О системе государственных органов свидетельствует тесная взаимосвязь Конституционного суда РФ с другими органами государства. Единство органов отражает единство воли народа, осуществляемой в соответствии с Конституцией РФ. Основу системы образуют иерархия и взаимодействие норм права. Поскольку законодательство включает принципы организации и деятельности всех государственных органов и другие нормы.
Принципы - законодательно установленные руководящие правовые начала, идеи, которые составляют фундамент формирования, организации и деятельности государственного аппарата. От остальных норм права они отличаются наивысшей юридической силой, универсальным содержанием и императивным характером воздействия.
Они закладывают иерархическое строение права, регулируемых им отношений между разными органами государства. Принципы
подразделяются на системообразующие, закладывающие основы формирования государственных аппарата в целом, и производные, определяющие порядок осуществления полномочий отдельными органами.
Точка зрения
Хотя предписание государства в правовых принципах не выражено в виде правила с конкретным указанием на права и обязанности субъектов правоотношения, это указание все же имеется в общей форме, следовательно, налицо обязательность нормы-принципа[1].
Все государственные органы действуют на основе Конституции, закрепляемых ею принципов и законов. Системообразующим является принцип народовластия, в котором проявляется демократическая организация государства (ст. 3 Конституции).
Судебная практика
Принципы справедливости, юридического равенства, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции России, обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. № 1-П).
Принцип законности состоит в том, в государстве действуют органы государственной власти, предусмотренные конституцией и законами; их создание осуществляется в соответствии с процедурой, установленной законами; свою компетенцию они осуществляют на основе законов и согласно процедуре, установленной законами.
Принцип иерархичности: все составляющие систему органы действуют не разрозненно, а совместно, подчинены единой воле народа, выраженной в
Конституции, находятся в тесной взаимосвязи. Например, ст. 77 Конституции РФ устанавливает, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ.
Принцип федерализма: в России существует два взаимосвязанных уровня государственной власти (ст. 5 Конституции). Указанная особенность сказывается на месте Конституционного Суда РФ в системе органов государственной власти и на уникальности конституционного правосудия, осуществляемого в РФ. В соответствии с положениями ч. 2 и 3 ст. 125 Конституции РФ Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, а также между высшими государственными органами субъектов РФ. Федеративная форма государственного устройства России сказывается на том, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ вправе осуществлять конституционное правосудие по вопросам, отнесенным к их компетенции, на территории соответствующего субъекта.
Структура и виды органов государства устанавливаются на основе конституционного принципа разделения властей (ст. 10). Он позволяет различать в государстве органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом органы судебной власти осуществляют государственно-властные полномочия по разрешению правовых конфликтов в различных сферах общественной жизни. Социальная роль данной ветви власти заключается в том, чтобы в разного рода юридических противоречиях обеспечить господство права.
В этой связи особое место среди судов занимают конституционные суды, призванные осуществлять контроль за тем, чтобы нормативные акты соответствовали нормам Конституции РФ. Конституционный Суд РФ тем самым выступает своеобразным инструментом (институтом) обеспечения верховенства Конституции России и её прямого действия.
Следующей особенностью положения Конституционного Суда РФ в системе разделения государственной власти, обеспечивающей его уникальное положение, является свойственная государствам с романогерманской системой права специализация судов. Это выражается в существовании конституционных судов и системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Производные принципы закладывают правовую основу для организации и деятельности отдельных звеньев, например, судебных, государственного аппарата. Так принципы выборности и назначаемости, вытекают из принципа народовластия, но по-разному применяются к формированию соответствующих государственных органов. Одни руководят деятельностью других; подотчетны и ответственны, подконтрольны или подчинены другим.
К числу производных принципов относятся коллегиальность и единоначалие, составляющие основу деятельности государственных органов.
Государственный орган - это самостоятельное звено государственного аппарата (гражданин или организованный коллектив граждан), наделенный государственно-властными или иными полномочиями, уполномоченный государством и обществом на осуществление его задач и функций и действующий в установленном государством порядке.
Точка зрения
М.В. Баглай выделяет три группы государственных органов: органы государственной власти, государственные органы и органы государственной власти со специальным статусом. По его мнению, «органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначаемых государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и в лице одного человека. Таким является Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституций или законов и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил»[2] [3] [4].
Единство системы государственных органов предполагает выделение в ней относительно обособленных составных частей - видов государственных органов. В зависимости от объема компетенции различают органы общей компетенции и органы специальной (отраслевой) компетенции. Органы общей компетенции осуществляют свои полномочия вне конкретной сферы деятельности. Они призваны координировать деятельность отраслевых органов государственной власти. Органы отраслевой компетенции выполняют свои государственно-властные полномочия в определенной сфере (экономика, финансы, оборона, внешняя политика) на основе принципа единоначалия. В эту группу органов власти, действующих в сфере исполнительной власти, входят министерства (обороны, иностранных дел, внутренних дел) и другие ведомства.
Судебная практика
Конституционный Суд РФ в определении «О прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г. № 1412 «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ» от 19 мая 1997 г. в констатирующей части считает неправомерным отождествление понятий «государственный орган» и «орган государственной власти» . И отмечает, что «нормы, и, прежде всего положения о том, что Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, носят общий характер, и их реальный смысл и значение определяются полномочиями, которыми наделена Администрация» .
Государственные органы могут быть поделены на: органы, имеющие государственно-властные полномочия и органы, не имеющие таких полномочий. В первую группу (в зависимости от объема властных полномочий) входят органы государственной власти (глава государства, парламент, правительство) и органы государственной власти с особым статусом (счетная палата, уполномоченный по правам человека). Во вторую - вспомогательные органы высших органов государственной власти.
Орган государственной власти - гражданин или коллектив граждан профессионально выполняющих государственно-властные полномочия в пределах установленных государством задач и функций.
Вспомогательный государственный орган - коллектив граждан профессионально выполняющих координационные, консультативные, экспертные, организационные и иные функции установленные государством для обеспечения деятельности высших органов государственной власти.
Вспомогательные государственные органы отличаются тем, что они не наделены государственно-властными полномочиями. Об этом говорится в приведенном выше определении Конституционного Суда РФ. Особенностью вспомогательных органов является то, что они создаются и судебными органами власти. В частности, Аппарат Конституционного Суда РФ обеспечивает работу этого федерального государственного органа и работает под общим руководством Председателя Конституционного Суда (ст. 24 ФКЗ о Конституционном Суде РФ).
Совокупность судебных органов (судов) представляет собой судебную систему, установленную Конституцией РФ и ФКЗ о судебной системе Российской Федерации . Отождествлять судебную власть и судебную систему не следует, хотя эти два понятия связаны.
В судебной системе России Конституционный Суд РФ также занимает особое место. Поскольку Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля и федеральный орган государственной власти, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. [5]
Конституционный Суд Российской Федерации является федеральным органом государственной власти[6].
Конституционный Суд РФ - это:
высший орган России по защите конституционного строя;
высший арбитр в спорах между ветвями российской власти, а также между властью и обществом, между властью и гражданином;
Высший арбитр в коллизиях российского законодательства с международными и зарубежными правовыми стандартами[7].
Судебная практика
Истолковав положения ст. 125 - 127 Конституции РФ, разграничивающие компетенцию между федеральными судами, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 16 июня 1998 г. № 19-П указал на отсутствие полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов проверять конституционность федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций (уставов), а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и вопросам ведения Российской Федерации и ее субъектов. На этом основании признал акты указанных судов не действующими.
Федеративное устройство России вызвало появление среди органов государственной власти двух систем судебной власти. Это выражается в том, что на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации имеются свои судебные органы, отправляющие правосудие.
Судебная власть в РФ как демократическом государстве строится не только на принципе разделения властей, но и на принципе народности. Это выражается в участии граждан в отправлении правосудия. В соответствии с ФКЗ о судебной системе РФ судебная власть осуществляется только судами
в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
В России на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ сознаны суды, специализирующиеся в определенной сфере судопроизводства (Конституционный Суд РФ, системы судов общей и арбитражной юрисдикции; конституционные (уставные) суды и мировые суды). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции: верховные суды республик в составе РФ, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; 3) арбитражные суды: федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ. Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским делам, по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ о судебной системе РФ и федеральными законами.
Суды общей юрисдикции (по гражданским, уголовным, административным и иным делам) включают в себя: а) районные суды, рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции; являются вышестоящей кассационной инстанцией по отношению к мировым судьям; б) суды субъектов РФ рассматривают дела в первой инстанции и в порядке надзора; являются вышестоящей инстанцией по отношению к районным судам.
Конституционный Суд РФ оказывает определяющее влияние на принципиальные положения судебных решений и судебной практики.
В определении Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. № 737-ОР По ходатайству гражданки А.А. Филатовой о разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П указано, что выявленный им конституционно-правовой смысл оспоренных законоположений посредством официального опубликования решения Конституционного Суда является обязательным и исключающим любое иное его истолкование в правоприменительной практике, в том числе квалификационными коллегиями судей и судами.
Суды арбитражной юрисдикции - судебные органы по разрешению
экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. Арбитражные суды относятся к числу специализированных судов. Они выступают гарантией хозяйственной самостоятельности предприятий, невмешательства государства в их деятельность, развития предпринимательства, охраны интересов предпринимателей. Способствуют достижению баланса интересов отдельных предпринимателей с интересами общества в сфере экономики.
Пример
Суды общей и арбитражной юрисдикции обладают полномочием на обращение с запросом в Конституционный Суд о проверке конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, а Верховный Суд, кроме того, вправе обращаться в Конституционный Суд с запросами о проверке в порядке абстрактного нормоконтроля (т.е. вне связи с рассмотрением конкретного дела) конституционности нормативных правовых актов, указанных в п. «а» и «б» ст. 125 Конституции РФ.
Особое место Конституционного Суда РФ в судебной системе РФ еще
более реально проявилось после того, как он в целом ряде своих решений (см. постановления Конституционного Суда от 16 июня 1998 г. № 19-П, от 11 апреля 2000 г. № 6-П, от 4 апреля 2002 г. № 8-П, от 15 декабря 2003 г. № 19-П ) обосновал конституционные критерии разграничения компетенции [8]
между самим Конституционным Судом и иными судами в области судебного нормоконтроля.
Из содержания указанных постановлений вытекает, что Конституция РФ (п. «а» и «б» ч. 2 и 4 ст. 125) только к компетенции Конституционного Суда относит проверку конституционности соответствующих нормативных правовых актов, которая осуществляется в особой процедуре конституционного судопроизводства и может повлечь утрату ими юридической силы. Иные суды таким полномочием не обладают.
Суды конституционной (уставной) юрисдикции. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не образуют единой с Конституционным Судом РФ системы. Каждый из них независим от другого.
Самостоятельное установление системы органов государственной власти в субъектах РФ (в соответствии с основами конституционного строя России) Конституция РФ относит к компетенции самих субъектов. Право субъектов РФ учреждать конституционные (уставные) суды было закреплено ФКЗ о судебной системе РФ. Эти суды создаются на основании законов субъектов РФ за счет собственных бюджетных средств для осуществления нормоконтроля и толкования конституций (уставов) субъектов РФ.
Принцип единства судебной системы РФ обеспечивается путем: установления судебной системы РФ Конституцией РФ и ФКЗ о судебной системе; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Конституционный Суд РФ не только обеспечивает функционирование принципа разделения властей и систему сдержек и противовесов, но и предотвращает «вторжение» одной ветви власти в полномочия другой. Разрешая споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, он гарантирует соблюдение принципов федерализма.
Он также устраняет противоречия и пробелы в законодательстве, развивает и уточняет юридические формулировки. Выполняет другие задачи по созданию того, что принято называть господством права.
Конституционный Суд РФ заложил основу обеспечения единого подхода правопонимания и правоприменения, подчеркнул необходимость «специализации» судов, создал правовую ситуацию при которой его решения служат правовым ориентиром для законодательной, исполнительной ветвей власти и для других судов.
[1]
См.: Основин В.С. Нормы советского государственного права. М., 1963. С. 13 - 14; Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
[2]
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических
вузов и факультетов. - М.: Издат. Группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998. С. 332, 333.
[3]
Вестник Конституционного Суда. 1997. № 5. С. 2.
[4] Там же. С. 6.
[5] СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
[6]
Нарутто С.В., Несмеянова С.Э., Шугрина Е.С. Конституционный судебный процесс. Учебник. - М., 2014. С. 52.
[7] См.: Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в историческом контексте. URL: http://www.ksrf.ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?Paramld=47.
[8] СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004; 2000. № 16. Ст. 1774; 2002. № 15. Ст. 1497; 2003. № 52. Ст. 5101.
|