Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Становление конституционного правосудия в субъектах РФ было тесно связано с первым опытом создания отечественных институтов конституционного надзора в духе идей и принципов Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР»[1] и Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»[2]. В период с 1990 по 1996 годы в отдельных регионах России было инициировано принятие соответствующих законов и учреждены первые региональные конституционные суды (Карелия, Саха (Якутия), Дагестан и др.).
В 1996 году Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[3] предусмотрел возможность (по усмотрению субъекта РФ) создания конституционного (уставного) суда для рассмотрения вопросов о соответствии нормативных правовых актов субъекта РФ и муниципальных правовых актов конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Порядок рассмотрения соответствующих вопросов был прямо отнесен к компетенции регионального законодателя.
Большинство субъектов РФ закрепили в своих конституциях и уставах создание конституционного (уставного) суда, однако не во всех из них они на практике были учреждены. В отдельных регионах деятельность судов приостанавливалась или прекращалась, а соответствующие законы отменялись или признавались утратившими силу. В настоящее время конституционные (уставные) суды действуют в 16-ти субъектах РФ (республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино- Балкария, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская республика, Калининградская и Свердловская области, город федерального значения Санкт-Петербург).
В целях обеспечения деятельности конституционных (уставных) судов в субъектах РФ приняты также законы и иные нормативные акты, регулирующие доступ граждан к информации о деятельности этих судов, проведение конкурса по отбору кандидатов на должность судьи, материальное и социальное обеспечение судей и оплату их труда. В регламентах конституционных (уставных) судов устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета, принципы организации работы судей и распределения работы между ними, порядок делопроизводства, требования к работникам аппарата, правила внутреннего распорядка.
Состав, порядок формирования и срок полномочий конституционного (уставного) суда субъекта РФ определяется законом соответствующего региона. В состав суда входят от трех до семи судей, назначаемых, как правило, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Правом представления кандидатур в отдельных регионах наделяется также группа депутатов (Санкт-Петербург, Калининградская область), председатель законодательного органа (Республика Татарстан).
Самые небольшие по составу конституционные суды созданы в Республике Адыгее, Республике Карелии, Республике Тыва (в количестве трех судей) и в Кабардино-Балкарской Республике (в количестве четырех судей). Конституционный Суд Республики Саха (Якутия) состоят из семи судей; Государственный Совет Татарстана избирает шесть судей Конституционного Суда. В остальных субъектах РФ, где созданы конституционные (уставные) суды (в 14 из 21), состав суда предусматривает пять судей.
Формирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ основывается на взаимодействии законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в регионе. Отбор кандидатур на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ осуществляется либо на конкурсной основе, либо на основании предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, депутатов представительных органов, профессиональных объединений юристов, судов, органов судейского сообщества, научных и учебных организаций.
Порядок отбора кандидатов на должность судей в Российской Федерации определяется федеральным законом, предусматривающим обязательную сдачу квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей. Однако целый ряд субъектов РФ предусмотрели особый, отличающийся от предусмотренного федеральным законом, порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов, который не предусматривает участия квалификационной коллегии в процедуре отбора кандидатов.
Например, в соответствии с Указом Главы Республики Тыва, конкурс по отбору кандидатов на должность судей Конституционного суда Республики Тыва организует и проводит конкурсная комиссия, образуемая Главой Республики Тыва. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня его участников, их личных и деловых качеств; результаты голосования конкурсной комиссии и итоги конкурса представляются на рассмотрение Главе Республики Тыва.
Так как все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, требования к кандидату на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ определяются федеральным законом. При соблюдении общих условий замещения должности судьи, установленных ч. 1 ст.4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (наличие высшего юридического образования по программам специалитета или магистратуры, отсутствие судимости, иностранного гражданства и недееспособности, а также заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи) судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет .
В Определении от 27 декабря 2005 года №491-О Конституционный Суд РФ указал, что в отсутствие специального федерального закона, регламентирующего правовое положение судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, на них распространяются предписания Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», устанавливающие требования к кандидатом на должность судьи, процедуру отбора кандидатов, порядок наделения судей полномочиями, основания и порядок прекращения полномочий судьи, а также иные предписания, если они по своему смыслу согласуются с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Несмотря на отсутствие в федеральном законе указания на возможность регулирования данного вопроса законом субъекта РФ, в отдельных регионах законодательно закреплены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи конституционного (уставного) суда: отсутствие близкого родства или свойства с председателем суда (Республика Татарстан, Калининградская область, Республика Марий Эл); повышенный возрастной ценз (Чеченская республика); требования к репутации и квалификации в области права (Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Саха (Якутия), Республика Тыва и др.).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, установление срока полномочий и предельного возраста законом субъекта РФ является необходимой гарантией эффективного осуществления правосудия и соблюдения конституционных принципов независимости и [4] несменяемости судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ - 65 лет (Республика Татарстан, Свердловская область, Республика Марий Эл и др.) или 70 лет (Республика Карелия, Чеченская республика и др.). Срок полномочий судьи, установленный законами субъектов РФ, составляет от 5 до 15 лет; в отдельных регионах полномочия судьи не ограничены определенным сроком (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Дагестан, Республика Коми).
Вопрос о повторном назначении судьи конституционного (уставного) суда решается в законодательстве субъектов РФ по-разному. Предусматриваются запрет на назначение судьи на второй срок (Республика Татарстан, Республика Адыгея), возможность назначения судьи не более, чем на два срока подряд (Республика Тыва, Калининградская область), возможность назначения судьи на новый срок (Республика Бурятия).
Постановлением Уставного Суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2005 года №129-П положение Закона Санкт-Петербурга «Об Уставном Суде Санкт-Петербурга» о возможности повторного переизбрания на должность судьи данного суда было признано не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга как приводящее к нарушению самостоятельности суда и независимости судей. Впоследствии данная норма закона была отменена.
Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, впервые избранный на свою должность, приносит присягу перед Государственным флагом РФ и флагом субъекта РФ.
[1] Закон СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1989. №29. Ст. 572.
[2] Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. №1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 25 июля 1991 г. №30. Ст. 1017.
[3] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 06 июля 1997 г. №1. Ст. 1.
[4] Закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1 (ред. от 28.11.2015) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. №30. Ст. 1792.
|