Конституционный судебный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами конституционного права. Становление и развитие конституционного судебного процесса связано с учреждением и функционированием органов конституционного судебного контроля - Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Поэтому можно сказать, что конституционный судебный процесс - это система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых конституционным судом и другими участниками конституционного судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела.
Из данного определения вытекают следующие признаки конституционного судебного процесса:
- одним из его субъектов обязательно является конституционный суд;
- действия, которые совершаются судом и участниками процесса, суть юридические, конституционные судебные процессуальные действия;
- объектом конституционного судебного процесса являются дела, подведомственные конституционным судам.
Термин «конституционный судебный процесс» часто употребляется наряду с такими близкими по смыслу категориями как «конституционное правосудие», «конституционный судебный контроль», «конституционное судопроизводство», «конституционная судебная процессуальная форма».
Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ осуществляют правосудие, связанное с применением Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законов и вынесением судебных решений, обязательных для граждан, органов власти, других субъектов права. Конституционный суд является единственным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Таким образом, термином «конституционное правосудие» охватывается только деятельность конституционного суда по отправлению правосудия, а понятием «конституционный судебный процесс» - деятельность и других участников данного процесса.
Конституционный контроль осуществляет глава государства, парламент, суды, иные органы власти. Может быть создан специализированный внесудебный орган конституционного надзора (конституционный совет, комитет конституционного надзора), решения которого носят предварительный, консультативный характер и могут быть преодолены компетентными органами (парламентом).
Первый специализированный орган конституционного надзора был учрежден в СССР в 1989 году - Комитет конституционного надзора. Он был правомочен принимать заключения о неконституционности актов Съезда народных депутатов СССР, конституций союзных республик. Комитет не мог отменить поднадзорные ему акты. Для принятия окончательного решения он направлял свои заключения Съезду народных депутатов СССР, который мог отклонить их. Комитет был правомочен проверять конституционность проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда, а также законность актов Кабинета Министров СССР.
Принятие Комитетом заключения о несоответствии акта Конституции СССР приостанавливало действие данного акта. Акты, нарушающие права и свободы граждан, теряли силу с момента принятия Комитетом такого заключения.
Комитет конституционного надзора СССР просуществовал до декабря 1991 года и рассмотрел около 30 дел.
Конституционный судебный контроль является разновидностью конституционного контроля, направленного на обеспечение верховенства Конституции РФ. Данный вид конституционного контроля более эффективен, потому что его осуществляет специализированный судебный орган, решения которого имеют окончательный характер и не нуждаются ни в чьем утверждении. Этот орган независим, он играет роль арбитра в системе государственной власти и защитника прав и свобод личности.
Конституционный судебный контроль представляет собой особый род государственной деятельности, осуществляемой органами судебной власти в целях обеспечения верховенства Конституции и поддержания режима конституционной законности.
В литературе приводятся разные определения конституционного судебного контроля. Так, Б.С. Эбзеев под конституционным судебным контролем понимает официальную деятельность специально уполномоченного Конституцией и иными актами органа, которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации, предупреждения существования в правовой системе неконституционных актов, толкования Конституции и
47
пр. . [1]
В.Б. Евдокимов фактически ставит знак равенства между конституционным судебным контролем и конституционным
48
судопроизводством .
Конституционное судопроизводство является самостоятельной судебной процессуальной формой, наряду с гражданским,
и уголовным судопроизводством (ч. 2 ст. 118
Конституции РФ). Судопроизводство означает порядок рассмотрения в суде определенной категории дел.
В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «судопроизводство». Судопроизводство определяется как: 1) средство, способ осуществления судебной власти; 2) порядок или процессуальная форма осуществления правосудия; 3) деятельность суда по рассмотрению и разрешению юридических дел; 4) система процессуальных правоотношений; 5) совокупность процессуальной деятельности и правоотношений; 6) единство трех составляющих: процессуальной деятельности, процессуальных отношений и процессуальной формы[2] [3].
Содержание судопроизводства зависит от того, на какой суд возложено разрешение спора, возникшего в определенной сфере отношений.
В учебной и научной литературе дается упрощенное и развернутое определение конституционного судопроизводства.
Под конституционным судопроизводством чаще всего понимают правовой порядок рассмотрения дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда. В.А. Кряжков и Л.В. Лазарев понимают под конституционным судопроизводством урегулированную специальными процессуальными нормами совокупность процессуальных действий и правоотношений, складывающихся между Конституционным Судом РФ и другими субъектами при рассмотрении и разрешении дел, связанных с охраной Конституции РФ[4].
Термин «конституционное судопроизводство» по своей сути наиболее близок к словосочетаниям «конституционный судебный процесс» и «конституционная судебная процессуальная форма». В.В. Маклаков пишет, что конституционное судопроизводство складывается из общей процедуры (порядок ведения дел, ведения судебных заседаний и вынесения решений) и специальных процедур (предусматривающих, в частности, круг лиц, уполномоченных возбуждать по соответствующей категории дел производство в конституционном суде, особенности этого производства, правовые последствия различных возможных решений суда, положения об исполнении)[5].
Необходимо понимать, что «конституционный судебный процесс» и «конституционный процесс» - не совпадающие понятия, а соотносящиеся как часть и целое. В конституционном праве много процессуальных норм, связанных с реализацией основных прав и свобод граждан, их обязанностей, полномочий органов власти и др. Часть процессуальных норм конституционного права связана с деятельностью Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Именно эти нормы и регулируют конституционный судебный процесс.
Конституционному судопроизводству присущи признаки, характерные для любого вида судопроизводства: 1) государственно-властный характер; 2) формализованность; 3) наличие процессуальных стадий; 4) целенаправленность; 5) возникновение в ходе осуществления судопроизводства процессуальных правоотношений; 6) наличие системы процессуальных гарантий[6] [7].
В отличие от иных видов судопроизводства конституционное судопроизводство имеет ярко выраженный публично-правовой характер, представляет собой наивысшую форму судебной защиты, поскольку Конституционный Суд обеспечивает единство правотворческой и правоприменительной, в том числе судебной практики. Отдельные элементы конституционного судопроизводства закреплены в ст. 125 Конституции РФ (круг заявителей, наделенных правом обращения в Конституционный Суд РФ, потенциальные ответчики, предмет разбирательства и правовой характер выносимых решений). Благодаря конституционному судопроизводству обеспечивается непосредственное действие Конституции РФ.
Процессуальные правила конституционного судопроизводства содержатся не в кодексе, а Законе о Конституционном Суде РФ, обладающем кодифицирующим характером в силу его универсальности, полного охвата конституционно-судебных отношений, ведущей роли в закреплении статуса Конституционного Суда РФ. Содержание процессуальных норм Закона не столь подробно и точно, как в гражданском и уголовном судопроизводстве, где несоблюдение процессуальных норм влечет отмену судебного решения. Как пишет немецкий ученый А. Бланкенагель, жесткие процедурные правила в конституционном судопроизводстве нецелесообразны, так как неизбежно возникают ситуации, не предусмотренные никакими процедурными нормами, и в подобных случаях конституционный суд должен иметь право действовать по своему усмотрению . Конституционный Суд РФ вправе самостоятельно
формулировать недостающие процедурные элементы, новые правила процесса и уточнять некоторые его стороны в своих решениях и Регламенте.
В ряде своих решений Конституционный Суд РФ интерпретировал нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде РФ в отношении оснований допустимости обращения; возможности оспаривания по жалобам граждан не только законов в собственном смысле слова, но и ряда подзаконных актов; права на обращение в Конституционный Суд не только граждан, но и лиц без гражданства, что свидетельствует о высокой степени судебной дискреции (усмотрения).
В конституционном судопроизводстве, как правило, не устанавливаются фактические обстоятельства дела, а решаются вопросы права, сверяются акты органов власти с Конституцией, ее принципами. Этим обеспечивается верховенство Конституции РФ и верховенство конституций (уставов) субъектов РФ в системе региональных правовых актов. Учитывая такую значимость конституционного судопроизводства, Н.С. Бондарь называет Конституционный Суд «судом над властью»[8].
В конституционном судопроизводстве отсутствует инстанционность. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ принимают свои решения самостоятельно, Конституционный Суд РФ не может их отменить. Однако если они ориентируют правоприменителя на законодательство, противоречащее Конституции РФ, Конституционный Суд РФ, подтвердив это своим решением, фактически нуллифицирует решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Итогом конституционного судопроизводства является вынесение Конституционным Судом РФ решения, которое является окончательным и не подлежит обжалованию.
Как отмечает сам Конституционный Суд РФ, его решения, по существу имеют такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как и решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как и нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам иных судов (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П). Фактически, они приравниваются, как и нормативные акты, к источникам права.
Существуют и другие процессуальные особенности конституционного судопроизводства. В общих чертах можно сказать, что конституционное судопроизводство является не правоприменительной деятельностью в собственном смысле этого слова, а больше связано с анализом, творчеством при осуществлении конституционного контроля.
Таким образом, конституционный судебный процесс можно определить
как:
• систему (совокупность) процессуальных действий по отправлению конституционного правосудия;
• порядок осуществления правосудия по конституционным делам;
• совокупность правоотношений, возникающих при рассмотрении и разрешении конституционных дел;
• совокупность юридических норм, закрепляющих порядок осуществления конституционного судопроизводства.
[1] См.: Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учеб. пособие. М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1997. С. 113-114.
[2]
Евдокимов В.Б. Конституционное судопроизводство в США. Екатеринбург,
1996. С. 3.
[3] См.: Райкова Н.С. Сущность конституционного судопроизводства // Журнал конституционного правосудия. 2008. № 5. С. 17-22.
[4] См.: Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., 1998. С. 146 - 147.
[5] См.: Маклаков В.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. Т. 2. С. 341.
[6]
Райкова Н.С. Сущность конституционного судопроизводства // Журнал конституционного правосудия. 2008. № 5. С. 17-22.
[7]
См.: Бланкенагель А. Российский Конституционный Суд: видение собственного статуса // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1994. № 2. С. 35.
[8] См.: Бондарь Н.С. Конституционный Суд России: не "квазисуд", а больше, чем суд // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 3. С. 30.
|