Основными вехами развития конституционного контроля историками права считаются следующие события и явления, приведшие к складыванию основных его моделей.
В рамках англосаксонского права и американской модели конституционного контроля выделяют начало XVII в., когда в Великобритании Тайный совет имел полномочия признавать законы легислатур (законодательных собраний) колоний недействительными, если они противоречили английским законам, изданным Парламентом, по вопросам колониальной политики или общему праву.
В начале XIX в. в США появилась форма конституционного контроля в судебном процессе. В деле У. Мэрбери против Дж. Мэдисона в 1803 г. Верховный суд США постановил, что Федеральная Конституция является высшим законом страны. Из этого проистекает вывод, что законы, принятые Конгрессом, могут быть признаны неконституционными судом. В целом в зарубежных странах идея конституционного контроля связана в первую очередь с правовыми идеалами эпохи Просвещения.
В России история конституционного контроля связана с новым временем советских и постсоветских государственных преобразований.
В период с 1923 по 1931 г., во время действия первой конституции СССР, органом, проверявшим конституционность нормотворчества республик, был Верховный суд СССР. Он выполнял роль экспертного органа, давал заключения для Президиума ЦИК СССР, в сфере его полномочий были только акты исполнительных органов. С принятием Конституции СССР 1936 г. данная форма контроля была утрачена.
1 декабря 1988 года в ст. 125 Конституции СССР были внесены изменения. Появился специальный орган Комитет Конституционного надзора СССР. Предполагалось представительство от каждой из союзных республик и выборы данного органа Съездом народных депутатов СССР.
23 декабря 1989 года был принят закон «О конституционном надзоре в СССР», и орган был сформирован к маю 1990 года. Существовал до декабря 1991 года. Всего за время существования ККН СССР было принято 23 решения.
Следующий этап складывания конституционного контроля связан с принятием действующей конституции.
|