересам правительств и доноров и реципиентов.

Таким образом, гуманитарный подход к развитию, основывающийся на уважении, соблюдении и защите основных прав человека, потребует изменения ориентированности помощи в развитии. Для этого совместные усилия стран должны согласовываться с ко- венционными комитетами.

Мнение о том, что развитие, это непременное условие соблюдения прав человека, основано на большом числе международных договоров. Беря за основу развития права человека, необходимо признавать обязательства уже существующие и вытекающие из международных договоров. Сотрудничество между агентствами и институтами в данных сферах создаст благоприятную окружающую среду для реализации прав человека и политики развития. Кроме того, существуют неотъемлемые признаки, присущие и правам человека и развитию. Это, прежде всего, недискриминация, участие, благое управление и, особенно, верховенство права.

От такого подхода выиграют все, и права человека и развитие. Развитие - потому, что, на основании договоров о правах человека, доноры и реципиенты, и международные организации несут юридическую ответственность за политику развития, основанную на соблюдении прав человека. Это заставляет государства отвечать за свою политику развития, делает её более последовательной и менее зависимой от краткосрочных интересов. Кроме того, типичное для сферы прав человека, соотношение прав и обязанностей переносится и на развитие. Ещё один важный аспект заключается в том, что гуманитарный подход позволяет видеть в процессе развития ответственных участников всех уровней. Это даёт возможность рассматривать и оценивать конкретное положение индивида как носителя прав: «Достижения в развитии человечества не всегда сопровождаются соблюдением прав индивида. ..оценка развития человечества может не принять во внимание уязвимость индивидов и групп в обществе»1. [28]

Права человека выигрывают в силу того, что политика развития способствует их имплементации и соблюдению, используя их в качестве показателей развития и направляя политический диалог в гуманитарную сферу. Само присутствие в дискуссии о развитии гуманитарной терминологии ведёт к всеобщему признанию стандартов в области прав человека.

Внесение в политику развития правового значения, присущего правам человека, предполагает признание донорами и реципиентами своих юридических обязательств. Соблюдение прав человека становится целью развития, а сами права человека - точками отсчёта оценки результатов развития. На основании гуманитарных норм носители обязательств становятся юридически ответственными за свою активность в области развития. Ответственность возлагается на них за политику развития на всех уровнях от международного до местного.

 

[1] Benner T., Witte J.M., Reinicke W. Op. cit. P. 80-95.

[2] Ibid. P 106.

[3] Евменов Л. К вопросу о праве на развитие // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. № 2. С. 9.

[4] Nusheler F. The Right to Development: Advance or Greek Gift in the Development of Human Rights? // The Internaional Debate on Human Rights and the Right to Development. 1998. P. 54-73.

[5] Schmitt J. A response from the Development Policy Perspective // The International Debate on Human Rights and the Right to Development. 1998. P. 74-76.

[6] UN Human Development Programme. Human Development Report. 1992. P. 2. URL: http://hdr.undp.org/en/media/hdr_1992_en_contents.pdf (дата обращения: 25.o8.2013).

[7] UNICEF: A Human Rights Approach to UNICEF Programming for Children and Women. 1998. P. 9. URL: http://www.unicef.org/rosa/HumanRights. pdf (дата обращения: 25.08.2013).

[8] UNDP: Integrating Human Rights with Sustainable Human Development: A UNDP Policy Document. 1998. URL: http://www.crin.org/docs/resources/ publications/hrbap/UNDP_integrating_hr.pdf (дата обращения: 25.08.2013).

[9] Overseas Development Institute (ODI). What Can We Do with a Rights- Based Approach to Development Assistance? // Breafing Paper. 1999. No 3. P. 1.

[10] Декларация тысячелетия ООН. UN Doc. A/Res/55/2. URL: http:// www.un.org/russian/conferen/miUennium/ (дата обращения: 24.08.2013).

[11] Hamm B. A Human Rights Approach to Development // Human Rights Quarterly. 2001. No 23. P. 1012.

[12] Risse T., Ropp S.C., Sikkink K. The Power of Human Rights: International Norms and Domestic Change. New York, 1999. URL: http://assets.cambridge. org/97805216/50939/frontmatter/9780521650939_frontmatter.pdf (дата обращения: 28.08.2013).

[13] Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 1998. С. 308.

[14] Там же. С. 45.

[15] The Limburg Principles on the Implementation of the International Covenant on Economic, Social and Culural Rights // Human Rights Quarterly. 1998. No 9. P. 122, 126.

[16] The Maastricht Guidelines on Violations of Economic, Social and Cultural Rights. 1998. HRQ 20. Р 691, 698.

[17] Хартия экономических прав и обязанностей государств. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rights_and_duties.shtml (дата обращения: 29.08.2013).

[18] Overseas Development Institute (ODI). What Can We Do with a Rights- Based Approach to Development? // Briefing Paper. 1999. No 3. P. 1.

[19] Human Rights Council of Australia Inc.: Manual for a Human Rights Approach to Development Assistance. 2000. URL: http://www.acfid.asn.au/ (дата обращения: 30.08.2013).

[20] Chapman A. Violations Approach for Monitoring the International Co- venent on Economic, Social and Cultural Rights // Human Rights Quarterly. 1996. No 18. P. 23.

[21] Alston P. The International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights // Manual on Human Rights Reporting. 1991. No 39.

[22] OECD. Development Cooperation. Report. 1999 // DAC Journal. 2000. P. 69. URL: http://www.oecd.org/sd-roundtable/papersandpublica- tions/39369700.pdf (дата обращения: 19.08.2013).

[23] См.: UN Doc. A/CONF.166/9. URL: http://www.un.org/documents/ga/ conf166/aconf166-9.htm (дата обращения: 19.08.2013).

[24] Eide A. The Right to an Adequate Standard of Living including the Right to Food // Economic, Social and Cultural Rights, Boston, 1995. P. 90.

[25] Eberlei W. Taking a Lead in the Fight against Poverty? World Bank and IMF Speed Implementation of Their New Strategy // Development & Cooperation. 2000. No 23. P. 23-24.

[26] Hamm B. A Human Rights Approach to Development // Human Rights Quarterly. 2001. No 23. P. 1028.

[27] Ibid. P 1029.

[28] Ibid. P 1030.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (13.04.2017)
Просмотров: 164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%