Конституционное государство имеет развитую систему конституционных гарантий. Концепция конституционных гарантий связана с рассмотренным понятием правового государства.
Конституция РФ гарантирует осуществление прав и свобод человека и гражданина (как прямо, имея соответствующие нормы в тексте, так и косвенно, через механизмы защиты самой Конституции). В широком смысле слова гарантии - это положения, направленные на обеспечение незыблемости конституционного строя, для норм, составляющих его, характерен усложненный порядок пересмотра и внесения поправок, наличие конституционного контроля. В узком смысле гарантии - это правовые средства, механизмы, обеспечивающие осуществление прав и свобод человека и гражданина. Их мало провозгласить, необходимы материальные, процедурно-процессуальные принципы и механизмы, которые позволят их реализовать. Гарантировать права и свободы (т. е. взять на себя обязанность по их обеспечению) рассматривается правоведами как обязанность государства.
Принято выделять несколько видов гарантий: материальные, экономические, политические и юридические. С определенной долей условности юридические гарантии подразделяются на общие и судебные.
К общим судебным гарантиям по тексту Конституции относятся:
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (п. 1, ст. 45).
2. Самозащита прав всеми способами, не запрещенными законом (п. 2, ст. 45).
3. Международная защита прав и свобод человека (п. 3, ст. 46, а также п. 4, ст. 15, признающая в качестве составной части правовой системы РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации).
4. Гарантия судебной защиты прав и свобод для каждого (п. 1, ст. 46).
5. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
6. Неотъемлемость прав и свобод (ст. 55).
7. Самостоятельная реализация прав и свобод по достижении возраста дееспособности (18 лет) (ст. 60).
8. Предоставление защиты и покровительства Россией своим гражданам, находящимся за границей (п. 2, ст. 61).
9. Принцип равного доступа к государственной службе для граждан РФ, что предполагает также равный доступ к должностям в системе органов юстиции и право участвовать в отправлении правосудия. (пп. 4-5, ст. 32).
Специальные судебные гарантии включают принципы судоустройства, формулировки судебных прав человека, процессуальные принципы. Устанавливаются гарантии подсудности, т.е. запрет лишения права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (п. 1, ст. 47).
1. Как важнейший принцип судопроизводства устанавливается презумпция невиновности (п. 1 - 3, ст. 49) в его полной всесторонней формулировке, включающей и установление невиновности человека по умолчанию, в качестве принимаемой нормы, и возложение бремени доказывания виновности на государство и трактовку сомнений в пользу обвиняемой стороны.
2. Право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной (п. 1, ст. 48).
3. Гуманистический принцип судопроизводства, согласно которому запрещается повторное осуждение за одно и то же преступление (п. 1, ст. 50).
4. Принцип недействительности доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства (п. 2, ст. 50).
5. Право лица на пересмотр судебного решения вышестоящим судом, право на просьбу о помиловании или смягчении наказания (п. 3, ст. 50).
6. Гарантии от самообвинения, отсутствие обязанности свидетельствовать против близких родственников, лиц, связанных семейными отношениями (п. 1, ст. 51).
7. Установление прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, что принимается государством в качестве обязанности (ст. 52).
Судебная система сама как феномен правовой жизни государства имеет конституционные гарантии. К гарантиям правосудия относятся следующие принципы и положения законодательства:
- согласно конституции, судебные органы - единственные, которые могут осуществлять правосудие, имеют судебные прерогативы;
- каждый судебный орган пользуется самостоятельностью при разрешении конкретных дел. Никто, кроме государственных судебных органов, не может рассматривать гражданские, уголовные, административные и другие дела. Существование квазисудебных органов (третейских судов, «судов чести») не опровергает данного принципа в связи с тем, что названные общественные институты не входят, согласно законодательству, в судебную систему страны, не являются носителями судебной власти и не могут осуществлять государственное принуждение.
Конституция запрещает создание чрезвычайных судов и осуществление чрезвычайного правосудия. Статья 35 (п. 1-2) ФКЗ «О чрезвычайном положении» устанавливает сохранение при введении такого положения всей полноты судебной власти и сохранений всей судебной системы, допускается только изменение территориальной подсудности дел.
ФКЗ «О системе судебной власти» устанавливает исчерпывающий перечень форм судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное. Конституция РФ называет лишь верхний уровень судебной системы: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, однако следующий уровень законодательства конкретизирует систему судебной власти и судопроизводства. Конституционные положения о судебной власти развиты в ФКЗ: «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации» «О военных судах Российской Федерации» и др. К гарантиям работы судебной системы относится также установление Конституцией базовых элементов правового статуса судей в РФ (принципов независимости, неприкосновенности, несменяемости судей и особого порядка прекращения их полномочий). Конкретизирует статус судей и доступ лиц к судебной власти, особые требования к личности соискателей: возрасту, образованию, опыту работы.
К гарантиям существования и полноценной работы судебной власти также относится установленный законодательно принцип единства судебной системы РФ. Данный принцип реализуется через:
- закрепление правового института судебной системы в Конституции и ФКЗ;
- установление единых правил судопроизводства и обязанность судей их соблюдать;
- обязательность исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
- закрепление единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства.
Экономической гарантией работы судебной системы являются федеральные источники формирования бюджета судебных органов власти.
|