Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются на должность в порядке, определяемом законом соответствующего субъекта РФ. Соответствующие положения закона в разных регионах значительно различаются и могут предусматривать:
назначение законодательным органом по представлению высшего должностного лица субъекта РФ из числа судей конституционного (уставного) суда;
назначение законодательным органом по предложению судей конституционного (уставного) суда;
избрание тайным голосованием на заседании конституционного
(уставного) суда из своего состава;
избрание тайным голосованием на заседании конституционного
(уставного) суда из своего состава по предложению высшего должностного лица субъекта РФ.
Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъекта РФ назначаются на срок от 3 до 6 лет, или на срок полномочий соответствующего судьи.
Председатель конституционного (уставного) суда субъекта РФ представляет суд в отношениях с органами власти и организациями, созывает и руководит подготовкой заседаний суда и председательствует на них, вносит предложения для рассмотрения на заседаниях, осуществляет руководство аппаратом суда, утверждает смету расходов и штатное расписание, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законом субъекта РФ и регламентом конституционного (уставного) суда. Заместитель (заместители) председателя конституционного (уставного) суда выполняют его отдельные функции в соответствии с установленным распределением обязанностей.
На судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ в полном объеме распространяются общие положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» о требованиях, предъявляемых к судье, декларировании сведений о доходах и имуществе, гарантиях независимости и недопустимости вмешательства в полномочия судьи, дисциплинарной ответственности, приостановлении и прекращении полномочий. Соответствующие нормы, закрепленные законами субъектов РФ, не могут противоречить положениям федерального закона.
Гарантией независимости конституционного (уставного) суда при осуществлении своей деятельности является его организационная, финансовая и материально-техническая обеспеченность. Средства для финансирования суда в объеме, достаточном для осуществления конституционного судопроизводства, предусматриваются в региональном бюджете отдельной строкой; устанавливается запрет на уменьшение финансирования в сравнении с предыдущим годом и право председателя суда участвовать в обсуждении вопросов финансового обеспечения суда на заседании законодательного (представительного) органа; гарантируется самостоятельность суда в составлении и исполнении сметы расходов; осуществляется закрепление имущества, необходимого для осуществления полномочий, на праве оперативного управления; осуществляется организационное и кадровое обеспечение деятельности суда.
Обеспечение деятельности конституционного (уставного) суда субъекта РФ возлагается на его аппарат. В составе аппарата суда учреждаются должности государственной гражданской службы субъекта РФ, а также иные должности, необходимые для выполнения его функций. В составе аппарата суда могут быть предусмотрены должности научного консультанта, помощника председателя и др. Аппарат осуществляет организационное, информационное, материально-техническое, финансово-экономическое, кадровое и иное обеспечение деятельности конституционного (уставного) суда, обеспечивает его взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Законами субъектов РФ предусматривается возможность создания вспомогательных рабочих органов (комиссий), ведающих вопросами организации деятельности конституционного (уставного) суда. Для хранения материалов о деятельности суда создается архив, содержащий документацию по делам, рассмотренным судом. Учреждаются библиотеки и официальные печатные издания судов.
Основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов являются независимость, коллегиальность, гласность, равенство и состязательность сторон. Реализация полномочий по рассмотрению подведомственных дел осуществляется исключительно по обращению уполномоченных органов и граждан, и суд выступает независимым арбитром, руководствуясь в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ. Таким образом, поводом к началу производства в конституционном (уставном) суде субъекта РФ является обращение, направленное в форме запроса, ходатайства, жалобы и др.
Законом субъекта РФ установлены обязательные требования к форме и содержанию обращения, включающие необходимость указания имени (наименования) заявителя, ссылок на нормативные правовые акты, позиции заявителя, требования, обращенного к суду и т.д. К обращению прилагаются документы, связанные с содержанием обращения и процедурой его рассмотрения, в том числе: правовой акт, подлежащий проверке или толкованию, документ, подтверждающий полномочия представителя, документ об уплате государственной пошлины, список экспертов и специалистов. Соблюдение установленных требований является условием принятия обращения к рассмотрению.
Размер государственной пошлины устанавливается Налоговым кодексом РФ и составляет 300 руб. (для физических лиц) и 4500 руб. (для организаций).
Рассмотрение дела начинается со стадии предварительного изучения обращения. На этой стадии решается вопрос о возможности принятия обращения к рассмотрению с точки зрения его подведомственности суду, соблюдения формальных требований закона и правомочности действий заявителя, а также наличия ранее вынесенного решения по данному предмету обращения.
Рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением конституционного судопроизводства, осуществляется конституционным (уставным) судом в форме проведения заседаний.
Заседания созываются председателем конституционного (уставного) суда субъекта РФ в соответствии с требованиями, установленными законом и регламентом суда. Правом участия в процессе обладают стороны (заявители; органы и должностные лица, издавшие оспариваемый правовой акт), их представители, эксперты, специалисты, свидетели, переводчики, представители органов государственной власти и местного самоуправления, представители общественных объединений. Заседание может быть открыто только при наличии кворума (правомочного состава суда), установленного законом субъекта РФ.
Заседания конституционного (уставного) суда субъекта РФ проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных законом. Назначение закрытого заседания осуществляется, как правило, в целях сохранения охраняемой законом тайны или обеспечения безопасности граждан. В ходе заседания решаются вопросы:
об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела (при наличии указанных в законе оснований);
о разрешении заявлений и ходатайств;
о порядке исследования вопросов дела;
о вызове свидетелей и экспертов;
об оглашении документов;
о приостановлении производства по делу;
об отложении заседания;
о прекращении производства по делу и др.
Порядок исследования вопросов дела, определяемый судом, включает сообщение судьи-докладчика, объяснение сторон, выступление экспертов, заслушивание показаний свидетелей, исследование документов, получение заключений государственных органов, заключительные выступления сторон.
После окончания слушания дела суд принимает итоговое решение (в закрытом совещании) в форме постановления или заключения (заключение выносится в случаях, прямо предусмотренных конституцией (уставом) субъекта РФ или законом субъекта РФ). По общему правилу решение считается принятым в случае, если при наличии кворума за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей.
Итоговое решение по делу провозглашается в открытом заседании суда, направляется в органы государственной власти субъекта РФ и публикуется в официальных изданиях органов государственной власти субъекта РФ.
Все иные решения, принимаемые судом в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ вправе письменно изложить особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением.
Итоговое решение по делу не подлежит обжалованию и вступает в силу после его провозглашения. Оно не требует дополнительного подтверждения или утверждения органами государственной власти и действует непосредственно. Обеспечение исполнения решения возлагается на органы и должностные лица соответствующего субъекта РФ и может предполагать необходимость отмены правового акта или устранения пробела в правовом регулировании.
Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены основания пересмотра решения конституционным (уставным) судом в случаях изменения норм конституции (устава) субъекта РФ, открытия новых обстоятельства и др.
|