В качестве правовой основы организации и деятельности органов государственной власти субъекта РФ выступают принципы: разделения властей; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; самостоятельного осуществления органами власти субъектов РФ своих полномочий; единства системы государственной власти, самостоятельного осуществления полномочий муниципальными органами.
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с его конституцией (уставом). Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность главы субъекта РФ.
Органы законодательной (представительной) власти образуются непосредственно избирательным корпусом, ответственны перед ним и уполномочены осуществлять государственную власть в интересах народа. Им присуще сочетание представительного и законодательного начал. Представительное начало проявляется в порядке их формирования - путем выборов. В их состав входят представители политических партий, граждане разных национальностей, разных профессий и т.д. Это позволяет законодательным органам субъектов РФ регулировать вопросы, касающиеся различных сфер жизни общества и государства.
Законодательное начало в их деятельности заключается в том, что эта деятельность является основной функцией их деятельности. Они принимают Конституцию (Устав) субъекта РФ и поправки к ним, законы субъекта РФ, которые в пределах ведения субъекта РФ на всей его территории имеют высшую юридическую силу и обязательны для исполнения.
Органы исполнительной власти в субъектах РФ. В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ конституции (уставы) субъектов РФ устанавливают, что система исполнительных органов государственной власти субъекта состоит из следующих взаимосвязанных звеньев: высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; отраслевые исполнительные органы государственной власти; территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Устанавливаемая Конституцией (Уставом) субъекта РФ должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта отличается некоторыми особенностями. Основы его правового статуса определяются Конституцией РФ, Федеральным законом № 184-ФЗ, а также Конституцией (Уставом) и законом субъекта РФ. Глава субъекта РФ возглавляет систему исполнительных органов власти субъекта. При этом он не всегда является главой правительства субъекта. В некоторых субъектах РФ он осуществляет общее руководство правительством, а непосредственно возглавляет правительство председатель правительства (например, в Свердловской области, в Республике Саха (Якутия), в Республике Коми).
В настоящее время Федеральный закон № 184-ФЗ предусматривает два способа избрания высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ): прямые выборы; косвенные выборы депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.
Для справки
До 2004 г. высшее должностное лицо субъекта Федерации избиралось путем прямых выборов. С 2004 по 2012 гг. глава субъекта Федерации наделялся полномочиями по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации.
Выбор оного из указанных способов избрания высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) определяется субъектом РФ и закрепляется в его законодательстве.
Точка зрения
Относительно установленного в 2004 г. способа наделения полномочиями Н.А. Михалева отмечает: «Российская практика представления Президентом Российской Федерации в законодательные (представительные) органы власти региона кандидатур на должность главы исполнительной власти субъекта Федерации для наделения его полномочиями уникальна и не имеет аналогов в зарубежных странах. Введение единого порядка назначения высшего
должностного лица субъекта Федерации отражает тенденцию к унификации
28
его нормативно-правового статуса» .
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ - это его правительство или администрация, т. е. коллегиальный орган, включающий министров, руководителей департаментов, управлений, осуществляющих полномочия в исполнительной сфере. Структуру исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяет высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в соответствии с положениями Конституции (Устава) субъекта РФ.
Точка зрения
В большинстве субъектов РФ в основном воспроизводится схема построения системы федеральных органов власти. В данном случае, однако, нельзя забывать, что если по Конституции РФ Президент РФ не входит в систему федеральных органов исполнительной власти, хотя и является ключевой фигурой в системе государственного управления, то высшее должностное лицо субъекта Федерации, исходя из положений Федерального закона № 184-ФЗ и законодательства субъектов, не может не входить в региональную систему органов исполнительной власти. Оно является ее основным, структурообразующим элементом[1] [2].
Органы судебной власти субъектов РФ значительно отличаются от органов законодательной и исполнительной власти. Прежде всего тем, что они реализуют особый вид государственной деятельности - правосудие.
Органами государственной власти субъектов, осуществляющими судебную власть на их территории являются конституционные (уставные) суды и мировые суды. Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Конституционные (уставные) суды и мировые судьи входят в единую судебную систему РФ. Во-первых, потому, что их полномочия, порядок деятельности устанавливаются ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. При этом мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.
Во-вторых, единство судебной системы РФ обеспечивается путем: соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (хотя они отнесены к судам субъектов РФ).
Судебная практика
«Иные виды судебного нормоконтроля, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации
30
неподведомственны» . [3]
Взаимодействие конституционных (уставных) судов с другими органами государственной власти субъекта РФ проявляется двояко: через процедуру их формирования и реализацию своих полномочий.
Например, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга об Уставном Суде назначение на должность судьи Уставного суда осуществляется Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на конкурсной основе. Представления на кандидатов на должность судей Уставного суда могут вноситься Г убернатором и группами депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе не менее семи депутатов.
По аналогичному Закону Республики Татарстан ее Конституционный суд состоит из шести судей, избираемых Государственным Советом Республики Татарстан.
Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан. Конституционный суд Республики Татарстан вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей судей.
Судьи Уставного Суда Калининградской области назначаются на должность областной Думой по представлению: Губернатора; одной трети от числа депутатов областной Думы. Предложения о кандидатах на должность судьи могут вноситься Губернатору и депутатам Думы органами местного самоуправления, областным судом, Арбитражным судом области.
Точка зрения
Природа конституционного (уставного) суда субъекта РФ в принципе аналогична природе Конституционного Суда РФ. Это судебный орган конституционного контроля, осуществляющий самостоятельно и независимо судебную власть посредством конституционного судопроизводства .
О 1
Авакьян С.А. Указ. раб. С. 841.
Взаимоотношения конституционных (уставных) судов субъектов РФ с органами законодательной (представительной), с главами и правительствами субъектов РФ, а также их место среди высших органов государственной власти субъектов РФ определяются посредством реализации полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Например, в ст. 2 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» его деятельность направлена на защиту конституционного строя РФ, обеспечение единства государственной власти, принципа разделения властей, на содействие в создании системы законодательства области, упрочение законности в правотворчестве и применении права.
Статья 4 указанного Закона установила следующие полномочия Уставного Суда Калининградской области, которые отнесены к его ведению в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Калининградской области и Уставным законом: 1) дает толкование Устава (Основного Закона) Калининградской области. 2) рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области:
уставных законов, законов Калининградской области;
нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области;
нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
Уставный Суд дает заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Полномочия уставных судов, установленных законодательством разных субъектов РФ, также разнятся между собой. Конституционные (уставные) суды некоторых субъектов РФ обладают незначительными полномочиями.
Например, Уставной суд Санкт-Петербурга рассматривает дела о соответствии законов Санкт-Петербурга, нормативных актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления Уставу Санкт-Петербурга; осуществляет официальное толкование Устава Санкт-Петербурга.
В Республике Татарстан ее Конституционный Суд обладает гораздо большим объемом полномочий. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает дела о конституционности:
законов Республики Татарстан;
нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов государственной власти Республики Татарстан;
нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан.
Конституционный суд Республики Татарстан дает толкование
Конституции Республики Татарстан.
Конституционный суд рассматривает споры о компетенции:
между органами государственной власти Республики Татарстан;
между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления;
между органами местного самоуправления.
Конституционный суд Республики Татарстан дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан.
Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на
нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного
самоуправления.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования решения Конституционного суда Республики Татарстан.
Решение Конституционного суда Республики Татарстан, принятое в пределах его полномочий, является окончательным, не может быть пересмотрено иным судом.
В соответствии с Конституцией Республики Татарстан Конституционному суду Республики Татарстан принадлежит право законодательной инициативы в Г осударственном Совете Республики Татарстан по вопросам своего ведения.
Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд Республики Татарстан принимает Регламент Конституционного суда Республики Татарстан.
Точка зрения
В своих решениях конституционные (уставные) суды активно ссылаются на правовые позиции Конституционного Суда РФ, а именно, с их
32
помощью обосновывают выводы по конкретному делу .
Как бы ни разнились объемы полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Федерации непременным остается одно: все они обладают правом разрешать споры о компетенции между органами власти, споры о соответствии Конституции (Уставу) субъекта РФ нормативных правовых [4] актов, издаваемых на их территории и давать толкование положений Конституции (Устава) субъекта РФ.
Точка зрения
При толковании Конституции (Устава) субъекта РФ учитываются соответствующие положения Конституции РФ, а также акты толковании аналогичных ее норм, данные Конституционным Судом РФ. Например, если в основном законе субъекта РФ повторяется норма федеральной Конституции о разделении властей, вряд ли возможно ее толкование органом конституционного правосудия субъекта .
[1]
Михалева Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М., 2010. С. 305 - 308.
[2] Конституционно-правовой статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации / отв. ред. Г. Д. Садовникова. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. С. 96.
[3]
Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2014 N 6-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положений части 2 статьи 22.1, части 6 статьи 22.2 и части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с частью 2 статьи 3, пунктом 11 части 1 статьи 12 и пунктом 8 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
[4]
См.: Пантелеев В.Ю. Актуальные вопросы модернизации и повышения эффективности работы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 3. С. 46.
|