В целях реализации норм Федерального закона N 488-ФЗ "О промышленной политике в России", постановления Правительства России N 708 "О специальных инвестиционных контрактах в отдельных отраслях промышленности" от 16 июля 2015 г. Минпромторгом России подготовлен проект приказа Минпромторга России "Об утверждении порядка контроля за выполнением инвестором обязательств, принятых по специальному инвестиционному контракту".
Проект приказа устанавливает правила и цели осуществления контроля за выполнением инвесторами обязательств, принятых по специальным инвестиционным контрактам, за исключением специальных инвестиционных контрактов, заключаемых субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями без участия Российской Федерации. Кроме того, устанавливаются формы отчета о выполнении инвестором обязательств, принятых по специальному инвестиционному контракту.
Результатом осуществления контроля является акт о выполнении (невыполнении) инвестором обязательств, принятых по специальному инвестиционному контракту, за отчетный период либо за период действия специального инвестиционного контракта.
Согласно положениям проекта приказа регламентируется порядок подготовки и согласования указанного акта (при необходимости) с уполномоченными органами субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
В гл. 2 "Стимулирование деятельности в сфере промышленности" вышеуказанного Закона (ст. 16 "Специальный инвестиционный контракт") предусматривается особая мера стимулирования промышленной деятельности - специальный инвестиционный контракт (далее - СИК), который заключается между Россией в лице уполномоченного органа и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции в России и иные обязательства социально-экономического характера.
СИК заключается в отношении инвестора, являющегося стороной СИК, и (или) иных лиц, указанных в СИК, в целях определения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Сторонами СИК могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия России наряду с субъектом России стороной такого контракта может быть муниципальное образование.
Предмет контракта представляет собой разновидность инвестиционной деятельности - создание, модернизацию и освоение производства промышленной продукции, осуществление которых немыслимо без вложения инвестиций.
СИК заключается в простой письменной форме от имени Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение таких контрактов в отраслях промышленности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по типовым формам, утвержденным Правительством Российской Федерации для отдельных отраслей промышленности. При этом в согласовании условий специального инвестиционного контракта в обязательном порядке участвуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, и иные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, указанных в специальном инвестиционном контракте. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок мониторинга исполнения инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и контроля за исполнением этих обязательств.
Порядок заключения СИК субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом порядка заключения специального инвестиционного контракта, установленного Правительством Российской Федерации, и типовых форм, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Помимо упомянутых выше конкретных положений, в ч. 3 ст. 16 Закона изложен примерный перечень условий, которые может содержать СИК:
- срок действия СИК, установленный в соответствии с ч. 4 указанной статьи (до 10 лет);
- характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается;
- перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;
- перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия СИК к инвестору и (или) иным указанным в нем лицам;
- иные обеспечивающие выполнение СИК условия.
В ч. 5-7 ст. 16 Закона предусмотрены различного рода послабления для инвесторов, являющихся стороной СИК. Так, если после заключения СИК вступают в силу федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) нормативные правовые акты субъектов Федерации (за исключением федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых во исполнение международных договоров Российской Федерации, и нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, подлежащих применению в Российской Федерации), устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении выполнения СИК или изменяющие обязательные требования к промышленной продукции и (или) к связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации по сравнению с действовавшими в момент заключения СИК режимами запретов и ограничений или обязательными требованиями, такие федеральные законы, и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и (или) нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также вносимые в них изменения не применяются в отношении инвестора.
Для инвестора, являющегося стороной СИК, и (или) иных указанных в нем лиц стабильность предусмотренных совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований с учетом положений настоящей статьи гарантируется на весь срок действия контракта.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 3 декабря 2015 г. было упомянуто: "Предлагаю в рамках таких контрактов предоставить право регионам снижать до нуля ставку налога на прибыль. Некоторые руководители прямо просят об этом, чтобы инвесторы могли покрыть свои капитальные затраты на создание новых производств".
Кроме этого, законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия СИК гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной СИК, и (или) иных указанных в нем лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной СИК, и (или) иных указанных в СИК лиц в момент заключения контракта.
Таким образом, в Законе присутствует интересная идея "специального инвестиционного контракта", которая может в дальнейшем преобразоваться в полноценную концепцию закона о приоритетных инвестиционных проектах.
Сейчас федеральное законодательство только определяет понятие приоритетного инвестиционного проекта. Согласно ст. 1 Федерального закона N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г., инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Рассмотрим следующий инструмент промышленной политики - государственную информационную систему промышленности.
Государственная информационная система промышленности создается в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики и осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти по стимулированию деятельности в сфере промышленности, информирования о предоставляемой поддержке субъектам деятельности в сфере промышленности и повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе ее развития.
Создание государственной информационной системы промышленности направлено на решение следующих задач:
а) создание и развитие современной промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне;
б) создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;
в) стимулирование внедрения результатов интеллектуальной деятельности и освоения производства инновационной промышленной продукции субъектами деятельности в сфере промышленности;
г) стимулирование рационального и эффективного использования материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, обеспечения повышения производительности труда и внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий субъектами деятельности в сфере промышленности;
д) увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;
е) поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности и модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;
ж) снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;
з) обеспечение технологической независимости национальной экономики.
Государственная информационная система промышленности состоит из следующих компонентов:
а) комплекс обеспечения доступа к сведениям государственной информационной системы промышленности, включающий в себя внешние и внутренние портальные интерфейсы и подсистему интеграции данных и приложений;
б) комплекс формирования отчетности и оперативного оповещения пользователей;
в) аналитический комплекс, обеспечивающий формирование оценки состояния и прогнозов развития отраслей промышленности, мониторинг и анализ результатов реализации государственных программ и мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, мониторинг эффективности использования и развития промышленного потенциала, мониторинг и анализ импорта промышленной продукции и технологий, мониторинг и анализ реализации программ импортозамещения и внедрения наилучших доступных технологий, решение иных задач аналитической обработки данных в интересах участников функционирования государственной информационной системы промышленности;
г) комплекс мониторинга рынков и технологий, обеспечивающий сбор и анализ данных, а также прогнозирование развития передовых технологий промышленного производства и мировых рынков сбыта высокотехнологичной продукции;
д) единое хранилище данных, обеспечивающее управление хранением и доступом к информации, включаемой в государственную информационную систему промышленности, а также ведение нормативно-справочной системы и метаданных, необходимых для функционирования этой системы;
е) комплексная система обеспечения информационной безопасности государственной информационной системы промышленности;
ж) комплекс программных средств, необходимых субъектам государственной информационной системы промышленности для обязательного предоставления данных в государственную информационную систему промышленности, доступность и бесплатность которых обеспечивает оператор государственной информационной системы промышленности.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет ведение государственной информационной системы промышленности и является ее координатором, выполняющим в том числе функции оператора, обеспечивающего ее создание, эксплуатацию и совершенствование (далее - оператор).
Создание и эксплуатация государственной информационной системы промышленности, в том числе внесение в нее информации, обработка, хранение и использование информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности, осуществляются с применением стандартизированных технических и программных средств, в том числе позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов.
Взаимодействие государственной информационной системы промышленности с иными государственными и муниципальными информационными системами осуществляется посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Обладателем информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности, является Российская Федерация. От имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности, осуществляются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Программно-технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Защита информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер и осуществления контроля за эксплуатацией государственной информационной системы промышленности. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности осуществляется:
а) формирование требований к защите информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности;
б) разработка и внедрение системы (подсистемы) защиты информации государственной информационной системы промышленности;
в) применение сертифицированных по требованиям безопасности информации средств защиты информации, а также проверка государственной информационной системы промышленности на соответствие требованиям защиты информации;
г) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;
д) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации государственной информационной системы промышленности.
При выборе программно-технических средств для создания и совершенствования государственной информационной системы промышленности предпочтение отдается программно-техническим средствам отечественного происхождения в соответствии с планами импортозамещения в области информационных технологий.
В ходе создания и совершенствования государственной информационной системы промышленности Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в том числе выполняя функции оператора:
а) формирует стратегии и планы мероприятий по вопросам создания и совершенствования государственной информационной системы промышленности и обеспечивает контроль за их исполнением;
б) обеспечивает согласование перечня информационных ресурсов, которые должны быть интегрированы в государственную информационную систему промышленности, и состава сведений, запрашиваемых через систему;
в) координирует действия субъектов государственной информационной системы промышленности в области ее создания и совершенствования;
г) определяет функциональные и технические требования к государственной информационной системе промышленности;
д) утверждает организационно-распорядительные и методические документы, необходимые для обеспечения функционирования государственной информационной системы промышленности, в том числе в части формирования и обработки данных, а также в части предоставления и анализа информации, содержащейся в системе;
е) определяет методы гармонизации информации, унификации, сбора, контроля и обработки данных, а также регламенты информационного обмена между государственной информационной системой промышленности и иными негосударственными информационными системами;
ж) обеспечивает соответствие государственной информационной системы промышленности требованиям информационной безопасности, в том числе формирует требования по сбору и обработке информации ограниченного доступа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В ходе создания и совершенствования государственной информационной системы промышленности информация, указанная в ч. 4 ст. 14 Закона и содержащаяся в базах данных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, вносится в единое хранилище данных государственной информационной системы промышленности посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Совершенствование государственной информационной системы промышленности осуществляется путем развития и модернизации программно-технических средств с учетом концепции развития государственной информационной системы промышленности, утверждаемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" от 24 мая 2010 г.
Взаимодействие государственной информационной системы промышленности с иными государственными информационными системами осуществляется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, на основании соглашений об информационном взаимодействии, заключаемых между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и субъектами государственной информационной системы промышленности.
Информационный обмен между государственной информационной системой промышленности и иными государственными и муниципальными информационными системами осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В целях защиты информации оператор в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области персональных данных обеспечивает:
а) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
б) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
в) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
г) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которых нарушается их функционирование;
д) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
е) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
В 2014 г. актуализированы и приведены в соответствие с утвержденными параметрами федерального бюджета на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. 39 государственных программ.
В течение 2014 г. осуществлялась реализация 39 из 40 утвержденных
Так, в соответствии с распоряжением Правительства России N 1447-р от 1 августа 2014 г. и постановлением Правительством России N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации" от 15 апреля 2014 г. была утверждена государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Программа).
В Программе выделяются следующие группы отраслей.
Во-первых, это новые отрасли и производства, ориентированные на новые рынки (не существующие или незначительные по объему, но в долгосрочной перспективе являющиеся основой новой промышленности, например новые материалы): композиты; редкие и редкоземельные металлы.
Во-вторых, это традиционные отрасли, продукция которых ориентирована на потребительский сектор, преимущественно на внутреннем рынке (далее - отрасли, ориентированные на потребительский рынок): автомобильная промышленность; легкая промышленность; народные художественные промыслы.
В-третьих, это традиционные отрасли, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос, создаваемый как национальной промышленностью, так и на мировых рынках (далее - отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос): металлургия; тяжелое машиностроение; транспортное машиностроение; энергомашиностроение; станкостроение; лесная промышленность; сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение в пищевой и перерабатывающей промышленности; машиностроение специализированных производств; химический комплекс.
В-четвертых, это традиционные отрасли и предприятия отдельных отраслей, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу (ОПК) и действующие на рынках с ограниченным числом покупателей.
В Программе утверждено 164 индикатора и показателя, плановое значение достигнуто или перевыполнено по 92, не достигнуто - по 51. Средняя степень достижения показателей Программы - 96,0%.
В числе семи показателей не достигли планового уровня "Индекс промышленного производства, к предыдущему году" (101,7% вместо запланированных 103,2%) в связи с замедлением экономического роста, "Индекс промышленного производства (показатель, ориентированный на потребительский рынок), к предыдущему году" (100,4% вместо запланированных 105,8%), "Индекс промышленного производства (показатель, ориентированный на потребительский рынок) к 2011 году" (105,5% вместо запланированных 123,2%) - из-за падения потребительского спроса, вызванного замедлением темпов роста реальных доходов населения, "Индекс промышленного производства (показатель, ориентированный на инвестиционный и промежуточный спрос), к предыдущему году" (101,9% вместо запланированных 102,8%). Также не достигнуто плановое значение показателя "Индекс промышленного производства к 2011 году" (105,6% вместо запланированных 108,9%), характеризующего достижение показателей Указа Президента России N 596 от 7 мая 2012 г. (далее - Указ).
В целом присутствует 57 показателей и индикаторов, характеризующих достижение значений, установленных Указом. Из них: достигнуто плановое значение - 26, не достигнуто - 18. Основной причиной недостижения запланированных значений является снижение объемов производства, вызванное сокращением платежеспособного спроса, повышением процентных ставок по кредитам, привлекаемым компаниями для пополнения оборотного капитала, а также ростом цен на импортные комплектующие в связи со снижением курса национальной валюты. Как следствие, рост производительности труда по ряду отраслей промышленности также не достиг плановых значений в связи с сокращением объемов выпуска основных видов продукции и недозагрузкой производственных мощностей предприятий соответствующей отрасли.
В сентябре 2014 г. на базе существующего уже несколько лет Российского фонда технологического развития (РФТР) был создан Фонд развития промышленности для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, а также проведения технико-экономических и финансово-экономических обоснований. Фонд находится в ведении Минпромторга.
Идею создания фонда развития отечественной промышленности высказал президент Владимир Путин, выступая в мае на Петербургском международном экономическом форуме.
Тогда он призвал за счет модернизации промышленности и строительства новых предприятий, а также локализации конкурентного производства в России сократить объем импорта по многим позициям.
Глава государства поручил проанализировать возможности конкурентного импортозамещения, в частности в промышленности, а также разработать пакет мер по поддержке отечественных предприятий, способных производить такую продукцию.
В качестве одной из важнейших задач в сфере реализации государственной программы рассматривается обеспечение основных планируемых мер правового регулирования (см. табл. 3).
Таблица 3
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы
Вид нормативного правового акта
Основные положения нормативного правового акта
Ответственный исполнитель
Ожидаемый срок принятия (год)
Государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Подпрограмма 18. Промышленные биотехнологии
Проект постановления Правительства России
Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям химического комплекса на компенсацию части затрат, понесенных в 2017-2020 гг. на реализацию комплексных инвестиционных проектов по созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий
Министерство промышленности и торговли России
2016 год
Постановлением Правительства N 831 от 11 августа 2015 г. в рамках госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" установлены порядок и условия предоставления субсидий управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков.
Подписанным постановлением утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2013-2016 гг. на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков (далее, соответственно, - Правила, субсидии, управляющие компании). Правилами установлен порядок и условия предоставления субсидий.
Субсидии - источник финансирования (возмещения) части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат управляющих компаний на уплату процентов по кредитам.
В соответствии с Правилами субсидия предоставляется на основании договора, заключаемого на весь срок реализации инвестиционного проекта создания объектов индустриального (промышленного) парка и (или) технопарка, но не более чем до 2020 г.
Из табл. 4 можно сделать вывод о том, что законодатель предусматривает субсидию для эффективной реализации государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы".
Таблица 4
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы
Вид нормативного правового акта
Основные положения нормативного правового акта
Ответственный исполнитель
Ожидаемый срок принятия (год)
1
2
3
4
Государственная программа "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы"
Подпрограмма 1. Самолетостроение
1.1. Субсидии российским организациям самолетостроения на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлекаемым с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации на финансирование проектов по оптимизации и модернизации структуры их активов и систем управления
Проект постановления Правительства Российской Федерации
О Правилах предоставления субсидий российским организациям самолетостроения на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлекаемым с предоставлением государственных гарантий России на финансирование проектов по оптимизации и модернизации структуры их активов и систем управления
Министерство промышленности и торговли России
2016 год
Уровень гармонизации национальных стандартов с международными в 2015 году составит 48%, а в 2020 г. - 56,5%. За счет реализации государственной программы будет обеспечено ежегодное обновление фонда национальных стандартов на уровне, соответствующем мировому (10-12%). Применение современных национальных стандартов и средств измерений позволит российским товаропроизводителям повысить экспорт их продукции на 5-7%.
По мнению начальника инспекции Счетной палаты Сергея Орлова, госпрограмма "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" с высокой долей вероятности столкнется с риском недофинансирования, так как 93,5% его объема, по замыслу Минпромторга России, должны быть привлечены из внебюджетных источников. Ряд ее подпрограмм, указал представитель Счетной палаты, заведомо нереализуемы: соответствующие предприятия находятся в стадии банкротства, производства остановлены, производственные коллективы практически перестали существовать. На фоне выпадения целых классов номенклатуры машиностроительной продукции страна потеряла также целый ряд ключевых компетенций и технологий, констатировал Сергей Орлов. По его мнению, следует сконцентрировать ограниченные бюджетные ресурсы на реализации 1-2 стратегически важных подпрограмм, которые сыграют роль локомотива для машиностроительного сектора и развития элементной базы; в противном случае, считает он, реализация госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" сведется к бессмысленному с точки зрения интересов страны освоению федеральных средств.
В госпрограмме есть амбициозные задачи, выраженные в относительных цифрах и контрольных событиях, отметил заместитель генерального директора ОАО "Межведомственный аналитический центр" Юрий Симачев, но нет ни понимания, где место нашей страны на конкретных рынках, ни мониторинговых целевых показателей, ни внятных сценариев, которые бы учитывали риски реализации конкретных подпрограмм и предусматривали перераспределение ресурсов между ними.
Сергей Недорослев, председатель совета директоров Группы "Каскол", член Экспертного совета при Правительстве России, назвал слабым местом госпрограммы отсутствие в ней целевых показателей улучшения структуры высокотехнологичных индустрий, а равно и корреляции ее программных мероприятий со структурной ситуацией в промышленности. "В экономиках других стран G8 большая доля добавленной стоимости производится не в компаниях-гигантах, а на малых и средних высокотехнологичных предприятиях", - отметил он.
Авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике России: благодаря тесной связи с другими (обеспечивающими) отраслями ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики способно оказать значительное влияние на темпы перехода страны на инновационные рельсы развития. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны.
В Программе предусмотрено 88 индикаторов и показателей. В их числе: плановое значение достигнуто или перевыполнено - 33, не достигнуто - 42 (в том числе по четырем показателям, характеризующим достижение значений Указа Президента Российской Федерации N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" от 7 мая 2012 г. (далее - Указ): "Производительность труда на предприятиях отрасли двигателестроения", "Производительность труда на предприятиях отрасли приборостроения", "Производительность труда на предприятиях отрасли агрегатостроения", "Объем производства гражданской продукции отрасли авиастроения в денежном выражении к уровню 2011 года").
В целом в Программе присутствует семь показателей и индикаторов, характеризующих достижение значений, установленных Указом. Из них: достигнуто плановое значение - 3, не достигнуто - 4. По материалам Минпромторга России, основной причиной недостижения запланированных значений является сокращение экспортных заказов и превышение планового значения доли занятых в авиастроении. Более развернутое обоснование отклонений значений отсутствует.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 506-12 от 2 июня 2014 г. утверждена государственная программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (далее - Программа).
Развитие атомного энергопромышленного комплекса базируется на основе прогноза долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 г. с учетом ожидаемых результатов социально-экономического развития и обоснования внутренних и внешних условий достижения целевых показателей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1662-р от 17 ноября 2008 г.
К числу показателей, характеризующих реализацию Программы в целом, направленных на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от N 596 7 мая 2012 г. "О долгосрочной государственной экономической политике", относятся прежде всего показатели наращивания объемов реализации гражданской продукции атомного энергопромышленного комплекса к 2020 г. до 14,9 процента и роста производительности труда в организациях атомного энергопромышленного комплекса к 2020 г. на 58% относительно уровня 2011 г. Запланированный среднегодовой темп роста этих показателей занимает среднюю позицию между среднегодовыми значениями умеренно-оптимистического и форсированного вариантов долгосрочного прогноза.
Таким образом, анализ действующих государственных программ в промышленной сфере выявил ряд проблем как системного, так и специального характера. Раскроим их более подробно:
- в настоящее время отсутствует полноценная система стратегических документов, которые задавали бы актуальные приоритеты социально-экономического развития и государственной политики в сфере промышленности, как того требует Федеральный закон N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в России" от 28 июня 2014 г.;
- при этом большинство действующих стратегических документов (Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, отраслевые документы стратегического планирования) утверждены в других макроэкономических и внешнеполитических реалиях и не пересматривались в последние годы на предмет увязки с заявленными приоритетами государственной политики (например, установленными указами Президента России от 7 мая 2012 г.);
- в то же время в действующей нормативной и методической базе формирования и реализации государственных программ отсутствуют требования об обязательном отражении в них показателей стратегических документов и их целевых значений, что не позволяет обеспечить полноценную увязку данных документов;
- зачастую значения показателей рассчитываются на основе ведомственной отчетности либо специфических исходных показателей, рассчитываемых самими ответственными исполнителями (соисполнителями, участниками), в результате чего невозможна или существенно затруднена внешняя оценка достоверности фактических значений показателей;
- в ряде случаев структура государственных программ (подпрограммы и основные мероприятия) чрезмерно детализирована (например, в государственной программе "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" выделены пять программ, посвященных различным подотраслям машиностроения, при этом часть из них не предусматривает расходов федерального бюджета, а некоторые состоят из 1-2 основных мероприятий).
|