Среда, 27.11.2024, 03:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве. Виды конституционного контроля

Конституционный контроль можно рассматривать как специальную функцию органов государственной власти, суть которой - в реализации особых свойств конституции - верховенства, прямого действия.

Близкими, но отличными являются понятия конституционного контроля и надзора. Контроль охватывает отношения отношений между органами публичной власти, основанные на возможности отмены (приостановлении) актов подконтрольного органа. Надзор предполагает такие отношения между органами публичной власти, пределами которых является лишь возможность обращения внимания, указания на несоответствие конституции акта, изданного поднадзорным органом.

Мировая и отечественная практика знает следующие виды конституционного контроля (надзора), выделяемые в соответствии с разными квалифицирующими основаниями:

во-первых, в зависимости от субъектов конституционного кнтроля, проводящих контролирующие мероприятия:

-       общий конституционный контроль, т.е. осуществляемый главой государства, парламентом, правительством, другими государственными органами (исключая судебные) в процессе осуществления основных функций либо наряду с другими функциями. В рамках данного вида иногда создаются специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.) либо специализированные органы, подобные парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных защитников);

-       конституционный контроль на постоянной основе. Его осуществляют органы конституционного контроля (надзора) - квазисудебные органы. Особенности их статуса таковы, что их решения, как правило, не являются окончательными, а носят предварительный, консультативный характер (к таким органам, например, относятся Конституционный Совет Франции, Конституционный Трибунал Польши и др.);

-       судебный конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции (в том числе административными, арбитражными и др.) и специализированными судами - конституционными. Первый вариант связывают с американской моделью конституционного контроля, второй - с европейской.

Во-вторых, в зависимости от факта промульгации, вступления в силу законодательного акта:

-       предварительный, проводимый на стадии законопроекта, до промульгации, но после принятия парламентом;

-      последующий, проводимый после официального опубликования принятого закона.

В-третьих, по месту осуществления:

-      внутренний - проводится самим органом, который издает акт (например, в парламенте в рамках работы специальной комиссии). Обычно такой контроль является предварительным;

-      внешний - проводится иным органом. Часто является последующим.

В-четвертых, в зависимости от правовых последствий контроля:

-      консультативный. Правовых последствий может не иметь, имеет значение морального авторитета, экспертного мнения;

-      постановляющий. Имеет силу обязательного решения, именно такой контроль в подавляющем большинстве случаев обозначается конституционным.

В-пятых, деление по обязательности проведения:

-      обязательный. Необходим в силу закона, проведение его основано на императивной норме;

-       факультативный. Проводится не по умолчанию, а в случае заявления субъекта конституционного контроля.

В-шестых, учитывая форму, конституционный контроль может быть:

-      абстрактным (подразумевает проверку акта не в связи с конкретным делом, заявлением или требованием). Абстрактным выступает предварительный контроль;

-       конкретным (проводимым по конкретному делу, связанному с нарушенным правом).

В-седьмых, по объему конституционный контроль может быть:

-      полным (охватывает всю систему общественных отношений, регулируемых конституцией);

-      частичным (распространяется некоторые сферы конституционноправовых отношений).

В-восьмых, выделяют формальный и материальный контроль:

-      формальный связан с проверкой соблюдения процедуры принятия нормативного акта;

-      материальный, или содержательный контроль - это контроль по сути, соответствию содержания акта конституции.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (16.04.2017)
Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%