При рассмотрении базовых ключевых для курса понятий, относящихся к системе конституционного правосудия, необходимо вначале сосредоточиться на характеристике публичных властных отношений и правовой природе судебной ветви власти.
Власть в широком смысле слова - это способность одного лица управлять поведением другого, используя разнообразные механизмы психики. Это широкое понятие конкретизируется в политической и юридической науках как способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и деятельность граждан и общностей, исходя из сформулированных идей общего блага и общих интересов. Понятие «государственная власть» не равно понятию публичной власти (последнее шире, так как публичная власть может быть представлена не только государственными структурами, а, например, органами местного самоуправления), также иногда выделяется из понятия «политическая власть», конкретизируется через систему органов государственной власти и управления. Таким образом, рассмотренные родственные понятия по степени их конкретизации и сужения можно расположить так: власть ^ публичная власть ^ политическая власть ^ государственная власть.
Судебная власть может рассматриваться как разновидность публичной государственной власти, как ее ветвь, направление, одна из форм. Существует определение судебной власти, которое дается доктриной права, основанное на легальных источниках, через систему законодательства. Так, под судебной властью принято понимать: во-первых, совокупность полномочий по осуществлению правосудия; во-вторых, систему государственных органов, осуществляющих полномочия по осуществлению правосудия. Второе значение стоит ближе к понятию система судебной власти, также закрепляемому законодательно.
Само понятие «правосудие» наглядно отражает неразрывность понятий «право» и «суд», «судебная власть». Правовая природа публичной судебной власти определяется и подтверждается следующими фактами и обстоятельствами:
- общепризнанными функциями судебной власти: осуществление правосудия, судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер государственного принуждения; толкованием правовых норм; удостоверением фактов, имеющих юридическое значение;
- закрепленностью данного понятия в системе конституционного законодательства. В системе источников конституционного права РФ закреплен статус судебной власти как самостоятельной, обособленной от других ветвей власти (глава 7 Конституции РФ). Также данное понятие закреплено федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации»;
- наличием обширной государственно-правовой системы, являющейся «подпоркой» для судебной власти, ее организационной, материальной основой. К такой материально-правовой «подпорке» судебной власти относятся все органы юстиции в широком смысле слова.[1]
Под термином «юстиция», опираясь на старинную античную правовую традицию, принято обозначать систему судебных учреждений, судебное ведомство. Это совокупность органов, осуществляющих правосудие, а также их деятельность (правоохранительная и правоприменительная деятельность государства) - форма, в которой реализуется правосудие. В этом смысле значение термина полностью дублируется его происхождением.[2] Первоначальный смысл термина в его широком историческом значении, связанным с судебными полномочиями государственной власти, также отражен и в более поздних европейский правовых традициях. Так, Юстицией называли в испанском Арагоне учреждение, ограничивающее судебные полномочия короля. В современных государствах термин широк и используется для родственных правовых институтов, управленческих и квазисудебных органов и процедур, таких как «ювенальная юстиция», «административная юстиция», «министерство юстиции» и др.
В теории государства и права судебная власть и правовое государство неразрывно связаны. Понятие «правовое государство» доктринально трактуется очень широко, имеет нюансы значения и богатую историкофилософскую традицию.
Концепция правового государства восходит к античным учениям о государстве, в частности, учению Аристотеля о правильных и неправильных его формах. Значительная часть доктрины была выработана в Новое время усилиями мыслителей эпохи Просвещения. В настоящее время выделяют две основные концепции правового государства. Правовой позитивизм, сосредоточенный на изучении внешних, процедурных, регламентарных проявлениях права, трактует правовое государство с формальной точки зрения, фокусируя внимание на эффективности и предсказуемости правовых процедур, на юридической технике, на качестве правотворчества. Теория естественного права сосредотачивается на содержательной трактовке феномена правового государства, объясняя его через суть прав и свобод личности, имеющих естественное происхождение, объявляя их фундаментальной ценностью.
Теории правового государства в современной юридической науке связаны со следующими положениями:
- Подчиненность государственной воли праву, приоритет права перед государством, концепция приоритета законности (в романо-германской правовой семье) или «верховенства право» (в англосаксонской правовой семье), т.е. подчиненность стабильным законам и судебным решениям;
- подчиненность государственной воли общепризнанным принципам, фиксирующим права и свободы личности, восходящие к концепции естественных прав эпохи Просвещения.
Существование правового государства немыслимо без правосудия. Условием его существования являются сформированность институтов, связанных с судебной властью, и реализация следующих принципов:
- отделение судебной власти от других ветвей. Сращение судебной власти с другими ветвями приводит к искажению самой идеи правового государства. Если суд зависит от администрации (исполнительной власти), он не может защитить обратившееся за защитой лицо от применения административного произвола. Если он сращивается с законодательной властью, это чревато произвольным толкованием законодательных норм;
- преследование правонарушителей и назначение наказаний судом должно быть исключительно согласно прозрачным и легитимно принятым процедурам и нормам;
- соразмерность наказания за правонарушение вине и тяжести содеянного на основе принципа равенства обвиняемых перед законом и судом;
существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных правоохранительных органов (судебных органов, полиции и др.).
[1] В узком смысле термина «органы юстиции» - устойчивое словосочетание для совокупного обозначения всех учреждений и ведомств Министерства юстиции.
[2] Юстицией называли богиню правосудия в Древнем Риме; термин происходит от justitia «справедливость, законность», от jus «право».
|