Особую роль в правовой охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ. Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ любых видов нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ рассматривает дела о соответствии федеральных законов Конституции РФ; нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.
Среди актов федерального уровня, конституционность которых Конституционный Суд РФ правомочен проверять, важное значение имеет контроль за законами, к которым относятся федеральные конституционные законы; обычные федеральные законы; не утратившие силу законы СССР и РСФСР; законы о конституционных поправках до их передачи на одобрение органам законодательной власти субъектов Федерации и вступления в силу. Как показывает современная практика, подавляющее число дел о конституционности посвящено контролю Конституционного Суда РФ за обычными федеральными законами, что адекватно реальным потребностям правовой охраны Конституции РФ.
Наряду с федеральными законами Конституционный Суд РФ правомочен разрешать дела о конституционности любых нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ независимо от их формы и наименования. В настоящее время Конституционный Суд РФ активно использует данное полномочие.
В Конституционном Суде РФ проверяется конституционность широкого круга нормативных правовых актов субъектов Федерации. В первую очередь объектом конституционного контроля выступают конституции республик и уставы других субъектов РФ. Кроме того, Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов Федерации, которые изданы по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов. Под нормативным актом субъекта Федерации подразумевается нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной или исполнительной власти субъекта Федерации.
К правомочиям Конституционного Суда РФ относится также проверка договоров, заключаемых между органами государственной власти РФ и ее субъектов, между органами государственной власти двух и более субъектов РФ. К таким договорам в сфере конституционно-правовых отношений относятся, например, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.
По всем перечисленным выше нормативным правовым актам Конституционный Суд РФ осуществляет последующий конституционный контроль, т.е. контроль за вступившими в силу актами, за исключением законов о конституционных поправках.
В то же время Конституционный Суд РФ обладает полномочиями осуществлять предварительный конституционный контроль, связанный с разрешением дел о конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ.
Под юрисдикцию Конституционного Суда РФ подпадают все договоры с иностранными государствами (государством) или международной организацией, независимо от того, заключаются ли они от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры) или федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). По виду и наименованию это может быть договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.
В соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, к которым, в частности, относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, федеральные суды, федеральные министерства, федеральные службы и иные ведомства, Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ и др.); между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Рассматривая такие споры, Конституционный Суд РФ обеспечивает осуществление органами государственной власти компетенции исключительно с точки зрения соответствия нормам Конституции РФ.
Для правовой охраны Конституции РФ важное значение имеет полномочие Конституционного Суда РФ проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
Правом на обращение с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Защита основных прав и свобод человека и гражданина стала одним из главных направлений в деятельности Конституционного Суда РФ в современный период.
Особое положение Конституционного Суда РФ в системе государственной власти в целом и в системе судебной власти в частности проявляется не только в его полномочиях, но и в юридической силе его решений, а также в правовых последствиях их принятия. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ может признать нормативный акт или договор либо отдельные их положения соответствующими или не соответствующими Конституции, а по спорам о компетенции - подтвердить или, наоборот, не признать полномочие соответствующего органа, послужившее причиной спора о компетенции. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ между - народный договор не подлежит введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).
Решения судов или иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Кроме того, подлежат отмене в установленном порядке положения других нормативных актов, основанных на нормативном акте (договоре), признанном неконституционным, воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция РФ.
В соответствии со ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ решения Конституционного Суда РФ окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в силу немедленно после их провозглашения; они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
|