Место судебной власти в системе государственных органов в первую очередь определяется принципом разделения властей, который подразумевает обособленность судопроизводства от законодательной и исполнительной ветви власти. Кроме того, место данной ветви власти определяется местоположением и формулировками статей Конституции, регламентирующими статус судебной власти; наличием развитой системы федеральных конституционных законодательных актов; федеративным территориальным устройством страны, диктующим расчлененность государственной власти по горизонтали и в то же время принципом единства судебной системы.
Название главы 7 Конституции «Судебная власть и Прокуратура» содержит неявное указание на родство судов и прокуратуры как правоохранительных органов, осуществляющих юстицию в государстве. Однако судебная власть и прокуратура являют собой системы с различными функциями, организационно обособленными структурами, несмотря на то, что прокуратура исторически, традиционно имеет функцию надзора за законностью, представления стороны обвинения в уголовном судопроизводстве и тем составляет существенную опору судебным органам.
Место судебных органов определяется также формулировками Конституции, которые содержат перечень органов государственной власти, относя к таковым в одном ряду с судами Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации (п. 1, ст. 11).
Место судебных органов власти базируется также на механизмах системы сдержек и противовесов при разделении властей:
- Конституционный и Верховный Суды Российской Федерации обладают согласно Конституции правом законодательной инициативы по предметам их ведения (ст. 104);
- данные суды ведут судопроизводство по конкретным делам, сторонами которых являются другие органы государственной власти.
Особое место в системе сдержек и противовесов, роль арбитра и координатора правотворческой деятельности государства на федеральном уровне принадлежит Конституционному Суду РФ. Эта роль конкретизируется полномочиями, которые подразумевают разрешение им дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125). Также этот орган играет роль ключевого и единственного эксперта в процедуре импичмента Президента РФ.
|